ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

РАЗРАБОТАНЫ Всероссийским научно-исследовательским институтом метро­логической службы Госстандарта России (ВНИИМС Госстандарта России)

ИСПОЛНИТЕЛИ Е.А. Заец (руководитель темы), И.П. Канаева, Т.А. Иванова, Х.О. Маликова, Ю.И. Яжборовская

ВНЕСЕНЫ Главным управлением технической политики в области метрологии и Главным управлением региональной политики и государственного надзора

УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Госстандарта России от 30 декабря 1993 г. N295

ВВЕДЕНЫ ВПЕРВЫЕ

Настоящее Типовое положение не может быть полностью или частично воспроиз­ведено, тиражировано или распространено без разрешения Госстандарта России

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IIP 50-732-93

ПРАВИЛА   ПО  МЕТРОЛОГИИ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ

ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

О МЕТРОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

Издание официальное

ГОССТАНДАРТ РОССИИ Москва

 

УДК 389.14.33           Группа Т80

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ

ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

О МЕТРОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ        ПР И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ                      50-732-93

ОКСТУ 0008                                      Дата введения 01.01.94

Настоящее Типовое положение распространяется на метрологические службы госу­дарственных органов управления Российской Федерации и юридических лиц независимо от форм собственности, осуществляющих выполнение работ по обеспечению единства и требуемой точности измерений, метрологическому контролю и надзору в Российской Федерации в соответствии с Законом Российской Федерации "Об обеспечении единства измерений" и устанавливает их основные задачи, права и обязанности.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Государственные органы управления Российской Федерации, а также предприя­тия, организации, учреждения (далее - предприятия), наделенные правами юридиче­ского лица, в соответствии со статьями 11 и 13 Закона Российской Федерации "Об обеспечении единства измерений" создают в необходимых случаях в установленном порядке метрологические службы для выполнения работ по обеспечению единства и требуемой точности измерений и для осуществления метрологического контроля и надзора.

При выполнении работ в сферах распространения государственного метрологическо­го контроля и надзора, предусмотренных статьей 13 Закона Российской Федерации "Об обеспечении единства измерений", создание метрологических служб или иных орга­низационных структур по обеспечению единства измерений является обязательным.

1.2. Метрологическая служба государственного органа управления представляет со­бой систему, образуемую приказом руководителя государственного органа управления, которая может включать:

структурные подразделения (службу) главного метролога в центральном аппарате государственного органа управления;

головные и базовые организации метрологической службы в отраслях и подотраслях, назначаемые государственным органом управления;

метрологические службы предприятий, объединений, организаций и учреждений.

В целесообразных случаях допускается возложение обязанностей по выполнению работ по обеспечению единства и требуемой точности измерений приказом руководителя государственного органа управления на ответственных должностных лиц центрального аппарата.

В составе концернов, акционерных обществ, ассоциаций, межотраслевых объедине­ний (далее по тексту - объединений юридических лиц) по решению руководящих органов объединения может создаваться аналогичная структура метрологической служ­бы, включающая службу главного метролога объединения, головные и базовые орга­низации метрологической службы, выполняющие свои функции на основании договоров с предприятиями, метрологические службы предприятий (организаций), возглавляемые главными метрологами.

1

1.2.1. Головные и базовые организации метрологической службы определяются из числа ведущих научно-гфоизводственных (производственных) объединений, научно-исследовательских, проектно-конструкторских и технологических организаций, не­зависимо от форм собственности, для выработки технической политики и координации работ в области обеспечения единства и требуемой точности измерений в отрасли (по­дотрасли) или иных областях деятельности, закрепленных за государственным орга­ном управления или юридическим лицом.

1.2.2. Метрологические службы юридических лиц (предприятий, организаций, уч­реждений) независимо от их подчиненности и форм собственности образуются, как правило, в виде самостоятельных структурных подразделений для выполнения задач по обеспечению единства и требуемой точности измерений при проведении исследова­ний, разработок, испытаний, в производстве и (или) эксплуатации продукции или иных областей деятельности, закрепленных за юридическим лицом, а также для осуществле­ния метрологического контроля и надзора, и возглавляются главными метрологами.

В состав метрологических служб могут входить самостоятельные калибровочные лаборатории, а также структурные подразделения по ремонту средств измерений.

Допускается возложение отдельных функций метрологической службы на иные структурные подразделения юридических лиц.

1.3. Права и обязанности структурных подразделений метрологической службы или иных организационных структур по обеспечению единства и требуемой точности изме­рений в центральном аппарате государственных органов управления Российской Фе­дерации, головных и базовых организаций метрологической службы, а также на пред­приятиях, объединениях, организациях и учреждениях, пользующихся правами юри­дического лица, определяются Положением о метрологической службе государствен­ного органа управления или юридического лица, разрабатываемым на основе настоящего Типового положения.

1.4. Положение о метрологической службе государственного органа управления дол­жно содержать также информационные данные о государственном органе управле­ния, структуре метрологической службы и ее звеньях, головных и базовых организа­циях метрологической службы, их основные задачи, обязанности и права- В Положении закрепляется распределение обязанностей между службой главного метролога в цен­тральном аппарате, головными и базовыми организациями метрологической службы, устанавливается порядок утверждения Положений о головных и базовых организациях, а также основные направления деятельности всех звеньев метрологической службы.

1.4.1. Положение о метрологической службе государственного органа управления утверждается его руководителем.

В случаях, когда деятельность государственных органов управления Российской Фе­дерации осуществляется в сферах, предусмотренных статьей 13 Закона Российской Федерации "Об обеспечении единства измерений", Положения о метрологических службах государственных органов управления Российской Федерации подлежат согла­сованию с Госстандартом России.

1.5. Положение о метрологической службе юридических лиц содержит информаци­онные данные о юридическом лице и определяет структуру метрологической службы и ее звеньев, их задачи, обязанности и права.

1.5.1. Структура и штаты метрологической службы определяются руководителем юридического лица, исходя из объемов работ и с учетом того, что работы по обеспечению единства измерений относятся к основным видам работ, а подразделения метрологиче­ской службы - к основным производственным, научно-исследовательским, конструк­торским, проектно-конструкторским или технологическим подразделениям.
1.6. В своей деятельности метрологические службы государственных органов управ­ления и юридических лиц руководствуются законодательством Российской Федерации, в том числе Законом Российской Федерации "Об обеспечении единства измерений", законодательными актами республик в составе Российской Федерации, актами, принятыми администрацией автономной области, автономных округов, краев, областей и городов, стандартами и другими нормативными документами Государственной системы обеспечения единства измерений Российской Федерации, постановлениями Госстандар­та России, другими нормативными документами, Положением о метрологической служ­бе, приказами и руководящими документами государственных органов управления.

2. ГЛАВНЫЕ ЗАДАЧИ МЕТРОЛОГИЧЕСКИХ СЛУЖБ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

2.1. К главным задачам метрологических служб государственных органов управления и юридических лиц относятся:

обеспечение единства и требуемой точности измерений, повышение уровня и развитие техники измерений в объединениях, на предприятиях;

определение основных направлений деятельности и выполнение работ по метроло­гическому обеспечению исследований, разработки, производства, испытаний и эксплу­атации продукции или иных областей деятельности;

внедрение современных методов и средств измерений, автоматизированного конт­рольно-измерительного оборудования, информационно-измерительных систем и комп­лексов (далее - средств измерений), эталонов, применяемых для калибровки средств измерений;

осуществление метрологического контроля путем калибровки средств измерений, проверки своевременности представления средств измерений на испытания в целях утверждения типа, а также на поверку;

осуществление надзора за состоянием и применением средств измерений, аттесто­ванными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин, применяемы­ми для калибровки средств измерений, соблюдением метрологических правил и норм, нормативных документов по обеспечению единства измерений.

3. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СЛУЖБЫ ГЛАВНОГО МЕТРОЛОГА В

ЦЕНТРАЛЬНОМ АППАРАТЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ УПРАВЛЕ­НИЯ

3.1. Структурное подразделение (служба) главного метролога в центральном аппарате государственного органа управления имеет право:

3.1.1. осуществлять метрологический надзор за состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц ве­личин, применяемыми для калибровки средств измерений, соблюдением метрологиче­ских правил и норм, нормативных документов по обеспечению единства измерений;

3.1.2. выдавать метрологическим службам подведомственных предприятий (органи­заций) обязательные предписания, направленные на предотвращение, прекращение или устранение нарушений метрологических правил и норм;

3.1.3. готовить предложения руководству государственного органа управления о на­значении головных и базовых организаций метрологической службы и осуществлять контроль за их деятельностью;

3.1.4. проводить аккредитацию головных и базовых организаций метрологической службы;

3.1.5. вносить предложения руководству государственного органа управления об отмене нормативных документов, приказов, распоряжений и указаний в области метро­логического обеспечения, противоречащих действующему законодательству, метроло­гическим правилам и нормам; готовить заключения по проектам нормативных докумен­тов по вопросам метрологии;
3.1.6. готовить предложения руководству государственных органов управления о привлечении независимых экспертов к проведению метрологической экспертизы проек­тной, конструкторской, технологической документации, к проведению экспертизы дол­госрочных и среднесрочных программ метрологического обеспечения отрасли (подо­трасли), к участию в аккредитации головных и базовых организаций метрологической службы и других метрологических работах;

3.1.7. получать от подвергаемых контролю метрологических служб юридических лиц материалы, необходимые для проведения проверок в порядке осуществления мет­рологического надзора;

3.1.8. принимать участие в аккредитации испытательных подразделений, аналитиче­ских лабораторий, метрологических служб.

3.2. Структурное подразделение (служба) главного метролога в центральном аппарате государственного органа управления:

3.2.1. проводит единую техническую политику и осуществляет общее руководство работами по обеспечению единства и требуемой точности измерений, осуществлению метрологического контроля и надзора в отрасли (подотрасли) или в закрепленных областях деятельности;

3.2.2. осуществляет взаимодействие с Госстандартом России, органами Государствен­ной метрологической службы по вопросам обеспечения единства измерений;

3.2.3. разрабатывает проект Положения о метрологической службе государствен­ного органа управления, готовит предложения руководству о назначении головных и базовых организаций метрологической службы и проводит согласование проекта Поло­жения с Госстандартом России;

3.2.4. координирует деятельность головных и базовых организаций метрологической службы и осуществляет контроль за их деятельностью;

3.2.5. определяет основные направления дальнейшего развития метрологического обеспечения отрасли (подотрасли), для чего периодически организовывает и координи­рует работы по анализу состояния измерений, контроля и испытаний в отрасли (подо­трасли) или в закрепленных областях деятельности;

3.2.6. руководит работами по формированию и выполнению программ метрологиче­ского обеспечения отрасли (подотрасли) или закрепленных областей деятельности;

3.2.7. организует разработку и выполнение планов организационно-технических ме­роприятий по дальнейшему повышению эффективности производства или иных видов деятельности на основе совершенствования метрологического обеспечения, контроли­рует результаты выполнения;

3.2.8. готовит предложения к проектам планов государственной стандартизации и разрабатывает планы работ по совершенствованию (актуализации) отраслевой норма­тивной базы по метрологическому обеспечению, готовит заключения по проектам осно­вополагающих нормативных документов по вопросам метрологии;

3.2.9. организовывает и проводит работы по аккредитации головных и базовых орга­низаций метрологической службы;

3.2.10. участвует в проведении испытаний средств измерений, контроля и испытаний, разрабатываемых по заказам отрасли (подотрасли);

3.2.11. участвует в аккредитации испытательных подразделений и аналитических лабораторий;

3.2.12. координирует в отрасли (подотрасли) работы по международному сотрудниче­ству в области метрологии;

3.2.13. готовит предложения по подготовке, переподготовке и повышению квалифи­кации кадров в области метрологии;

3.2.14. организовывает отраслевые совещания, семинары, конференции, выставки по вопросам метрологического обеспечения, координирует участие организаций и предпри­ятий отрасли в межотраслевых и международных совещаниях, семинарах, конферен­циях и выставках по вопросам метрологического обеспечения.

4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ МЕТРОЛОГИЧЕСКИХ СЛУЖБ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

4.1. Метрологические службы юридических лиц имеют право:

4.1.1. выдавить структурным подразделениям юридического лица обязательные пред­писания, направленные на предотвращение, прекращение или устранение нарушений метрологических правил и норм;

4.1.2. вносить предложения руководителям предприятий, объединений, организа­ций, учреждений об отмене нормативных документов, приказов, распоряжений и указа­ний в области метрологического обеспечения, противоречащих действующему законо­дательству, метрологическим правилам и нормам;

4.1.3. вносить предложения руководителям предприятий, объединений, организа­ций, учреждений о заключении договоров об аренде уникальных средств измерений и испытательного оборудования для проведения калибровки и других метрологических работ, а также договоров о привлечении специалистов к проведению метрологической экспертизы документации и метрологической аттестации методик выполнения измере­ний;

4.1.4. получать от подвергаемых контролю структурных подразделений материалы, необходимые для проведения проверок в порядке осуществления метрологического контроля и надзора.

4.2. В соответствии с задачами основной круг обязанностей метрологических служб юридических лиц включает выполнение следующих работ:

4.2.1. проведение систематического анализа состояния измерений, контроля и испы­таний на всех стадиях разработки, производства и эксплуатации отдельных видов продукции с целью правильного определения приоритетов в решении отдельных задач метрологического обеспечения, а также решения проблем удовлетворения требований потребителя в части функциональных характеристик продукции, условий ее эксплуата­ции, внедрения системы бездефектного изготовления продукции, обеспечения прибыль­ности ее изготовления;

4.2.2. разработка планов организационно-технических мероприятий по дальнейшему повышению эффективности производства или иных видов деятельности на основе со­вершенствования метрологического обеспечения;

4.2.3. изучение потребности в средствах измерений, контроля и испытаний, эталонов для калибровки средств измерений, стандартных образцах состава и свойств веществ и материалов, подготовка предложений по их разработке и приобретению, согласование и формирование заявок на приобретение средств измерений;

4.2.4. разработка предложений к проектам планов государственной стандартизации;

4.2.5. участие в разработке средств и методов измерений и их внедрение;

4.2.6. участие в определении исходных технических требований на разработку средств измерений, в проведении испытаний средств измерений, в проведении работ по опре­делению межповерочных интервалов средств измерений;

4.2.7. участие в создании эталонов, других средств калибровки, необходимых для метрологического обслуживания создаваемых и выпускаемых средств измерений, со­гласование предложений по их разработке и выпуску с заинтересованными предприя­тиями;

4.2.8. разработка (участие в разработке) и организация выпуска стандартных образ­цов состава и свойств веществ и материалов, изготавливаемых предприятиями (объе­динениями), а в необходимых случаях также стандартных образцов веществ и материа­лов для метрологического обеспечения производства выпускаемой ими продукции или иных областей деятельности;

4.2.9. участие в аттестации средств испытаний и контроля, в разработке программ и методик их аттестации;

4.2.10. проведение работ по унификации, стандартизации и аттестации методик вы­полнения измерений;
4.2.11. участие в установлении рациональной номенклатуры измеряемых параметров, оптимальных норм точности измерений при контроле показателей качества продук­ции и параметров технологических процессов;

4.2.12. проведение работ по установлению соответствия номенклатуры измеряемых параметров, норм точности измерений, методик выполнения измерений, применяемых средств измерений требованиям и нормам точности измерений показателей качества готовой продукции, сырья, материалов и характеристик производительности и точности технологического оборудования, минимальной трудоемкости и заданной достоверности контроля;

4.2.13. участие в разработке новых видов продукции и технологических процессов, в аттестации технологических процессов, в проверке технологического оборудования на соответствие установленным нормам точности; проведение работ по метрологическо­му обеспечению подготовки производства;

4.2.14 участие в подготовке к аттестации производств и сертификации систем качест­ва;

4.2.15. проведение работ по метрологическому обеспечению испытаний и сертифика­ции продукции, участие в аттестации испытательных подразделений и аналитических лабораторий;

4.2.16. учет основных показателей, характеризующих состояние метрологической службы и ее деятельность;

4.2.17. оценка экономической эффективности работ в области метрологического обеспечения, определение влияния этих работ на технико-экономические показатели производственной деятельности;

4.2.18. контроль за своевременным представлением средств измерений на испытания в целях утверждения типа средств измерений;

4.2.19. подготовка материалов и участие в согласовании заявок на импорт средств измерений, необходимых для повышения уровня метрологического обеспечения;

4.2.20. организация и проведение работ по калибровке средств измерений, обеспече­ние своевременного представления средств измерений на поверку;

4.2.21. организация и проведение ремонта средств измерений, находящихся в эксплу­атации;

4.2.22. осуществление проката средств измерений;

4.2.23. выполнение особо точных измерений;

4.2.24. хранение и поддержание на должном уровне эталонов для воспроизведения единиц величин, других средств поверки и калибровки средств измерений;

4.2.25. разработка и внедрение нормативных документов, регламентирующих вопро­сы метрологического обеспечения, участие в работах по совершенствованию (актуа­лизации) нормативной базы по метрологическому обеспечению;

4.2.26. проведение метрологической экспертизы технических заданий, проектной, конструкторской и технологической документации, проектов стандартов и других нор­мативных документов;

4.2.27. осуществление метрологического надзора за состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами, применяемыми для калибровки средств измерений, за соблюдением метрологических правил и норм, нормативных документов по обеспечению единства измерений;

4.2.28. осуществление взаимодействия с Госстандартом России, органами Государст­венной метрологической службы по вопросам обеспечения единства измерений, оказа­ния содействия органам Госстандарта России при осуществлении ими государственного метрологического контроля и надзора;
4.2.29. осуществление взаимодействия с головными и базовыми организациями Го­сударственной службы стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов (ГССО), Государственной службы времени и частоты и определения параметров вра­щения Земли (ГСВЧ), центрами данных Государственной службы стандартных спра­вочных данных (ГСССД), участие в проведении аттестации стандартных справочных данных о свойствах веществ и материалов;

4.2.30. участие в работах по международному сотрудничеству в области метрологии, в том числе во внедрении и соблюдении рекомендаций МОЗМ, ИСО, МЭК, КООМЕТ и других международных организаций;

4.2.31. организация подготовки, переподготовки, повышения квалификации и атте­стации кадров в области метрологии;

4.2.32. участие в проведении анализа претензий к качеству продукции с точки зрения недостатков в метрологическом обеспечении;

4.2.33. проведение совещаний, семинаров, конференций, выставок, конкурсов по вопросам метрологического обеспечения, подготовка информационных материалов по вопросам метрологического обеспечения, деятельности метрологической службы, в том числе об оказываемых метрологических услугах;

4.2.34. осуществление контроля за устранением недостатков в обеспечении единства измерений, выявленных органами Государственной метрологической службы.

5. ГОЛОВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТРОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

5.1. Головная организация метрологической службы (далее - головная организа­ция) назначается по решению государственных органов управления (или объединения юридических лиц) для выработки и проведения единой технической политики и координации работ в области обеспечения единства и требуемой точности измерений в отрасли или иных областях деятельности, закрепленных за соответствующим государ­ственным органом, или объединением юридических лиц, которому головная органи­зация подчинена.

5.2. Головные организации метрологической службы назначаются государственным органом управления по согласованию с Госстандартом России (в составе Перечня головных и базовых организаций метрологической службы, прилагаемого к Положению о метрологической службе государственных органов управления).

5.3. К основным задачам головной организации относятся:

выработка технической политики и перспективное планирование работ в области обеспечения единства измерений и метрологического обеспечения в отрасли или иных областях деятельности;

проведение систематического анализа состояния измерений, контроля и испытаний в отрасли с целью правильного определения приоритетов в решении задач метрологи­ческого обеспечения, определение потребностей отрасли в средствах измерений, конт­роля, испытаний;

координация деятельности и методическое руководство базовыми организациями метрологической службы и метрологическими службами предприятий отрасли;

выполнение важнейших работ в области обеспечения единства и требуемой точности измерений;

разработка и внедрение современных методов и средств измерений, автоматизиро­ванного контрольно-измерительного оборудования, информационно-измерительных систем и комплексов, средств поверки и калибровки, в том числе стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов (по закрепленным областям измерений);

участие в испытаниях и работах по сертификации средств измерений, испытаний и контроля, предназначенных для использования в отрасли;

организация и проведение метрологической экспертизы технических заданий, про­ектной, конструкторской и технологической документации, проектов стандартов и дру­гих нормативных документов;

осуществление метрологического надзора за состоянием и применением средств из­мерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами, применяе­мыми для калибровки средств измерений, соблюдением метрологических правил и норм, нормативных документов по обеспечению единства измерений;
осуществление контроля за деятельностью базовых организаций метрологической службы и метрологических служб предприятий отрасли.

5.4. Положение о головной организации метрологической службы разрабатывается на основе Положения о метрологической службе государственного органа управления (или на основе Положения о метрологической службе объединения юридических лиц) в соответствии с требованиями разделов 4 и 5 настоящего Типового положения и утверждается в установленном порядке (см. п. 1.4. настоящего Типового положения).

5.5. Для обеспечения выполнения задач, возлагаемых на головную организацию, в ней создается самостоятельное структурное подразделение (научно-исследовательское, проектно-конструкторское, технологическое), возглавляемое главным метрологом го­ловной организации.

Главный метролог головной организации назначается на должность и освобождается от нее приказом руководителя организации и несет ответственность за выполнение задач и обязанностей, возлагаемых на головную организацию.

5.5.1. В Положении о головной организации отражаются не только отдельные функции в области обеспечения единства и требуемой точности измерений, возлагаемые на структурное подразделение, возглавляемое главным метрологом, но и все остальные функции в этой области, возлагаемые на другие подразделения головной организации.

5.5.2. На подразделение метрологической службы, возглавляемое главным метроло­гом головной организации, могут быть возложены также обязанности по метрологиче­скому обеспечению деятельности своей организации.

5.5.3. Для выполнения функций, определенных в Положении, головная организация располагает эталонами, средствами поверки и калибровки, другим контрольно-измери­тельным и испытательным оборудованием.

5.6. Головная организация подвергается аккредитации, проводимой государственным органом управления в порядке, установленном Госстандартом России.

5.6.1. Головная организация, в составе которой имеется самостоятельная калибро­вочная лаборатория, может быть аккредитована также на право калибровки средств измерений на основе договоров, заключаемых с государственными научными метроло­гическими центрами или органами Государственной метрологической службы в соответ­ствии со статьей 23 Закона "Об обеспечении единства измерений".

5.7. Финансирование работ по выполнению задач головной организации осуществля­ется из централизованных фондов соответствующего государственного органа управле­ния.

6. БАЗОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТРОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

6.1. Базовая организация метрологической службы (далее - базовая организация) назначается по решению государственного органа управления или объединения юриди­ческих лиц, которому она подчинена, для выполнения работ по обеспечению единства и требуемой точности измерений в подотрасли (при проведении исследований, разрабо­ток, испытаний, в производстве и эксплуатации закрепленных за ней групп продукции) или закрепленных областях деятельности.

Базовые организации могут назначаться по территориальному принципу с прикреп­лением к ним объединений и предприятий определенного региона, в частности, для выполнения работ по калибровке и ремонту средств измерений.

6.2. Базовые организации метрологической службы назначаются государственным органом управления по согласованию с Госстандартом России (при согласовании Поло­жения о метрологической службе государственных органов управления).

6.3. К основным задачам базовой организации относятся:

проведение систематического анализа состояния измерений, контроля и испытаний в подотрасли с целью правильного определения приоритетов в решении задач метроло­гического обеспечения на прикрепленных предприятиях;

участие в разработке средств и методов измерений, в создании эталонов и других средств калибровки, необходимых для метрологического обеспечения производства на прикрепленных предприятиях;

8участие в установлении рациональной номенклатуры измеряемых параметров, оп­тимальных норм точности измерений при контроле показателей качества продукции и параметров технологических процессов на прикрепленных предприятиях;

проведение работ по установлению соответствия номенклатуры измеряемых пара­метров, норм точности измерений, методик выполнения измерений, применяемых средств измерений требованиям к нормам точности измерений показателей качества готовой продукции, сырья, материалов и характеристик производительности и точности технологического оборудования, минимальной трудоемкости и заданной достоверности контроля на прикрепленных предприятиях;

участие в разработке новых видов продукции и технологических процессов, в атте­стации технологических процессов, проверке технологического оборудования на соот­ветствие установленным нормам точности;

участие в подготовке к аттестации производств и к сертификации систем качества на прикрепленных предприятиях;

проведение метрологической экспертизы технических заданий, проектной, конструкторской и технологической документации, проектов стандартов и других нор­мативных документов;

проведение метрологической аттестации методик выполнения измерений, а также участие в аттестации средств испытаний и контроля на прикрепленных предприятиях;

проведение калибровки средств измерений;

осуществление метрологического надзора за состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами, применя­емыми для калибровки средств измерений, за соблюдением метрологических правил и норм, нормативных документов по обеспечению единства измерений на прикреплен­ных предприятиях.

6.4. Положение о базовой организации метрологической службы разрабатывается на основе положения о метрологической службе соответствующего государственного орга­на управления (или на основе положения о метрологической службе объединения юридических лиц) в соответствии с требованиями разделов 4 и 6 настоящего Типового положения и утверждается в установленном порядке (см. п. 1.4. настоящего Типового положения).

6.5. Для обеспечения выполнения задач, возлагаемых на базовую организацию, в ней создается самостоятельное структурное подразделение (научно-исследовательское, проектно-конструкторское, технологическое), возглавляемое главным метрологом ба­зовой организации.

Главный метролог базовой организации назначается на должность и освобождается от нее приказом руководителя организации и несет ответственность за выполнение задач и обязанностей, возлагаемых на базовую организацию.

6.5.1. В Положении о базовой организации отражаются не только отдельные функ­ции в области обеспечения единства и требуемой точности измерений, возлагаемые на структурное подразделение, возглавляемое главным метрологом, но и все остальные функции в этой области, возлагаемые на другие структурные подразделения базовой организации.

6.5.2. На подразделение метрологической службы, возглавляемое главным метроло­гом базовой организации, могут быть возложены также обязанности по метрологиче­скому обеспечению деятельности своей организации.

6.5.3. Для выполнения функций, определенных в Положении, базовая организация располагает эталонами, средствами поверки и калибровки, другим контрольно-измери­тельным и испытательным оборудованием.

6.6. Базовая организация подвергается аккредитации, проводимой государственным органом управления в порядке, установленном Госстандартом России.

6.6.1. Базовая организация, в составе которой имеется самостоятельная калибровоч­ная лаборатория, может быть аккредитована также на право калибровки средств измерений на основе договоров, заключаемых с государственными научными метрологиче­скими центрами или органами Государственной метрологической службы в соответст­вии со статьей 23 Закона "Об обеспечении единства измерений".

6.7. Порядок финансирования работ, выполняемых базовой организацией, определя­ется государственным органом управления или объединением юридических лиц (для этих целей может создаваться специальный внебюджетный фонд из средств объединений и предприятий, прикрепленных к базовой организации).

7. МЕТРОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ПРЕДПРИЯТИЯ,

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ, ПРОЕКТНО-КОНСТРУКТОРСКОЙ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И УЧРЕЖДЕНИЯ

7.1. Метрологическая служба предприятия, научно-исследовательской, проектно-конструкторской, технологической организации и учреждения, пользующихся правами юридического лица, независимо от форм собственности (далее -предприятия) включает отдел (службу) главного метролога и (или) другие структурные подразделения и создается для выполнения задач по обеспечению единства измерений и метрологическо­му обеспечению исследований, разработки, испытаний и эксплуатации продукции или иных областей деятельности, закрепленных за предприятием.

В составе метрологической службы предприятия могут создаваться самостоятельные калибровочные лаборатории, которые осуществляют калибровку средств измерений для собственных нужд или сторонних юридических лиц.

7.2. Метрологическая служба предприятия проводит свою работу в тесном взаимодей­ствии с основными структурными подразделениями предприятия.

7.3. К основным задачам метрологической службы предприятия относятся:

обеспечение единства и требуемой точности измерений, повышение уровне метроло­гического обеспечения производства;

внедрение в практику современных методов и средств измерений, направленное на повышение уровня научных исследований, эффективности производства, технического уровня и качества продукции, а также иных работ, выполняемых предприятием;

организация и проведение калибровки и ремонта средств измерений, находящихся в эксплуатации, своевременное представление средств измерений на поверку;

проведение метрологической аттестации методик выполнения измерений, а также участие в аттестации средств испытаний и контроля;

проведение метрологической экспертизы технических заданий, проектной, конст­рукторской и технологической документации, проектов стандартов и других норматив­ных документов;

проведение работ по метрологическому обеспечению подготовки производства;

участие в аттестации испытательных подразделений, в подготовке к аттестации про­изводств и сертификации систем качества;

осуществление метрологического надзора за состоянием и применением средств из­мерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами, применяемыми для калибровки средств измерений, соблюдением метрологических правил и норм, нормативных документов по обеспечению единства измерений.

7.4. Положение о метрологической службе предприятия разрабатывается на оси же Устава предприятия в соответствии с требованиями разделов 4 и 7 настоящего Типового положения и утверждается руководителем предприятия.

При выполнении предприятием работ в сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора, предусмотренных статьей 13 Закона Российской Федерации "Об обеспечении единства измерений" Положение о метрологической службе предприятия утверждается его руководителем по согласованию с органом I государственной метрологической службы по месту расположения предприятия

7.5. Метрологические службы предприятий могут быть аккредитованы на право по­верки и (или) калибровки средств измерений.

7.6. Заинтересованные метрологические службы юридических лиц независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности этих юридических лиц по их инициативе могут быть аккредитованы на техническую компетентность в осуществлении конкретной деятельности в области обеспечения единства и требуемой точности изме­рений на основе договоров, заключаемых с государственными научными метрологиче­скими центрами или органами государственной метрологической службы в соответст­вии со статьей 27 Закона Российской Федерации "Об обеспечении единства измерений".
Отпечатано в типографии муниципального предприятия "Олимп". Зак. 28-1

11