Проект МС ИСО/ПМС 19011:2002

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО АУДИТУ

СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА

И/ИЛИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

 

(Пересмотр ИСО 10011-1:1990, ИСО 10011-2:1991, ИСО 10011-3:1991,

ИСО 14010:1996, ИСО 14011:1996 и ИСО 14012:1996)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО АУДИТУ

СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА

И/ИЛИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

 

(Пересмотр ИСО 10011-1:1990, ИСО 10011-2:1991, ИСО 10011-3:1991,

ИСО 14010:1996, ИСО 14011:1996 и ИСО 14012:1996)

 

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящий Международный Стандарт содержит рекомендации по принципам аудита, управлению программами аудитов, проведению аудитов систем менеджмента качества и/или охраны окружающей среды, а также компетентности аудиторов в проведении этих аудитов.

Это относится ко всем организациям, которым необходимо проводить внутренние и/или внешние аудиты систем менеджмента качества и/или ох­раны окружающей среды и управлять ими.

В принципе, возможно применение настоящего Международного Стандарта к другим видам аудита, но в таких случаях необходимо уделить особое внимание определению компетентности членов группы по аудиту.

2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

Указанный ниже нормативный документ содержит положения, кото­рые посредством ссылок в этом тексте составляют положения настоящего Международного Стандарта. Для жестких ссылок с указанием даты и но­мера издания последующие поправки или пересмотры любых этих публи­каций не применимы. Однако сторонам соглашений, базирующихся на на­стоящем Международном Стандарте, рекомендуется изучить возможности применения самого последнего издания указанного ниже нормативного документа. Для ссылок без указания даты необходимо использовать самое последнее издание этого нормативного документа. Комитеты — члены ИСО и МЭК ведут перечни действующих международных стандартов.

ИСО 9000:2000 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.

3. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

В настоящем документе используются термины и определения, дан­ные в ГОСТ Р ИСО 9000-2001 за исключением п.п. 3.12, 3.13.

3.1 Аудит (проверка): систематический, независимый и документированный  процесс получения свидетельств аудита (проверки) (3.3) и объ­ективного их оценивания с целью установления степени выполнения со­гласованных критериев аудита (проверки) (3.2).

Примечание — Внутренние аудиты (проверки), иногда называемые "аудиты (проверки) первой стороной", проводятся обычно самой организа­цией или от ее имени для внутренних целей и могут служить основанием для принятия декларации о соответствии.

Внешние аудиты (проверки) включают в себя аудиты, обычно называемые "аудиты (проверки) второй стороной" или "аудиты (проверки) третьей стороной".

Аудиты (проверки) второй стороной проводятся сторонами, заинтересованными в деятельности организации, например, потребителями или другими лицами от их имени.

Аудиты (проверки) третьей стороной проводятся внешними независи­мыми организациями. Эти организации осуществляют сертификацию или регистрацию на соответствие требованиям, например, требованиям ГОСТ Р ИСО 9001 и ГОСТ Р ИСО 14001.

3.2 Критерии аудита (проверки): совокупность политики, процедур или требований, которые применяются в виде ссылок.

3.3 Свидетельства аудита (проверки): записи, изложение фактов или другой информации, связанной с критериями аудита (проверки) (3.2), ко­торые могут быть перепроверены.

Примечание - Свидетельство аудита (проверки) может быть качест­венным или количественным.

3.4 Наблюдение(я) аудита (проверки): результат оценки свидетель­ства аудита (проверки) (3.3) в зависимости от критериев аудита (про­верки) (3.2).

Примечание - Наблюдения аудита (проверки) могут указывать на соответствие или несоответствие критериям аудита (проверки) или на возможности улучшения.

3.5 Заключение(я) по результатам аудита (проверки): выходные данные аудита (3.1), предоставленные группой по аудиту (проверке) (3.9) после рассмотрения целей аудита и всех наблюдений аудита (3.4).

3.6 Заказчик аудита (проверки): организация или лицо, заказавшие аудит (проверку) (3.1).

3.7 Проверяемая организация: организация, подвергающаяся аудиту (проверке) (3.1).

3.8 Аудитор: лицо, обладающее компетентностью (3.14) для проведения аудита (проверки) (3.1).

3.9 Группа по аудиту (проверке): один или несколько аудиторов (3.8), проводящих аудит (проверку) (3.1).

Примечания    

1.        Один из аудиторов в группе по аудиту (проверке), как правило, назначается руководителем группы по аудиту.

2.        В группу по аудиту могут входить стажеры и, в случае необходимости технические эксперты (3.10).

3.        В работе группы могут принимать участие наблюдатели, не имеющие полномочий членов группы по аудиту.

3.10.   Технический   эксперт:   лицо,   обладающее специальными знаниями или опытом применительно к объекту, подвергаемому аудиту.

Примечания

1. Под специальными знаниями или опытом подразумеваются знания или опыт применительно к организации, процессу или деятельности, подвергаемым аудиту (3.1), а также знание языка и культуры страны, где проводится аудит.

2. Технический эксперт не имеет полномочий аудитора (3.8) в группе по аудиту (проверке) (3.1).

3.11. Программа аудита (проверки): совокупность одного или нескольких аудитов (проверок)(3.1), запланированных на конкретный период времени и направленных на достижение конкретной цели.

3.12. План аудита: описание деятельности на «месте» и соглашений на проведение аудита (3.1).

3.13. Область аудита: глубина и границы аудита (3.1).

Примечание - Область аудита обычно включает в себя описание местонахождения, организационной структуры видов деятельности и процессов организации, а также указание необходимого периода времени.

3.14. Компетентность: выраженная способность применять свои знания и умение.

4. ПРИНЦИПЫ ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТА

При проведении аудита необходимо руководствоваться рядом принципов. Они делают аудит эффективным и надежным инструментом поддержания политики менеджмента и управления обеспечивая информацией, на основе которой менеджмент может улучшать свои характеристики.

Строгое соблюдение этих принципов является предпосылкой для объективных заключений по результатам аудита, так что аудиторы, работающие независимо друг от друга, сделают такие же заключения при подобных обстоятельствах.

Следующие принципы имеют отношение к самим аудиторам:

Этичное поведение - основа профессионализма

Доверие, честность, конфиденциальность и вежливость очень важны при проведении аудита.

Беспристрастность — обязательство по предоставлению правдивых и точных отчетов

Наблюдения аудитов, заключения по результатам аудита и записи от­ражают правдиво и точно деятельность по аудиту. Существенные помехи, выявленные во время аудита, а также неразрешенные проблемы или разно­гласия между группой аудиторов и проверяемой организацией отражаются в отчетах.

Профессиональная осмотрительность — прилежание и здравый смысл при проведении аудита

Профессиональная осмотрительность аудиторов соответствует важно­сти выполняемого задания и доверительности со стороны клиентов и дру­гих заинтересованных сторон. Необходимая компетентность является важ­ной предпосылкой.

Следующие принципы относятся к процессу аудита:

Аудит должен быть независимым и систематическим, и эти характе­ристики связаны со следующими принципами проведения аудита:

Независимость — основа беспристрастности и объективности заключений аудита.

Аудиторы независимы в своей деятельности и свободны от предубеж­дений и конфликта интересов. Аудиторы поддерживают объективное мне­ние во время всего процесса аудита с целью обеспечения того, что в основе наблюдений и заключений находится только свидетельство.

Свидетельство — разумная основа для достижения надежных и воспроизводимых заключении в процессе систематического аудита.

Свидетельство аудита проверяемо. Оно основывается на выборках существующей информации, поскольку аудит осуществляется в ограни­ченный период времени и с ограниченными ресурсами. Соответствующее использование выборок связано с доверием, которое имеет место при за­ключении аудита.

Рекомендации в следующих разделах Международного Стандарта основываются на вышеуказанных принципах.

5. УПРАВЛЕНИЕ ПРОГРАММОЙ АУДИТА

5.1 Общие положения

Организация, которой необходимо провести аудит, должна внедрить и поддерживать эффективную и результативную программу аудита. Цель программы аудита - спланировать вид и количество аудитов, идентифицировать  и обеспечить ресурсами, необходимыми для их проведения.

Программа может включать в себя аудиты, цель которых различна. В зависимости от размера, направленности, сложности проверяемой организации программа может предусматривать один, несколько и много аудитов, а также совместные и комплексные аудиты.

Высшему руководству организации предоставляются полномочия по управлению программой аудита. Управление программой аудита преду­сматривает:

а) определение целей и объема программы аудита;

б) определение ответственности, ресурсов и процедур;

в) обеспечение внедрения программы;

г) отслеживание и анализ программы;

д) поддержание записей программы аудита.

Рис.1 иллюстрирует применение цикла "Планирование — Осуществление — Проверка — Действие" к управлению программой аудита.

 

Примечание - Цифры а скобках указывают -соответствующий раздел Международного Стандарта.

 

Если организация работает с системами менеджмента и охраны окружающей среды, то возможно, что программа аудита будет предусматривать комплексные аудиты. В этих случаях необходимо обратить внимание на компетентность группы аудита.

Две или более проверяющие организации могут сотрудничать, осуще­ствляя совместный аудит. В этом случае необходимо обратить внимание на разделение ответственности и обеспечение дополнительными ресурсами. Группы аудита должны иметь дополнительную компетентность и соответ­ствующие процедуры. Прежде чем начнется аудит, необходимо достичь соглашения по этим вопросам.

Практическая помощь — примеры программ аудита

Управление программой аудита включает в себя планирование, обеспечение ресурсами, разработку процедур для проведения аудитов в объеме программы.

Примеры программы аудита:

а) ряд внутренних аудитов, охватывающих систему менеджмента качества организации, в текущем году;

б) аудиты по сертификации и инспекционные аудиты, проводимые органом по сертификации систем менеджмента охраны окружающей среды в качестве третьей стороны в период времени, согласованный между органом по сертификации и заказчиком;

с) аудиты второй стороной системы менеджмента потенциальных поставщиков критической продукции должны проводиться в течение 6 месяцев.

5.2 Цели и объем программы аудита

5.2.1 Цели программы аудита

Для того чтобы спланировать аудиты и провести их, необходимо определить цели программ аудитов. Организации могут достичь цели в од­ном аудите в зависимости от размера, типа, комплексности. Эти цели могут базироваться на:

а) приоритетах менеджмента;

б) коммерческих намерениях;

в) требованиях системы менеджмента;

г) требованиях, предусмотренных контрактом, и обязательных требованиях;

д) необходимости оценки поставщика;

е) потенциальных рисках организации;

ж) требованиях поставщика;

з) нуждах других заинтересованных сторон.

Практическая помощь — примеры целей программы аудита.

Примеры целей различных программ аудита:

а) обеспечить соответствие требований сертификации стандарту на системы менеджмента;

б) обеспечить соответствие требованиям контракта;

в) получить и поддержать уверенность в возможностях поставщика.

5.2.2 Объем программы аудита

Объем программы аудита может меняться, и на него может оказывать влияние следующее:

а) область распространения, цели и продолжительность каждого осуществляемого аудита;

б) частота аудитов;

в) размер, вид, сложность организации;

г) количество, важность, комплексность, сходство, размещение подразделений, подлежащих аудиту;

д) стандарты, контрактные требования, политика, процедуры и другие критерии аудита;

е) требования аккредитации и сертификации;

ж) результаты предыдущих аудитов или анализ предыдущих программ аудитов;

з) язык, культура, социальный статус;

и) участие заинтересованных сторон;

к) существенные изменения в любой организации, деятельности или функциональной сфере.

5.3 Ответственность за управление программой аудита, ресурсы и процедуры

5.3.1 Ответственность

Ответственность за управление, программой аудита должна возлагать­ся на лица, понимающие принципы аудита, обладающие компетентностью аудитора и умеющие пользоваться инструментами и методами аудита. Эти лица также должны обладать техническими и экономическими знаниями в той области, которая будет проверяться.

Те, кто несет ответственность за управление программой аудита, должны:

а) разрабатывать, внедрять, осуществлять мониторинг, анализировать и улучшать программу аудита;

б) определить и обеспечить ресурсами программу аудита.

5.3.2 Ресурсы

При определении ресурсов необходимо уделять внимание:

а) финансовым ресурсам для развития, внедрения, управления и улучшения аудитов;

б) методам аудитов;

в) процессам достижения и поддержания компетентности аудитора и ^улучшения аудитов;

г) наличию аудиторов и технических экспертов, компетентности ау-диторов в области целей программы;

д) длительности проведения аудитов;

е) времени, поездкам и другим требованиям аудита.

5.3.3 Процедуры

Процедуры программы аудита должны затрагивать, например:

а) планирование и составление графиков аудита;

б) обеспечение компетентности аудиторов и руководителей групп аудиторов;

в) выбор соответствующих групп по аудиту;

г) проведение аудитов;

д) проведение последующих аудитов;

е) поддержание записей по программе аудита;

ж) мониторинг показателей и улучшение программы аудита.

5.4 Внедрение программы аудита

Внедрение программы аудита должно предусматривать:

а) доведение программы аудита до соответствующих сторон;

б) координирование и календарное планирование аудитов и другой деятельности;

в) определение и поддержание процесса начального оценивания ау­диторов и постоянной оценки потребности в обучении и профессиональ­ном росте аудиторов;

г) формирование групп по аудиту;

д) предоставление ресурсов группам по аудиту;

е) проведение аудитов в соответствии с программой;

ж) обеспечение управления записями по аудиту;

з) анализ и утверждение отчетов по аудиту и их рассылку клиентам и другим конкретным сторонам;

и) обеспечение последующих аудитов, при необходимости.

5.5 Записи программы аудита

Записи должны поддерживаться с целью демонстрации функционирования программы и должны включать в себя:

а) отдельные записи по аудиту, такие как:

- планы аудита,

- отчеты по аудиту,

- отчеты о несоответствиях,

- отчеты по корректирующим и предупреждающим действиям;

б) результаты анализа программы аудита;

в) записи о персонале по аудиту, такие как:

- оценивание аудитора;

- выбор группы аудиторов;

- обучение.

Управление записями должно обеспечивать их сохранность и защиту.

5.6 Мониторинг и анализ программы аудита

Реализация программы должна подвергаться мониторингу и через определенное время анализироваться для оценивания достижения целей и идентификации возможностей улучшения.

Мониторинг должен осуществляться с использованием установленных показателей, которые измеряют, например:

а) результаты и тенденции мониторинга;

б) соответствие программам аудита и графикам;

в) рост потребностей и ожиданий заинтересованных сторон;

г) записи по аудиту;

д) альтернативные или новые методики в области аудита;

е) согласованность действий между группами по аудиту.

Результаты анализа программы аудита могут привести к корректи­рующим действиям и улучшению программы.

6. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЛАСТИ УДИТА

6.1 Общие положения

Настоящий раздел содержит рекомендации по управлению и проведению аудитов систем менеджмента качества и охраны окружающей среды.

На рис. 2 показана схема проведения аудита.

 

После завершения аудита осуществляются инспекционные проверки. Эти инспекционные проверки не считаются частью аудита, если они не включены в план аудита.

6.2 Инициирование аудита

6.2.1 Назначение руководителя группы по аудиту

Те, кто несет ответственность за управление программой аудита, должны назначить руководителя группы по аудиту. В случае, когда проводится совместный аудит, очень важно до начала аудита достичь соглаше­ния между проверяющими организациями относительно ответственности каждой организации и, в частности, относительно руководителя группы.

6.2.2 Определение целей, области и критериев аудита

Каждый аудит должен базироваться на документированных целях, об­ласти и критериях, что входит в программу аудита.

Цели аудита должны определяться его заказчиком. Область и крите­рии аудита должны быть определены заказчиком и руководителем группы и согласованы с процедурами программы аудита. Любые изменения целей, области или критериев должны согласовываться этими же сторонами.

Цели аудита должны предусматривать:

а) определение степени соответствия системы менеджмента прове­ряемой организации или ее частей критериям аудита;

б) оценку возможности системы менеджмента обеспечивать соответствие требованиям контракта и обязательным требованиям;

в) оценку результативности системы менеджмента в свете достиже­ния конкретных целей;

г) идентификацию областей потенциального улучшения системы ме­неджмента.

Область аудита описывает его глубину и границы в понятиях таких факторов, как месторасположение, структурные единицы, деятельность и производственные процессы организации, которые подвергаются аудиту и, при необходимости, период времени, охватываемый аудитом.

Критерии аудита могут включать в себя политику, процедуры, стан­дарты (включая законы и нормы), требования системы менеджмента, тре­бования контрактов.

Цели, область и критерии аудита должны определяться клиентом. Лю­бые последующие изменения в них должны согласовываться с клиентом и, соответственно, с теми, кто ответственен за управление программой аудита и проверяемой организацией, после консультации с руководителем группы по аудиту.

Если осуществляется комплексный аудит, очень важно, чтобы руково­дитель группы по аудиту обеспечил соответствие целей, области, критери­ев и состава группы по аудиту характеру комплексного аудита.

6.2.3 Определение возможности проведения аудита

Ответственные за управление программой аудита должны определить возможность проведения аудита с учетом следующих факторов:

а) необходимого количества данных и соответствующей информации для планирования аудита;

б) адекватного сотрудничества со стороны проверяемой организации;

в) наличия времени и ресурсов.

В случае невозможности проведения аудита ответственные за управ­ление программой аудита должны предложить клиенту альтернативное решение, консультируясь с проверяемой организацией.

6.2.4 Формирование группы по аудиту

После того, как будет признана возможность проведения аудита, не­обходимо сформировать группу по аудиту и назначить ее руководителя с учетом компетентности, необходимой для достижения целей аудита. Если аудит осуществляет один аудитор, он должен выполнять все обязанности руководителя группы.

Те, кто несет ответственность за управление программой аудита, и/или ру­ководитель группы, должны определить необходимые ресурсы, проконсультиро­вавшись с клиентом, и, если это необходимо, с проверяемой организацией.

При определении количества и состава группы по аудиту необходимо учитывать следующее:

а) цели аудита, область, критерии, месторасположение и продолжи­тельность;

б) компетентность группы по аудиту, необходимую для достижения целей;

в) требования органов по аккредитации/сертификации;

г) требования по обеспечению независимости группы по аудиту от деятельности, которая должна проверяться, в целях исключения конфликта интересов;

д) возможность группы по аудиту эффективно сотрудничать с прове­ряемой организацией и вместе работать;

е) язык аудита и понимание социальных и культурных ценностей органи­зации - через их собственные навыки или при поддержке технического эксперта;

Процесс обеспечения компетентности группы по аудиту должен включать следующие этапы:

1) определение знаний и навыков, необходимых для достижения це­лей аудита;       

2) подбор членов группы по аудиту с требуемыми знаниями и навы­ками.

Пункт 7.6 описывает процесс оценивания компетентности аудитора, который может стать членом группы по аудиту.

Для обеспечения группы необходимыми знаниями в нее можно вклю­чить технического эксперта. Технические эксперты должны работать под руководством аудитора.

Клиент и проверяемая организация имеют право потребовать замены членов группы на разумном основании. Любое решение о замене членов группы должно быть представлено ответственному за управление про­граммой аудита.

Основанием для замены члена группы может быть, например, кон­фликт из-за того, что им является бывший работник проверяемой организации или тот, кто предоставлял ей консультационные услуги.

6.2.5 Предварительный контакт с проверяемой организацией

Предварительный контакт с проверяемой организацией может носить формальный или неформальный характер и должен быть определен теми, кто несет ответственность за управление программой аудита, или руково­дителем группы по аудиту. Цели предварительного контакта:

а) определение каналов обмена информацией;

б) обеспечение информацией относительно графика аудита и состава группы по аудиту;

в) требование оценки соответствующих документов, включая записи;

г) определение правил безопасности на месте;

д) оформление соглашения на аудит;

е) достижение совместного соглашения о необходимости обеспече­ния группы по аудиту сопровождающими лицами.

6.3 Предварительный анализ документов

Соответствующая документация системы менеджмента и записи по аудиту, включая предыдущие отчеты по аудиту, должны предварительно анализироваться с целью определения готовности организации к аудиту. Анализ, проводимый руководителем группы по аудиту, или лицом, назна­ченным руководителем, должен учитывать размер, структуру организации, цели аудита. Предварительный визит «на место» необходим для получения полной информации.

В случае, когда документация системы менеджмента проверяемой ор­ганизации признана неадекватной и не может соответствовать области ау­дита или его критериям, об этом необходимо проинформировать клиента, ответственного за управление программой аудита и проверяемую организацию. Дальнейшее расходование ресурсов на аудит прекращается, пока не будут удовлетворительно решены все вопросы во время консультации ответственных за управление программой аудита с клиентом, руководителем группы по аудиту и проверяемой организацией.

6.4 Подготовка к проведению аудита "на месте"

6.4.1 Подготовка плана аудита

Руководитель группы по аудиту должен подготовить план, который должен содержать информацию, необходимую для группы по аудиту, про­веряемой организации и клиента. Он также помогает составить график и скоординировать проведение аудита.

Уровень детализации плана аудита должен соотноситься с областью и сложностью аудита. Детали могут, например, отличаться от деталей первоначального и последующих аудитов, а также внутренних и внешних аудитов. План аудита должен содержать следующее:

а) цели аудита;

б) критерии аудита и ссылочные документы;

в) область аудита, включая определение организационных и функ­циональных единиц и процессов, которые будут проверяться;

г) дату и место проведения аудита;

д) запланированное время и продолжительность проведения аудита "на месте", включая совещания с руководством проверяемой организации и совещания групп по аудиту;

е) распределение ресурсов для проведения аудита;

ж) роль и ответственность членов группы по аудиту и сопровождаю­щих лиц.

План аудита может также предусматривать:

з) определение представителей проверяемой организации, прини­мающих участие в аудите;

и) рабочий язык и язык отчетов по аудиту там, где он отличается от родного языка аудитора (ов) и/или проверяемой организации;

к) содержание отчета по аудиту (включая любые методы классифика­ции несоответствий), формы и структуры, предполагаемые даты выпуска;

л) материально-техническое обеспечение (средства передвижения, оборудование "на месте" и т.д.);

м) все что касается конфиденциальности.

Если проводится совместный аудит, руководитель группы должен опре­делить способы обмена информацией с проверяемой организацией, порядок проведения аудита, подготовки и рассылки отчета по аудиту.

План должен анализироваться, приниматься потребителем и представляться проверяемой организации перед началом аудита "на месте".

Любые возражения со стороны проверяемой организации должны рассматриваться руководителем группы, проверяемой организацией и заказчиком аудита. Любые пересмотры плана аудита должны согласовываться сторонами, прежде чем продолжить аудит.

6.4.2 Распределение обязанностей между членами группы по аудиту

В случае, когда аудит осуществляет группа из нескольких лиц, руководитель группы, консультируясь с ее членами, должен распределить ответственность между ними по аудиту конкретных процессов системы менеджмента, функций, подразделений, областей или видов деятельности. Такое распределение должно учитывать потребности в независимости, компетентности аудиторов и эффективное использование ресурсов, а также различные роли и ответственность аудиторов, стажеров и технических экспертов. Для достижения целей аудита, могут вноситься изменения в распределение обязанностей.

Члены группы по аудиту, должны проанализировать всю информацию, имеющую отношение к их обязанностям, и подготовить всю рабочую документацию, необходимую для выполнения этих обязанностей.

6.4.3 Подготовка рабочих документов

Рабочие документы должны быть подготовлены и использованы груп­пой по аудиту в качестве справочного материала и/или протоколов. Они могут включать:

а) контрольные перечни и планы выборочного контроля;

б) формы для заполнения данных, свидетельств, наблюдений и протоколов совещаний.

Использование рабочих документов, таких как контрольные перечни и формуляры, не должно ограничивать поле аудиторской деятельности.

Рабочие документы и любые записи должны храниться, по крайней мере, до завершения аудита. Хранение документов после завершения аудитов описано в п. 6.7.1. Документы, содержащие конфиденциальную информацию, должны храниться членами группы по аудиту надлежащим образом.

6.5 Проведение аудита "на месте"

6.5.1 Предварительное совещание

Предварительное совещание должно проводиться вместе с руковод­ством проверяемой организации или с теми, кто несет ответственность за проверяемые функции или процессы. Цели этого совещания:

а) анализ плана аудита;

б) краткий обзор деятельности по аудиту;

в) подтверждение наличия каналов обмена информацией;

г) обеспечение возможности для проверяемой организации задавать

вопросы.

Практическая помощь — предварительное совещание

Во многих случаях, например при внутренних аудитах малых орга­низаций, на предварительном совещании объявляется о проведении ау­дита и объясняется его характер.

В других ситуациях предварительное совещание носит официаль­ный характер с регистрацией присутствующих. В роли председателя должен быть руководитель группы по аудиту. На совещании необходи­мо сделать следующее:

а)   представить участников, указав на их роль в проведении аудита;

б)   подтвердить цели, область и критерии аудита;

в)   подтвердить график проведения работ по аудиту, дату и время заключительного совещания, любые промежуточные заседания группы по аудиту и руководства проверяемой организации и любые дальнейшие изменения;

г)   ознакомить с методами и процедурами аудита, проинформиро­вать организацию о том, что свидетельством аудита будут выборочные данные и поэтому будет присутствовать элемент неопределенности при проведении аудита;

д) подтвердить официальную связь между группой по аудиту и проверяемой организацией;

е)   подтвердить, что проверяемая организация будет информирова­на о ходе аудита во время его проведения;

ж)  подтвердить, что любые ресурсы и средства, необходимые группе по аудиту, будут доступными;

з)   подтвердить конфиденциальность некоторых вопросов;

и)   подтвердить обеспечение безопасности работы, процедур для группы по аудиту;

к)   подтвердить наличие и роль сопровождающих лиц;

л)   ознакомить с методами составления отчетов (актов), включая классификацию несоответствий;

м)   проинформировать об условиях, при которых аудит может быть прекращен;

н) проинформировать о любой системе апелляций по проведению или результатам аудита.

6.5.2 Обмен информацией во время аудита

Во время аудита в зависимости от его области и сложности может возникнуть необходимость в обмене информацией.

Группа по аудиту должна периодически обмениваться информацией, оценивать аудит.

В процессе аудита руководитель группы должен периодически обме­ниваться информацией о статусе аудита и о том, что имеет отношение к проверяемой организации и заказчику аудита. Свидетельство относительно предполагаемого существенного риска, полученное во время аудита, долж­но быть представлено без задержки проверяемой организации и, если не­обходимо, заказчику аудита.

В случае, когда свидетельство аудита указывает на невыполнимость поставленных целей, руководитель группы должен доложить проверяемой организации и заказчику о причинах, с тем, чтобы предпринять соответст­вующее действие.

Таким действием может быть переутверждение плана аудита, ограни­чение аудита или изменение его целей и/или области.

Любые необходимые изменения области аудита, которые могут его улучшить, должны анализироваться заказчиком и проверяемой организа­цией.

Все, что выходит за пределы области аудита, должно быть принято во внимание и сообщено руководителю группы с тем, чтобы осуществить об­мен информацией с проверяемой организацией и заказчиком аудита.

6.5.3 Роль и ответственность сопровождающих лиц и наблюдателей

Сопровождающие лица и наблюдатели могут содействовать группе по аудиту, но они не являются ее частью. Они не должны оказывать влияние на проведение аудита.

Там, где предусмотрены сопровождающие, они должны оказывать помощь группе по аудиту и действовать по просьбе руководителя группы. В их обязанности входит:

а) обеспечение контактов и назначение времени для бесед;

б) обеспечение посещений определенных участков организации;

в) обеспечение безопасности и ознакомление группы по аудиту с правилами безопасности.

Сопровождающие могут исполнять роль свидетелей аудита от имени проверяемой организации. По просьбе аудитора сопровождающие могут вносить ясность или осуществлять оценку правильности информации во время ее сбора.

6.5.4 Сбор и проверка информации

Рис. 3 Обзор процесса от сбора данных до заключения аудита по его результатам.

Данные, соответствующие целям, области и критериям аудита, включают информацию, имеющую отношение к взаимодействию между функциями, деятельностью, процессами, которая должна быть собрана и проверена во время аудита. Только проверенная информация может быть свиде­тельством аудита. Свидетельства аудита записываются.

Примечание — Свидетельства аудита основываются на выборках данных. Поэтому присутствует элемент неопределенности при проведении ау­дита, и выводы, которые делаются во время аудита, должны учитывать эту неопределенность.

Методы сбора информации:

а) опросы;

б) наблюдения за деятельностью;

в) анализ документов.

Практическая помощь - источники информации и опроса

Выбранные источники информации могут меняться в зависимости от области и сложности аудита и могут включать:

а) опросы служащих и других лиц;

б) наблюдения за деятельностью, окружающей производственной средой и условиями;

в) документы, например, политику, цели, планы, процедуры, инст­рукции, лицензии, нормативные документы, чертежи, контракты, заказы;

г) записи по инспекционному контролю, протоколы совещании, отчеты по аудитам, записи по отслеживанию программ и результаты измерений;

д) итоговые данные, анализы и показатели характеристик;

е) записи основных соответствующих программ аудита по выборке и процедур, обеспечивающих управление качеством процессов измере­ния и выборки;

ж) отчеты, источниками которых могут быть, например, обратная связь от потребителей, другая соответствующая информация извне и оценка поставщиков;

з) компьютеризированные базы данных и веб-сайты.

Опрос является одним из важных средств сбора информации и должен учитывать ситуацию и характер опрашиваемого. При этом ауди­тор должен принимать во внимание следующее:

а) опросы должны проводиться на разных уровнях с лицами, осуществ­ляющими функции и выполняющими задачи в пределах области аудита;

б) обычно опрос проводится в рабочее время на рабочем месте;

в) опрашиваемое лицо должно быть психологически подготовлено к опросу;

г) необходимо объяснить причину опроса;

д) опрос следует начинать с просьбы рассказать о своей работе;

е) результаты опроса должны быть обобщены и проанализированы вместе с опрашиваемым лицом;

ж) необходимо избегать наводящих вопросов;

з) необходимо поблагодарить опрашиваемое лицо за сотрудничество.

6.5.5 Наблюдения аудита

Собранные свидетельства должны быть оценены по критериям аудита с тем, чтобы получить результаты аудита. Наблюдения аудита могут ука­зать на соответствие или несоответствие критериям аудита и/или идентифицировать возможности улучшения. Наблюдения могут быть классифи­цированы в соответствии с планом.

Группа по аудиту должна анализировать наблюдения аудита на определенных его этапах.

Должен быть подведен итог соответствиям с указанием подразделе­ний, функций, процессов или требований, которые были проверены. Если это включено в план аудита, то отдельные наблюдения и их свидетельства должны записываться.

Несоответствия и их свидетельства должны записываться. Несоответствия могут быть классифицированы. Они должны анализироваться соответствующими представителями проверяемой организации. Цель анализа -получить свидетельство того, что они объективны и признаны. Необходимо устранить разногласия в мнениях по наблюдениям аудита или свидетельствам, неразрешенные проблемы должны документально оформляться.

6.5.6 Подготовка заключения по результатам аудита

Группа по аудиту до заключительного совещания должна осуществить

следующее:

а) анализ наблюдений аудита и другой соответствующей информа­ции, собранной во время аудита, на соответствие его целям;

б) согласовать заключение по результатам аудита с учетом элемента неопределенности при аудите;

в) подготовить рекомендации, если это предусмотрено целями аудита;

г) обсудить последующие аудиты.

Практическая помощь - заключения по аудиту

Заключения по результатам аудита могут охватывать следующее:

а) степень соответствия системы менеджмента критериям аудита;

б) эффективное внедрение и поддержание системы менеджмента;

в) возможность процесса анализа системы менеджмента обеспе­чить ее постоянную пригодность, адекватность, результативность.

Заключения по результатам аудита могут содержать рекомендации относительно улучшений, сертификации и дальнейшей деятельности по аудиту.

6.5.7Проведение заключительного совещания

Цель заключительного совещания - представить наблюдения и заключение по аудиту таким образом, чтобы они были поняты и признаны про­веряемой организацией и было дано согласие с ее стороны на проведение корректирующих действий в определенные сроки. Участники заключительного совещания должны представлять проверяемую организацию, кли­ента и другие стороны.

Во многих случаях, например при внутреннем аудите малой организации, на заключительном совещании просто сообщаются результаты аудита.

В других ситуациях совещание должно быть официальным с ведением протокола и регистрацией присутствующих. Заключительное совещание проводится под председательством руководителя группы по аудиту вместе с руководством организации и ответственными за проверяемые функции.

Любые разногласия по наблюдениям и заключению между группой по аудиту и проверяемой организацией должны быть обсуждены и, при возможности, разрешены. Если нет единого мнения, они должны быть зарегистрированы.

Если предусмотрено целями аудита, руководитель группы по аудиту должен представить рекомендации по улучшению. Но подчеркивается, что это необязательно.

6.6 Подготовка, утверждение и рассылка отчета по аудиту

6.6.1 Подготовка отчета по аудиту

Руководитель группы несет ответственность за подготовку и содержа­ние отчета по аудиту.

Отчет по аудиту должен содержать полную, точную и понятную за­пись по аудиту.

Отчет по аудиту должен включать в себя или делать ссылку на сле­дующее:

а) цели аудита;

б) область аудита, в частности идентификацию организационных и функциональных единиц или процессов;

в) идентификацию клиента по аудиту;

г) идентификацию членов группы по аудиту;

д) даты и места проведение аудита "на месте";

е) критерии аудита;

ж) наблюдения по аудиту;

з) заключения по аудиту.

Отчет по аудиту должен также включать в себя или делать ссылку на следующее:

и) план аудита;

к) список представителей проверяемой организации;

л) итоги аудита, включая любые препятствия при его проведении;

м) подтверждение достижения целей аудита в пределах области ауди­та и в соответствии с его планом;

н) области, не охваченные аудитом, но входящие в его область;

о) неразрешенные проблемы между группой по аудиту и проверяемой организацией;

п) рекомендации, направленные на улучшение, если это предусмот­рено целями аудита;

р) согласованные планы последующих аудитов;

с) сообщения о конфиденциальности сведений;

т) список рассылки отчета по аудиту.

6.6.2 Утверждение и рассылка отчета

Отчет по аудиту должен быть оформлен в согласованные сроки. Если это невозможно, то о причинах отсрочки необходимо сообщить клиенту и согласовать новые даты.

Отчет по аудиту должен быть датирован, проанализирован, утвержден в соответствии с процедурами программы аудита. Отчет рассылается получателям, указанным клиентом.

Отчет по аудиту является собственностью клиента и конфиденциаль­ность должна строго соблюдаться группой по аудиту и всеми получателями.

6.7 Завершение аудита

6.7.1 Хранение документов

Документы, имеющие отношение к аудиту, должны храниться или изыматься в соответствии с процедурами программы аудита, соглашением между сторонами и контрактными требованиями.

Если не предусмотрено законом, группа по аудиту и ответственные за управление программой аудита не должны раскрывать содержание документов и другой информации, полученной во время аудита, или отчетов по аудиту любой другой стороне без согласия заказчика аудита и, где это возможно, проверяемой организации. Если же необходимо раскрыть содержание документа, заказчик аудита и проверяемая организация должны быть проинформированы об этом как можно скорее.

6.7.2. Окончание аудита

Аудит завершается, когда работа, предусмотренная планом, законче­на, и утвержденный отчет по аудиту разослан.

6.8 Проведение последующих аудитов

В заключении аудита может содержаться указание на выполнение корректирующих, предупреждающих действий и действий по улучшению, при необходимости. Эти действия не рассматриваются как часть аудита и обычно предпринимаются проверяемой организацией в согласованные сроки. Проверяемая организация должна информировать клиента о статусе последующих действий.

Завершение и результативность корректирующих действий проверяет­ся согласно соответствующей процедуре. Эта верификация может быть ча­стью последующего аудита.

Примечание — Цели программы аудита могут предусматривать последующие аудиты, проводимые группой по аудиту. Такие аудиты выполняются за дополнительную плату при участии членов группы по аудиту. В подобных случаях должно быть уделено внимание обеспечению независи­мости при аудите.

7. КОМПЕТЕНТНОСТЬ АУДИТОРОВ

7.1 Общие положения

Конфиденциальность сведений и уверенность в аудите зависят от компетентности персонала, осуществляющего аудит. Чтобы стать аудито­ром, необходимо:

- обладать личными качествами, указанными в п.7.3;

продемонстрировать знания и навыки, указанные- в п.7.2.

Образование, опыт работы, обучение аудитора, опыт проведения ау­дитов являются средствами, которые помогают стать аудитором. Они так­же являются критериями компетентности.

Некоторые области знаний и навыков являются общими для аудито­ров систем менеджмента качества и охраны окружающей среды, а некото­рые — специфическими для аудиторов по отдельным дисциплинам. Под­пункт 7.2.1 охватывает знания и навыки, которыми должны обладать ауди­торы обеих систем, подпункт 7.2.2 — дополнительные знания и навыки руководителей группы по  аудиту, подпункт 7.2.3 — те области, которые применимы для аудиторов только системы менеджмента качества, подпункт 7.2.4 — области аудиторов системы менеджмента охраны окружающей среды. Подпункты 7.2.1, 7.2.3 и 7.2.4 применимы к аудиторам, которые  осуществляют аудит систем менеджмента качества и охраны окружающей среды.

Концепция компетентности показана на рис.4.

Рис.4 - Концепция компетентности

Настоящий раздел описывает как процесс оценивания аудиторов и ру­ководителей групп по аудиту, так и процесс постоянного профессиональ­ного роста и поддержания компетентности. Процесс оценивания включает 4 основных этапа:

а) определение видов и уровней знаний и навыков с тем, чтобы они отвечали требованиям программы аудита (7.6.3);

б) определение требований к образованию, опыту работы, обучению аудиторов и опыту проведения аудитов (7.6.4);

в) выбор соответствующего метода оценки (7.6.5);

г) завершение оценки путем сравнения результатов по определенным критериям (7.6.6).

7.2 Знания и навыки

7.2.1 Общие знания и навыки аудиторов систем менеджмента качества и/или охраны окружающей среды

Аудиторы должны обладать знаниями и навыками в следующих об­ластях:

а) принципах, процедурах, методах аудита - для того, чтобы аудитор имел возможность выбрать и применить их к различным аудитам и обеспе­чить их последовательность и систематичность. Аудитор должен быть го­товым к:

- применению принципов, процедур и методов аудита;

- эффективному планированию и организации работ;

- концентрированию на приоритетах и существенных моментах;

- сбору данных посредством опроса, слушания, осмотра, анализа до­кументов, включая записи;

- проверке точности собранных данных;

- подтверждению достаточности и соответствия выводов по свиде­тельствам аудита для поддержания наблюдений аудита и заключения;

- оценке тех факторов, которые обеспечивают достоверность наблю­дений и заключения по аудиту;

- пониманию соответствия и последовательности использования ме­тодов выборки;

- записям аудиторской деятельности в рабочих документах;

- подготовке отчетов по аудиту с точным и кратким изложением;

- сохранению конфиденциальности данных;

- эффективному общению посредством личных языковых знаний или с помощью переводчика;

б) системе менеджмента и ссылочных документах - для того, чтобы уметь охватить область аудита и применить критерии аудита. Знания и на­выки в этой области должны охватывать:

- применение систем менеджмента к различным организациям;

- взаимодействие элементов системы менеджмента;

- стандарты на системы менеджмента качества или охраны окру­жающей среды, применяемые процедуры или другие документы по систе­мам менеджмента, используемые в качестве критериев;

- различия и приоритеты ссылочных документов;

- применение ссылочных документов к различным аудитам;

- системы информации и методы менеджмента, санкции, рассылку и

управление документами, данными и записями;

в) организационных структурах, что позволяет аудитору понять функции проверяемой организации. Знания и навыки в этой области долж­ны охватывать:

- размер, структуру, функции организации и взаимоотношения внут­ри нее;

- процессы основного бизнеса и соответствующую терминологию;

- культуру и социальные обычаи проверяемой организации;

г) соответствующих законах, нормах и других требованиях, относящихся к дисциплине, позволяющих аудитору работать и осознавать требо­вания, предъявляемые к проверяемой организации. Знания и навыки в этой области должны найти свое применение:

- в контрактах и договорах;

- в труде, безопасности на рабочем месте и условиях труда;

- в деятельности, продукции и услугах;

- в международных договорах и конвенциях;

- в экологии.

7.2.2 Общие знания и навыки руководителей групп по аудиту

Руководители групп по аудиту должны иметь дополнительные знания и навыки с тем, чтобы проводить аудит результативно и эффективно. Зна­ния и навыки должны включать:

- планирование аудита и эффективное использование ресурсов;

- умение представить группу по аудиту при взаимодействии с заказ­чиком и проверяемой организацией;

- организацию и распределение работ между членами группы по ау­диту;

- принятие заключения по аудиту;

- предупреждение и разрешение конфликтов;

- подготовку и завершение отчета по аудиту.

7.2.3 Специальные знания и навыки аудиторов системы менеджмента качества

Аудиторы системы менеджмента качества должны обладать определенными знаниями и навыками в:

а) методах и технологиях, имеющих отношение к качеству, что дает возможность аудитору проверять системы менеджмента качества и полу­чать свидетельства и заключения по аудиту. Знания и навыки в этой области должны включать:

- терминологию по качеству;

- принципы менеджмента качества и их применение;

- инструменты качества и их применение (например, управление процессами с помощью статистических методов, отказы, эффективный анализ и т.д.);

б) продукции, включая услуги и процессы деятельности - чтобы ау­дитор имел возможность понять методы проведения аудита. В данном слу­чае знания и навыки должны включать:

- терминологию определенной отрасли;

- технические характеристики процессов и продукции, включая ус­луги;

- процессы и практику определенной отрасли.

7.2.4 Специальные знания и навыки аудиторов системы менедж­мента охраны окружающей среды

Аудиторы систем менеджмента охраны окружающей среды должны обладать знаниями и навыками в:

а) методах и технологиях менеджмента охраны окружающей среды, позволяющих аудитору изучить системы менеджмента охраны окружающей среды и получить наблюдения и заключения. Знания и навыки в этой области должны включать:

- терминологию охраны окружающей среды;

- принципы менеджмента охраны окружающей среды и их примене­ние;

- инструменты менеджмента охраны окружающей среды (такие как оценка воздействия жизненного цикла продукции, оценка показателей в области охраны окружающей среды и т.д.)

б) в науке об окружающей среде и технологиях, что позволит аудито­ру понять основу взаимосвязи человеческой деятельности и окружающей среды. Знания в этой области должны включать:

- воздействие человеческой деятельности на окружающую среду;

- субъект охраны окружающей среды (воздух, вода, земля);

- управление природными ресурсами (ископаемые, вода, флора и фауна);

- взаимодействие экосистем;

- основные способы защиты окружающей среды;

- мониторинг и технологию измерений.

в) в технических видах деятельности и деятельности по охране окружающей среды, что позволит аудитору понять взаимосвязи продукции, ус­луги работ проверяемой организации с окружающей средой. Знания и навыки в этой области должны включать:

- соответствующую терминологию;

- аспекты охраны окружающей среды и воздействие на нее деятельности по производству продукции и услуг;

- методы оценивания существенных аспектов охраны окружающей среды;

- критические характеристики процессов деятельности, продукции и услуг;

- мониторинг и технологии измерений;

- технологии, предупреждающие загрязнения.

7.3 Личные качества

Личные качества способствуют успешной деятельности аудитора. Аудитор должен быть:

а) открытым - уметь рассматривать альтернативные идеи или прини­мать во внимание различные точки зрения;

б) дипломатичным - тактично работать с людьми;

в) наблюдательным - постоянно и активно узнавать окружение и знакомиться с его деятельностью;

г) восприимчивым - интуитивно понимать, чувствовать и адаптироваться к ситуациям;   

д) упорным - уметь сосредоточиться на достижении целей;

е) решительным - вовремя принимать решения на основе логических умозаключений;

ж) уверенным - действовать независимо и в то же время эффективно сотрудничать с другими;

з) нравственным - беспристрастным, правдивым, искренним и сдержан­ным.

7.4 Образование, практический опыт, обучение аудиту и опыт про­ведения аудита

7.4.1 Аудитор

Чтобы овладеть знаниями и навыками, необходимыми для аудитора, чело­век должен:

а) получить образование - завершенное образование, дающее зна­ния и навыки, описанные в п.7.2.;

б) иметь практический опыт - практический опыт в определенной области должен охватывать технические и управленческие навыки, даю­щие право на принятие решений, разрешение проблем и связь с другим управленческим персоналом, потребителями и/или другими заинтересованными сторонами.

Часть практического опыта должна заключать в себе деятельность, направленную на повышение знаний и навыков:

- в области менеджмента качества для аудиторов систем менедж­мента качества;

- в области менеджмента охраны окружающей среды для аудиторов систем менеджмента охраны окружающей среды;

в) пройти обучение в качестве аудитора - обучение, обеспечи­вающее развитие знаний и навыков, описанных в п.7.2.1. Обучение могут проводить .лица, как принадлежащие организации, так и со стороны;

г) иметь опыт проведения аудитов - в соответствии с порядком проведения аудита, описанным в разделе 6. Опыт проведения аудитов должен включать в себя как процесс аудита, так и все требования стандартов на системы менеджмента качества или охраны окружающей среды. Этот опыт должен приобретаться под наблюдением и руководством другого аудитора, который является компетентным в качестве руководителя группы по аудиту.

Такое обучение должно быть постоянным.

7.4.2 Руководитель группы по аудиту

Прежде чем принять ответственность за руководство группой по ауди­ту, аудитор должен приобрести опыт в качестве руководителя группы по аудиту, как сказано в подпункте 7.2.2. Этот опыт должен приобретаться под руководством и наблюдением другого аудитора, который компетентен в области руководства групп по аудиту.

7.4.3 Аудиторы, осуществляющие аудит обеих систем - менедж­мента качества и охраны окружающей среды

Аудиторы, желающие стать аудиторами второй дисциплины, должны:

а) пройти предложенное обучение, иметь практический опыт работы и обладать знаниями и навыками, необходимыми для второй дисциплины;

б) провести аудиты системы менеджмента второй дисциплины под наблюдением и руководством аудитора, компетентного в качестве руководителя группы по аудиту по второй дисциплине.

Руководители групп по аудиту одной дисциплины не должны быть ру­ководителями группы по аудиту второй дисциплины, пока не пройдут вы­шеупомянутые этапы а) и б).

7.5 Поддержание повышения уровня

7.5.1 Постоянный рост профессионализма

Постоянный рост профессионализма связан с поддержанием и улучше­нием знаний, навыков и личных качеств. Это может быть достигнуто посред­ством дополнительного практического опыта, обучения, стажировок, посеще­ния совещаний, семинаров, конференций или других видов деятельности. Ау­диторы должны демонстрировать постоянный профессиональный рост.

Постоянный профессиональный рост должен учитывать изменения в потребностях отдельных лиц и организаций, в практике проведения аудита, стандартах и других требованиях.

7.5.2 Поддержание компетентности в проведении аудитов

Аудиторы должны поддерживать и демонстрировать компетентность в проведении аудита посредством постоянного участия в аудитах систем менеджмента качества и/или охраны окружающей среды.

7.6 Процесс оценивания аудитора

7.6.1 Этапы оценивания

Оценивание аудиторов проводится в следующем порядке:

- начальное оценивание лиц, желающих стать аудиторами, как часть программы аудита;

- дальнейшее оценивание компетентности аудитора, как часть процесса выбора члена группы по аудиту, описанное в подпункте 6.2.4;

- постоянное оценивание характеристик аудитора с целью идентификации потребностей, необходимых для поддержания и улучшения знаний и навыков, как часть процесса оценки аудитора.

Начальная и постоянная оценка аудиторов и руководителей групп должна быть спланирована, внедрена и записана в соответствии с процедурам программы для обеспечения объективных, последовательных, надежных результатов. Процесс оценивания должен идентифицировать обучение и другие навыки.

На рис. 5 показана взаимосвязь между начальным оцениванием аудитора, подбором групп по аудиту, постоянным профессиональным развитием, под­держанием аудита, постоянным оцениванием аудитора.

Рис. 5 - Этапы оценивания

7.6.2 Начальный процесс оценивания

Процесс оценивания включает 4 основных этапа:

а) определение уровня знаний и навыков, соответствующих потребностям программы аудита (7.6.3);

б) определение требований к образованию, опыту работы, обучению аудиторов и опыту аудита (7.6.4);

в) выбор метода оценивания (7.6.5);

г) завершение оценивания путем сравнения результатов с определен­ными требованиями (7.6.6).

Рис. 6 Этапы начальной оценки. Настоящий процесс может быть использован для проведения постоянной оценки аудиторов и вы­бора группы по аудиту.

7.6.3 Определение соответствующего уровня знаний и навыков

Организация должна определить виды и уровень знаний и навыков, соответствующие потребностям их программы по аудиту (см. пример в

таблице 3).

При рассмотрении соответствующего уровня знаний и навыков орга­низация должна учитывать:

- размер, вид деятельности и сложность организации;

- цели и объем программы аудита;

- требования к сертификации, регистрации и аккредитации;

- роль процесса аудита в менеджменте организации;

- уровень конфиденциальности, требуемый программой аудита;

- сложность системы менеджмента.

7.6.4 Определение требований к образованию, опыту работы, обучению аудиторов и опыту аудита

Организация должна определить требования к образованию, опыту рабо­ты, обучению аудиторов и опыту аудита с тем, чтобы обеспечить виды и уро­вень знаний и навыков, определенных в соответствии с п. 7.6.3 (см. табл. 3)

В таблице 1 приведены требования к образованию, опыту работы, обучению аудиторов и опыту аудита, которые могут быть определены ор­ганизациями, проводящими внутренние и внешние аудиты. Но в некоторых случаях необходимы более высокие требования, а в других - более низкие. Для аудиторов, осуществляющих аудиты по сертификации или аудиты та­кой же сложности, должен быть минимум требований.

 

Табл.1 -Требования к образованию, опыту работы, обучению, опы­ту проведения аудитов.

 

Аудитор

Аудитор по двум

дисциплинам

Руководитель группы по аудиту

Образование

Среднее образова­ние (см. примечание 1)

Без дополнительных рекомендаций

Без дополнительных рекомендаций

Общий стаж работы

5 лет (см. примечание 2)

Без дополнительных рекомендаций

Без дополнительных рекомендаций

Опыт работы в области менеджмента качества или охраны окружающей среды

По крайней мере 2 года из общих 5 лет

2 года по второй дис­циплине (см. примечание 3)

Без дополнительных рекомендаций

Обучение аудиту

40 часов обучения аудиту

24 часа обучения по второй дисциплине (см. примечание 4)

Без дополнительных рекомендаций

Опыт проведения аудитов

4 полных аудита и не менее 20 дней стажировки в каче­стве стажера. Аудиты должны проходить в тече­ние 3-х последних лет

3 полных аудита и не менее 15 дней стажи­ровки по 2-ой дисци­плине. Аудиты должны про­ходить в течение 2-х последних лет

3 полных аудита и не менее 15 дней стажи­ровки в качестве ве­дущего аудитора. Аудиты должны про­ходить в течение 2-х последних лет

 

 

Примечание 1 Среднее образование представляет собой часть национальной системы образования, которое следует после начального, но завершается пе­ред поступлением в университет или аналогичное учебное заведение.

Примечание 2 Количество лет для получения опыта работы может быть сокращено на 1 год в случае, когда лицо получило соответствующее образование после среднего.

Примечание 3 Опыт работы по второй дисциплине может сравниваться с опытом работы по первой дисциплине.

Примечание 4 Обучение по второй дисциплине требует знания соответствующих стандартов, законов, правил, принципов, методов и других требовании.

7.6.5 Методы оценивания

Оценивание может осуществлять лицо, выбравшее один или несколь­ко методов из таблицы 2. Используя табл. 2, необходимо учесть следую­щее:

- существует несколько методов и можно сделать выбор;

- надежность различных методов может быть разной;

- для получения объективных, постоянных, удовлетворительных, на­дежных результатов лучше сочетать разные методы.

 

Табл.2 - Методы оценивания

 

Метод оценивания

Цели

Примеры

Анализ записей

Записи анализируются с целью проверки степени подготовки аудитора

Анализ записей об образовании, обу­чении, работе и опыте по аудиту

Беседы

Цель бесед - оценить личные качества и навыки, проверить данные, знания, приобрести дополнительную информацию

Интервью с глазу на глаз и по теле­фону

Наблюдения

Наблюдение дает оценку лич­ным качествам и применению знаний и навыков

Выполнение своей роли, наблюдение за аудитом

Анализ после ауди­та

Анализ после аудита осуществляется, когда прямое наблюдение невозможно

Анализ отчетов по аудиту, брифинги с коллегами, клиен­тами и аудитором

Испытание

 

Испытание    осуществляется для оценивания личных ка­честв, знаний, навыков и их применения

Устные и пись­менные экзамены, психометрические испытания

Положительная и отрицательная обратная связь

Обратная связь (положитель­ная или отрицательная) обес­печивает данными о том, как воспринимается деятельность аудитора

Инспектирование,  вопросники, письменные свидетельства, жалобы

7.6.6 Завершение оценивания

Последним этапом оценивания является сравнение информации, полученной по требованиям, определенным в п.7.6.4. Там, где человек не отвечает этим требованиям, необходимо дополнительное обучение, приобретение опыта работы и проведения аудита. Следуя этому, должно быть под­тверждение выполнения требований.


Таблица 3. Пример оценивания аудитора в программе внутреннего аудита

Области знаний и навыков

Определенный уровень знаний и навыков (7.6.3)

Определение требований к обучению, опыту работы, обучению аудитора и опыту аудита (7.6.4)

Методы оценивания (7.6.5)

Процедуры, процессы и методы аудита

Возможность проводить аудит согласно процедурам «на месте», обмен информацией с коллегами на рабочем месте

Завершенный курс обучения аудитора «на месте».

Проведено 3 аудита в качестве члена группы по внутреннему аудиту

Анализ записей по обучению.

Наблюдение.

Анализ.

Документы систем менеджмента и другие ссылочные документы

Возможность применять соответствующие части Руководства по качеству и соответствующие процедуры

Чтение и понимание процедур относительно целей, области применение и критериев аудита

Анализ записей по обучению, испытания, интервью

Организационные ситуации

Возможность описать организационную структуру

Работа в организации, по крайней мере, один год

Анализ записей, связанных с работой

Законы, обязательные и другие требования

Возможность идентифицировать и понять применение законов, норм, относящихся к процессам, продукции и окружающей среде

Посещение курсов по изучению законов, относящихся к деятельности и процессам, подвергающимся аудиту

Анализ записей по обучению

Способы и методы, относящиеся к качеству

Возможность описать методы управления качеством «на месте». Умение отличать требования Руководства по качеству для испытаний, в процессе производства и при заключительных испытаниях

Обучение применению методов управления качеством

Анализ записей по обучению

Продукция, услуги и процессы

Умение вести дискуссию по процессам изготовления продукции, спецификациям и конечному применению

Работа в качестве служащего, составляющего план производства.

Работа в отделе по услугам

Анализ записей по работе

Принципы менеджмента охраны окружающей среды

Умение понять важность защиты окружающей среды

Обучение в области охраны окружающей среды

Анализ записей по обучению

Наука и технология охраны окружающей среды

Возможность идентифицировать методы защиты от загрязнений, относящихся к процессам, продукции, услугам

Успешно законченный курс по химии

Анализ записей по образованию

Аспекты технической деятельности и деятельности по охране окружающей среды

Умение перечислить аспекты деятельности организации, воздействующие на окружающую среду

Умение описать методы организации по защите окружающей среды

Курс обучения по хранению химикатов, их смешиванию, воздействию их на окружающую среду.

Демонстрация правильности методов хранения химикатов, их смешиванию и использованию

Анализ записей по обучению, содержанию курса и анализ результата