МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УКАЗАНИЕ
от 25 декабря 2001 г. № М-1966у
В целях обеспечения единой технической политики по совершенствованию деятельности метрологического контроля и надзора на федеральном железнодорожном транспорте утвердить и ввести в действие нормативные документы с 1 февраля 2002 г.:
1. ПР 32.99-2001 "Система калибровки средств измерений на федеральном железнодорожном транспорте. Основные положения".
2. РД 32.42-2001 "Организация и порядок аккредитации подразделений метрологической службы федерального железнодорожного транспорта".
Первый заместитель Министра
А.С.МИШАРИН
Утверждены
указанием МПС России
от 25 декабря 2001 г. № М-1966у
Дата введения - с 1 февраля 2002 года
ПРАВИЛА ПО МЕТРОЛОГИИ
СИСТЕМА КАЛИБРОВКИ СРЕДСТВ ИЗМЕРЕНИЙ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ПР 32.99-2001
Предисловие
1. Разработаны Государственным унитарным предприятием Всероссийский научно - исследовательский институт железнодорожного транспорта Министерства путей сообщения Российской Федерации (ГУП ВНИИЖТ МПС России).
Внесены Департаментом технической политики МПС России.
2. Приняты и введены в действие указанием МПС России от 25.12.2001 N М-1966у.
3. Взамен ПР 32.99-97.
1. Область применения
Настоящий документ устанавливает предмет деятельности, структуру и функции системы калибровки средств измерений, права, обязанности и ответственность, входящих в указанную систему метрологических служб организаций федерального железнодорожного транспорта.
Настоящий документ распространяется на метрологические службы железных дорог и организаций федерального железнодорожного транспорта, осуществляющих деятельность по техническому обслуживанию и ремонту технических средств, имеющих лицензию МПС России на данный вид деятельности и аккредитованных в системе калибровки средств измерений на федеральном железнодорожном транспорте.
2. Нормативные ссылки
В настоящем Положении использованы ссылки на следующие нормативные документы:
РД 32.75-97. Порядок организации калибровочных работ и контроль их качества в метрологических службах подразделений железных дорог;
ПР 32.129-98. Порядок подготовки и аттестации калибровщиков средств измерений на железнодорожном транспорте;
РД 32.31-2000. Порядок проведения метрологического контроля и надзора на предприятиях и в организациях федерального железнодорожного транспорта;
РД 32.42-2001. Организация и порядок аккредитации подразделений метрологической службы федерального железнодорожного транспорта.
3. Определения и сокращения
В настоящем документе используются следующие определения и сокращения:
- система калибровки средств измерений на федеральном железнодорожном транспорте (далее - СКЖТ) - совокупность субъектов деятельности и калибровочных работ, направленных на обеспечение единства измерений в сферах, не подлежащих государственному метрологическому контролю и надзору и действующих на основе установленных требований к организации и проведению калибровочных работ;
- метрологическая служба (далее - МС) - служба, создаваемая в соответствии с законодательством для выполнения работ по обеспечению единства измерений и для осуществления метрологического контроля и надзора;
- аккредитующий орган - орган, осуществляющий аккредитацию метрологических служб на право проведения калибровочных работ;
- технический регламент - документ, устанавливающий характеристики продукции (услуг) или связанные с ней процессы и методы производства;
- ДЦСМ - дорожный центр стандартизации и метрологии;
- ГОМС - головная организация метрологической службы федерального железнодорожного транспорта;
- БОМС - базовая организация метрологической службы федерального железнодорожного транспорта;
- СИ - средство измерений.
4. Предмет деятельности системы калибровки средств измерений на федеральном железнодорожном транспорте
Предметом деятельности СКЖТ является:
- установление основных принципов и правил СКЖТ,
организационное, методическое и информационное обеспечение;
- аккредитация МС железных дорог и организаций федерального железнодорожного транспорта на право проведения калибровочных работ;
- регистрация аккредитованных МС железных дорог и организаций федерального железнодорожного транспорта на право проведения калибровочных работ;
- калибровка СИ;
- контроль за соблюдением требований, предъявляемых к выполнению калибровочных работ аккредитованными МС.
5. Структура и функции субъектов системы калибровки средств измерений на федеральном железнодорожном транспорте
5.1. В структуру СКЖТ входят:
центральный орган СКЖТ - Департамент технической политики МПС России;
научно - методические центры, выполняющие организационные, научные и информационные функции СКЖТ - ГОМС и БОМСы;
органы аккредитации МС подразделений железных дорог - ДЦСМ;
МС железных дорог;
МС организаций федерального железнодорожного транспорта.
Схема организационной структуры СКЖТ приведена в Приложении А к настоящему документу.
5.2. Центральный орган СКЖТ осуществляет следующие основные функции:
- устанавливает основные принципы, правила СКЖТ;
- принимает решения о проведении аккредитации МС железных дорог (во главе с ДЦСМ) на право организации и проведения калибровочных работ в соответствии с РД 32.42;
- принимает решения о проведении аккредитации МС организаций федерального железнодорожного транспорта;
- проводит аккредитацию МС железных дорог (во главе с ДЦСМ) и МС организаций федерального железнодорожного транспорта. Департамент технической политики МПС России может делегировать право проведения работ по аккредитации МС организаций федерального железнодорожного транспорта ДЦСМ, близлежащему к аккредитуемой организации;
- оформляет и выдает аттестаты об аккредитации МС железных дорог и МС организаций федерального железнодорожного транспорта;
- ведет учет аккредитованных МС;
- осуществляет инспекционный контроль за соблюдением аккредитованными МС требований к выполнению калибровочных работ в соответствии с РД 32.31;
- рассматривает апелляции МС по результатам аккредитации;
- организует проведение работ в области разработки методик калибровки СИ, применяемых на железных дорогах и других организациях федерального железнодорожного транспорта;
- осуществляет взаимодействие с Госстандартом России, органами Российской системы калибровки по вопросам обеспечения единства измерений.
5.3. К основным функциям научно - методических центров СКЖТ относятся:
- разработка технических регламентов и методических документов, регламентирующих калибровочную деятельность на федеральном железнодорожном транспорте;
- координация разработки методик калибровки, метрологическая экспертиза методик калибровки СИ;
- утверждение и согласование разрабатываемых МС организаций федерального железнодорожного транспорта методик калибровки СИ;
- создание базы нормативных документов по калибровочной деятельности;
- участие в проведении аккредитации субъектов СКЖТ на право организации и выполнения калибровочных работ;
- участие в осуществлении инспекционного контроля за соблюдением аккредитованными МС требований к выполнению калибровочных работ в соответствии с РД 32.31.
5.4. Кроме указанных в п. 5.3, к основным функциям ГОМС относятся:
- ведение в установленном порядке отраслевого Реестра СИ, допущенных к применению на федеральном железнодорожном транспорте и не попадающих в сферу распространения государственного метрологического контроля и надзора;
- осуществление консультационной деятельности по вопросам функционирования СКЖТ;
- разработка предложений по дальнейшему развитию и совершенствованию СКЖТ;
- ведение учета аккредитованных МС;
- ведение отраслевого банка нормативных и методических документов в области калибровочной деятельности СКЖТ.
5.5. К основным функциям ДЦСМ как органа по аккредитации относятся:
- аккредитация МС подразделений железной дороги на право проведения калибровочных работ;
- оформление и выдача аттестатов аккредитации МС подразделений железной дороги на право калибровки СИ, представление материалов в Департамент технической политики МПС России и ГОМС для учета аккредитованных МС;
- осуществление контроля за соблюдением требований к выполнению калибровочных работ в соответствии с РД 32.75;
- отмена или приостановление действия аттестатов аккредитации на право выполнения калибровки СИ, выданных ДЦСМ;
- ведение учета МС подразделений железной дороги, аккредитованных ДЦСМ;
- организация повышения квалификации и проведение работ по подготовке аттестации работников МС подразделений железной дороги и предприятий в соответствии с ПР 32.129;
5.6. К основным функциям МС подразделений железных дорог и МС организаций федерального железнодорожного транспорта, аккредитованных в СКЖТ, относятся:
- организация калибровки СИ, оформление результатов калибровки;
- обеспечение надлежащего состояния средств калибровки;
- обеспечение надлежащего состояния помещений;
- подготовка и переподготовка кадров для выполнения калибровочных работ.
6. Права, обязанности и ответственность субъектов системы калибровки средств измерений на федеральном железнодорожном транспорте
6.1. Центральный орган СКЖТ имеет право:
- проводить контроль деятельности субъектов СКЖТ в соответствии с РД 32.31;
- получать от органов аккредитации СКЖТ информацию о результатах аккредитации МС подразделений железных дорог и МС организаций федерального железнодорожного транспорта.
6.2. Центральный орган СКЖТ обязан:
- своевременно рассматривать и утверждать документы по калибровочной деятельности;
- своевременно рассматривать и принимать решения по апелляциям субъектов СКЖТ;
- своевременно информировать субъектов СКЖТ об изменениях в организации и деятельности СКЖТ;
- принимать необходимые меры для развития и совершенствования калибровочной деятельности на федеральном железнодорожном транспорте;
- осуществлять координацию работ по вопросам деятельности СКЖТ с Госстандартом России.
6.3. Центральный орган СКЖТ несет ответственность за:
- своевременное внедрение технических регламентов, нормативных и методических документов в СКЖТ;
- правильность организации контроля деятельности субъектов СКЖТ;
- своевременное информирование субъектов СКЖТ об изменениях в организации и деятельности СКЖТ;
- развитие и совершенствование СКЖТ.
6.4. Научно - методические центры СКЖТ имеют право:
- представлять на утверждение в центральный орган СКЖТ проекты технических регламентов, методических и нормативных документов;
- участвовать в проведении контроля деятельности субъектов СКЖТ в соответствии с РД 32.31;
- получать от субъектов СКЖТ всю необходимую информацию для осуществления анализа и координации калибровочной деятельности на федеральном железнодорожном транспорте.
6.5. Научно - методические центры СКЖТ обязаны:
- оказывать МС федерального железнодорожного транспорта методическую помощь в организации калибровочной деятельности;
- своевременно представлять субъектам СКЖТ необходимую информацию в области калибровочной деятельности;
- регулярно осуществлять анализ калибровочной деятельности субъектов СКЖТ с целью ее развития и совершенствования.
6.6. Научно - методические центры СКЖТ несут ответственность за:
- полноту и правильность разработки нормативных документов и технических регламентов, определяющих организацию и порядок осуществления калибровочной деятельности;
- своевременность выполнения анализа калибровочной деятельности;
- качество информационного обслуживания субъектов СКЖТ.
6.7. ДЦСМ как аккредитующий орган имеет право:
- беспрепятственно посещать аккредитованные им МС для осуществления контроля деятельности и качества калибровочных работ в соответствии с РД 32.31 и РД 32.75;
- аннулировать или приостанавливать действие аттестата аккредитации МС на право проведения калибровочных работ, гасить калибровочные знаки при отрицательных результатах контроля выполнения требований, предъявляемых к аккредитованным МС;
- проводить работы по расширению области аккредитации в соответствии с РД 32.42 и РД 32.75;
- изменять межкалибровочные интервалы для СИ с учетом их эксплуатационных свойств и (или) условий эксплуатации;
- организовывать и проводить работы по подготовке и аттестации калибровщиков.
6.8. ДЦСМ как аккредитующий орган обязан:
- своевременно осуществлять контроль за выполнением требований, предъявляемых к МС, аккредитованным на право калибровки СИ;
- оказывать МС необходимую помощь в организации калибровочной деятельности;
- своевременно предоставлять аккредитованным МС необходимую информацию в области калибровочной деятельности.
6.9. ДЦСМ несет ответственность за:
- своевременную аккредитацию МС по их заявкам;
- своевременный контроль за соблюдением аккредитованными МС требований к проведению калибровочных работ;
- своевременное принятие мер, обеспечивающих выполнение требований, предъявляемых к МС, аккредитованным на право калибровки СИ;
- своевременное представление сведений об аккредитации МС подразделений железных дорог в ГОМС;
- обеспечение передачи размеров единиц от эталонов ДЦСМ подчиненным эталонам, принадлежащим аккредитованным МС.
6.10. Аккредитованные МС имеют право:
- калибровать СИ согласно области аккредитации;
- выдавать сертификаты о калибровке и ставить калибровочные знаки;
- аннулировать сертификаты о калибровке СИ, гасить оттиски калибровочного знака в случае несоответствия действительных значений метрологических характеристик нормированным или обнаружения неисправностей СИ, делающих их эксплуатацию недопустимой, а также в других случаях, предусмотренных нормативными документами и техническими регламентами;
- проводить контроль состояния СИ и давать необходимые предписания, исключающие возможность эксплуатации неисправных СИ;
- посещать подразделения предприятий, эксплуатирующие и (или) хранящие СИ, подлежащие калибровке, в соответствии с режимом, установленным на предприятии;
- давать предложения в орган аккредитации об изменении межкалибровочных интервалов для СИ.
6.11. Аккредитованные МС обязаны:
- соответствовать требованиям аккредитации;
- обеспечивать качество выполняемых калибровочных работ;
- проводить калибровку СИ только по тем видам, которые входят в область аккредитации;
- вести учет всех предъявляемых претензий к качеству проведенной калибровки;
- использовать права аккредитованной МС только в срок действия аттестата аккредитации;
- обеспечивать уполномоченным представителям органа аккредитации доступ в производственные помещения для проверки их соответствия требованиям аккредитации и (или) для наблюдения за проведением работ по калибровке СИ;
- уведомлять в течение месяца орган аккредитации об изменениях в статусе, структуре, технической оснащенности МС, которые могут повлиять на качество калибровки или на область деятельности МС, признанной при аккредитации;
- соблюдать установленные и (или) согласованные сроки проведения калибровки;
- поверять или калибровать свои средства калибровки в установленные сроки.
6.12. Аккредитованные МС несут ответственность за:
- состояние и применение СИ, подлежащих калибровке;
- качество выполняемых калибровочных работ;
- состояние и применение средств калибровки, используемых для калибровки СИ;
- состояние производственных помещений калибровочных подразделений;
- хранение и использование калибровочных знаков (клейм).
Приложение А
(обязательное)
СХЕМА ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ СКЖТ
Научно -методические центры системы |
|
Центральный орган системы |
|||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||
ГОМС и БОМСы |
|
Департамент технической политики МПС России |
|||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|||||||||||||||
|
|
|
Аккредитация, регистрация МС дорог (ДЦСМ) и МС организаций федерального железнодорожного транспорта |
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|||||||||||||||
|
|
Органы по аккредитации метрологических служб, |
|
|
|||||||||||||||
|
|
подразделений железной дороги на право проведения калибровочных работ |
|
|
|||||||||||||||
|
|
Дорожные центры стандартизации и метрологии |
|
|
|||||||||||||||
|
|
|
|
|
|||||||||||||||
|
|
Аккредитация, регистрация МС подразделений железной дороги |
|
Калибровка |
|
|
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
|
|
|
|
|
Средства измерений |
|
|
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
Метрологические службы подразделений железной дороги, аккредитованные на право проведения калибровочных работ |
|
Метрологические службы организаций федерального железнодорожного транспорта, аккредитованные на право проведения калибровочных работ |
|||||||||||||||||
|
|
|
|||||||||||||||||
|
Калибровка |
|
|||||||||||||||||
|
|
|
|||||||||||||||||
|
Средства измерений |
|
|||||||||||||||||