ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ПО СВЯЗИ  И ИНФОРМ
ATИ3АЦИИ

 

СТАНДАРТ ОТРАСЛИ

 

 

 

 

СИСТЕМА СТАНДАРТИЗАЦИИ ОТРАСЛИ

Основные положения

 

 

 

 

ОСТ 45.59 – 98

 

 

 

Издание официальное

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЦНТИ "ИНФОРМСВЯЗЬ"

Москва-1998

 

 

 

 

 

 

 

 

Предисловие

 

1    РАЗРАБОТАН Центральным научно-исследовательским институтом связи (ЦНИИС) Госкомсвязи России

ВНЕСЕН Научно-техническим управлением и охраны труда Госкомсвязи России

2    УТВЕРЖДЕН Госкомсвязи России

3    ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ информационным письмом от 26 октября 1998 г. N 6568

4    ВВЕДЕН ВЗАМЕН ОСТ 45.59-96

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Настоящий стандарт отрасли не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Госкомсвязи России

 

 

 

 

 

Содержание

 

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Определения

4 Задачи стандартизации

5 Основные принципы стандартизации

6 Объекты нормативного обеспечения отрасли

7 Нормативные документы по стандартизации, разрабатываемые в отрасли

8 Основные положения по формированию фонда нормативных документов по стандартизации и информационному обеспечению отрасли

9 Основные положения по организации работы по стандартизации в отрасли

10 Планирование и финансирование работ по стандартизации

Приложение А Перечень объектов нормативного обеспечения отрасли

Приложение Б Перечень головной и базовых организаций по стандартизации отрасли "Связь" и закрепленных за ними направлений деятельности

Приложение В Схема организационной структуры системы отраслевой стандартизации

Приложение Г Библиография

 

 

 

 


Введение

 

Настоящий стандарт разработан в развитие ГОСТ Р 1.0-92 "Государственная система стандартизации. Основные положения" применительно к отрасли "Связь".

Стандарт применяется с учетом требований ГОСТ Р 1.0-92.

 

 


ОСТ 45.59-98

СТАНДАРТ ОТРАСЛИ

 

Система стандартизации отрасли

Основные положения

 

 

Дата введения 1999-01-01

 

 

1 Область применения

 

Настоящий стандарт устанавливает цель, задачи, основные принципы и объекты стандартизации, номенклатуру нормативных документов по стандартизации (НД), структурное построение системы стандартизации, а также общие положения по планированию и организации работ по стандартизации в отрасли "Связь"*.

Положения стандарта применяются предприятиями (объединениями предприятий) и организациями отрасли независимо от форм собственности.

 

 

2 Нормативные ссылки

 

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 1.0-92 "Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения"

ГОСТ Р 1.2-92 "Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки государственных стандартов"

ГОСТ Р 1.4-93 "Государственная система стандартизации Российской федерации. Стандарты отраслей, стандарты предприятий, стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений. Общие положения"

ГОСТ 1.0-92 "Правила проведение работ по межгосударственной стандартизации. Общие положения"

ГОСТ 1.5-93 "Правила проведения работ по межгосударственной стандартизации. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов"

ГОСТ 2.114-95 "ЕСКД. Технические условия. Правила построения, изложения и оформления"

ГОСТ Р 1.5-92 "Государственная система стандартизации Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов"

ОСТ 45.10-98 "Отраслевая система стандартизации. Порядок разработки стандартов отрасли"

ОСТ 45.52-97 "Отраслевая система стандартизации. Порядок разработки стандартов предприятий"

ОСТ 45.53-97 "Отраслевая система стандартизации. Порядок разработки Правил и Рекомендаций по стандартизации"

ОСТ 45.88-96 "Отраслевая система стандартизации. Порядок разработки руководящих документов отрасли"

________________

* Под отраслью "Связь" понимаются предприятия (объединения предприятий) и организации независимо от форм собственности, осуществляющие свою деятельность в области передачи информации и предоставления услуг связи потребителям на основании административного подчинения Госкомсвязи России или полученных от него лицензий.


ОСТ 45.89-96 "Отраслевая система стандартизации. Порядок издания (переиздания) и распространения стандартов отрасли и изменений к ним"

ОСТ 45.117-96 "Отраслевая система стандартизации. Нормоконтроль руководящих документов отрасли. Порядок проверки"

ПР 45.01-96 "Отраслевая система стандартизации. Проверка проектов стандартов отрасли. Основные положения"

ПР 45.02—97 "Отраслевая система стандартизации. Принципы разработки нормативных документов"

РД 45.001—96 "Положение об информационном центре стандартов отрасли "Связь"

 

 

3 Определения *

 

В настоящем стандарте применяются термины со следующими определениями:

3.1 Взаимоувязанная сеть связи Российской федерации (ВСС РФ) — комплекс технологически сопряженных сетей электросвязи на территории России, обеспеченный общим централизованным управлением.

3.2 Сети электросвязи – технологические системы, обеспечивающие один или несколько видов передач: телефонную, телеграфную, факсимильную, передачу данных и других видов документальных сообщений (включая обмен информацией между ЭВМ), а также телевизионное, звуковое и иные виды радио — и проводного вешания.

3.3 Услуга связи — продукт деятельности оператора связи, заключающийся в предоставлении возможности передачи информации или почтовых отправлений с помощью технических средств электросвязи или почтовой связи, в предоставлении удобств, связанных с передачей информации или почтовых отправлений или в обслуживании средств электросвязи.

3.4 Средства связи — технические средства, используемые для формирования, обработки, передачи или приема сообщений электросвязи, либо почтовых отправлений.

 

 

4 Задачи стандартизации

 

Целью стандартизации является создание и развитие в отрасли базы нормативных документов по стандартизации, определяющих прогрессивные требования к средствам и услугам связи, предназначенных для нужд народного хозяйства, населения обороны страны и экспорта.

 

 

 

 

_________________

* Определения терминов "стандартизация", "объект стандартизации", "нормативный документ по стандартизации", "стандарт", "международная стандартизация", "региональная стандартизация", "национальная стандартизация", "совместимость", "применение международного стандарта", "международный стандарт", "региональный стандарт", "национальный стандарт", "безопасность", "охрана здоровья людей", "охрана окружающей среды", "взаимозаменяемость", "пользователь стандарта" приведены в ГОСТ Р 1.0.

 


К основным задачам стандартизации относятся:

- обеспечение взаимопонимания между разработчиками, изготовителями, продавцами (поставщиками) и потребителями (заказчиками) средств и услуг связи;

- установление рациональных требований к номенклатуре и качеству средств и услуг связи в интересах потребителя и государства;

- установление требований по совместимости (конструктивной, электрической, электромагнитной, информационной, программной и др.), а также взаимозаменяемости средств связи;

- согласование и увязка показателей и характеристик средств связи, их элементов, комплектующих изделий, сырья и материалов;

- установление метрологических норм, правил, положений и требований;

- нормативное обеспечение контроля (испытаний и измерений) сертификации и оценки качества средств и услуг связи;

- нормативное обеспечение межгосударственных, государственных и отраслевых социально-экономических программ в области связи;

- создание системы обеспечения потребителей информацией о номенклатуре и основных показателях средств и услуг связи;

- содействие выполнению законодательства Российской Федерации методами и средствами стандартизации;

- гармонизация требований отраслевых стандартов с требованиями международных рекомендаций и стандартов.

 

 

5 Основные принципы стандартизации

 

5.1 Стандартизация должна основываться на взаимном стремлении всех заинтересованных сторон, разрабатывающих, изготовляющих и потребляющих продукцию, к достижению согласия с учетом мнения каждой из сторон по управлению многообразием продукции, ее качеству, экономичности, применимости, совместимости и взаимозаменяемости, ее безопасности для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, а также другим вопросам, представляющим взаимный интерес.

Примечание - В международной стандартизации применяется термин консенсус, который понимается как общее согласие, характеризующееся отсутствием возражений по существенным вопросам у большинства заинтересованных сторон, стремлением учесть мнения всех сторон и сблизить несовпадающие точки зрения..

Консенсус не предполагает полного единодушия (ГОСТ Р 1.0).

5.2 Целесообразность разработки стандарта следует оценивать с точки зрения его социальной, технической и экономической необходимости его применения (ГОСТ Р 1.0).

При разработке стандартов следует учитывать международные стандарты и рекомендации, региональные стандарты, а также, при необходимости, национальные стандарты других стран.

Стандарты должны учитывать перспективы и тенденции технического развития в отрасли.

5.3 Показатели качества средств связи, регламентируемые в стандартах, должны обеспечивать реализацию требований, предъявляемых к конечной продукции - услуге связи.

5.4 При необходимости проведения опережающего нормирования требований к каким-нибудь новым технологическим процессам, новым видам средств и услуг связи могут разрабатываться и использоваться (по опыту зарубежных стран) так называемые "пробные" стандарты. После их экспериментальной апробации и стабилизации объекта стандартизации эти документы могут переводиться в установленном порядке в государственные стандарты или стандарты отрасли.

5.5 В приоритетном порядке должны разрабатываться стандарты, способствующие обеспечению безопасности для жизни, здоровья и имущества, обеспечивающие совместимость и взаимозаменяемость средств связи, а также на перспективные виды связи (цифровые и опто-волоконные линии связи, подвижная связь и др.).

5.6 При разработке стандартов необходимо обеспечивать:

- соответствие требований стандартов нормам законодательства, а также нормам и правилам органов, выполняющих функции государственного контроля и надзора;

- комплексность стандартизации взаимосвязанных объектов, включая метрологическое обеспечение, путем согласования требований к этим объектам и увязкой сроков введения в действие нормативных документов по стандартизации;

- оптимальность требований, включаемых в стандарты (ГОСТ Р 1.0).,

5.7 Стандарты должны устанавливать требования к основным свойствам объекта стандартизации, которые могут быть объективно проверены, включая требования, обеспечивающие безопасность для жизни, здоровья и имущества, охрану окружающей среды, совместимость и взаимозаменяемость, а также правила маркировки и методы контроля (ГОСТ Р 1.0).

Стандарты на средства и услуги связи должны быть пригодны для их применения в целях сертификации.

Стандарты должны быть изложены четко и ясно для того, чтобы обеспечить однозначность понимания их требований (ГОСТ Р 1.0).

5.8 В стандартах должна своевременно производиться замена устаревших требований путем периодического обновления стандартов для обеспечения их соответствия современным достижениям науки и техники, передового отечественного и зарубежного опыта (ГОСТ Р 1.0).

Разработка стандартов должна вестись, как правило, с учетом результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических и проектных работ.

 

 

6 Объекты нормативного обеспечения отрасли

 

6.1 К объектам нормативного обеспечения отрасли относятся:

- общие вопросы организации Взаимоувязанной сети связи Российской Федерации, почтовой связи, отраслевой системы стандартизации и сертификации, метрологического обеспечения средств связи;

- системы и службы связи;

- сети электросвязи и почты;

- технические средства электросвязи и почты;

- качественные показатели функционирования ВСС РФ, почты и их составных элементов.

Перечень объектов нормативного обеспечения отрасли приведен в приложении А.

6.2 По мере развития связи объекты нормативного обеспечения отрасли могут уточняться и дополняться.

 

 

7 Нормативные документы по стандартизации, разрабатываемые в отрасли

 

7.1 В целях нормативного обеспечения работ (процессов), средств и услуг связи в отрасли разрабатываются следующие нормативные документы по стандартизации:

- государственные стандарты;

- межгосударственные стандарты;

- стандарты отрасли;

- стандарты предприятий;

- правила и рекомендации по стандартизации.

7.2 В отрасли наряду с разработкой нормативных документов по стандартизации допускается разработка других нормативных документов в категории Руководящий документ (ОСТ 45.88).

Их учет и регистрация осуществляются головной организацией по стандартизации отрасли "Связь" - Центральным научно-исследовательским институтом связи (ОСТ 45.88).

7.3 Государственные стандарты разрабатываются на продукцию, работы (процессы) и услуги, имеющие межотраслевое значение, и не должны противоречить законодательству Российской Федерации (ГОСТ Р 1.0).

Государственные стандарты в области связи содержат:

- требования к работам (процессам), средствам и услугам связи в части их безопасности для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, требования техники безопасности и производственной санитарии;

- требования по технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости средств связи;

- основные потребительские (эксплуатационные) характеристики средств связи, методы их контроля, требования к упаковке, маркировке, транспортированию, хранению, применению и утилизации средств связи;

- правила и нормы, обеспечивающие техническое и информационное единство при разработке, производстве, использовании (эксплуатации) средств связи, выполнении работ и оказании услуг связи, в том числе, правила оформления технической документации, допуски и посадки, общие правила обеспечения качества средств связи, работ и услуг связи, сохранения и рационального использования всех видов ресурсов, термины и определения в области связи, условные обозначения, метрологические и другие общетехнические и организационно-технические правила и нормы.

Требования, устанавливаемые государственными стандартами по обеспечению безопасности работ (процессов), средств и услуг связи для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, по обеспечению технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости средств связи, единства методов их контроля и единства маркировки, а также иные требования, установленные законодательством Российской Федерации, являются обязательными для соблюдения государственными органами управления, субъектами хозяйственной деятельности.

Иные требования государственных стандартов к работам, средствам и услугам связи подлежат обязательному соблюдению субъектами хозяйственной деятельности в силу договора либо в там случае, если об этом указывается в технической документации изготовителя (поставщика) продукции, исполнителя работ или услуг.

Перед принятием государственного стандарта должна проводиться его проверка (экспертиза) на соответствие законодательству Российской Федерации, требованиям государственных стандартов, метрологическим нормам и правилам, технологическим требованиям, правилам построения, изложения и оформления стандартов. Проверка (экспертиза) проектов государственных головной организацией по стандартизации Госстандарта России.

Проекты государственных стандартов, не прошедшие проверку (экспертизу), на принятие в Госстандарт России не направляются.

Государственные стандарты Российской Федерации разрабатывают, принимают, регистрируют, обновляют и отменяют по ГОСТ Р 1.2.

Построение, изложение, оформление, содержание и обозначение государственных стандартов - по ГОСТ Р 1.5.

7.4 Межгосударственные стандарты в области связи разрабатываются на работы (процессы), средства и услуги связи, имеющие межгосударственное значение.

Правила разработки и принятия межгосударственных стандартов - по ГОСТ 1.0.

Построение, изложение, оформление и содержание межгосударственных стандартов - по ГОСТ 1.5.

7.5 Стандарты отрасли разрабатываются на работы (процессы), средства и услуги связи, а также организационно-технические и общетехнические объекты отраслевой стандартизации, в том числе, организации проведения работ по отраслевой стандартизации, метрологическому обеспечению средств связи и их сертификации.

Стандарты отрасли не должны нарушать обязательные требования государственных стандартов, а также правила и нормы безопасности, установленные государственными органами надзора по вопросам, относящимся к их компетенции (ГОСТ Р 1.0).

Порядок разработки, согласования, принятия (утверждения), регистрации и учета, издания, обновления (изменения и пересмотра), отмены и обозначения стандартов отрасли по ОСТ 45.10 и ПР 45.02.

Построение, изложение, оформление и содержание; стандартов отрасли - по ГОСТ Р 1.5 с учетом положений ОСТ 45.10 и ПР 45.02.

Обозначение стандарта отрасли, оформленного на основе аутентичного текста международного стандарта или рекомендации и не содержащего дополнительных требований, состоит из индекса ОСТ, далее через пробел - условного цифрового обозначения Госкомсвязи России - 45, обозначения соответствующего международного стандарта или рекомендации без указания года его принятия и отделенных тире двух последних цифр года принятия (утверждения) стандарта отрасли.

Пример - ОСТ 45 ИСО 9591-94.

Обозначение стандарта отрасли, оформленного на основе аутентичного текста международного стандарта или рекомендации и содержащего дополнительные требования, состоит из индекса ОСТ, далее через пробел - условного цифрового обозначения Госкомсвязи России - 45, регистрационного номера, отделенных тире двух последних цифр года принятия (утверждения) стандарта отрасли и обозначения международного стандарта или рекомендации, приведенного в скобках.

Пример – ОСТ 4510-94

      (ИСО 7173-89)

При разработке проектов стандартов отрасли допускаются нормативные ссылки на международные (региональные) стандарты и рекомендации при условии обеспечения ими пользователей.

Перед принятием (утверждением) стандарта отрасли должна проводиться его проверка (экспертиза) на соответствие законодательству Российской Федерации, требованиям государственных стандартов, метрологическим нормам и правилам, терминологическим требованиям, правилам построения, изложения и оформления стандартов.

Проверка (экспертиза) проектов стандартов отрасли проводится базовыми организациями по стандартизации в соответствии с закрепленными за ними направлениями работ в объеме требований ПР 45.01. Проекты стандартов отрасли, не прошедшие проверку (экспертизу), на принятие (утверждение) не представляются.

7.6 Стандарты предприятий (СТП) разрабатываются субъектами хозяйственной деятельности в следующих случаях (ГОСТ Р 1.4):

а) для обеспечения применения на предприятии государственных стандартов, стандартов отрасли, международных, региональных и национальных стандартов других стран, стандартов научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений;

б) на создаваемые и применимые на данном предприятии продукцию, работы (процессы) и услуги, в том числе:

1) составные части продукции, технологическую оснастку и инструмент;

2) технологические процессы, а также общие технологические нормы и требования к ним, с учетом обеспечения безопасности для окружающей среды, жизни и здоровья;

3) услуги, оказываемые внутри предприятия;

4) процессы организации и управления производством.

Стандарты предприятий не должны нарушать обязательные требования государственных стандартов и стандартов отрасли.

Порядок разработки, согласования, утверждения, учета, издания, применения, обновления (изменения или пересмотра) и отмены стандартов предприятия, а также их построение, наложение, оформление, содержание и обозначение по ОСТ 45.52.

7.7 Технические условия, на которые делаются ссылки в договорах (контрактах) на поставляемую продукцию и оказываемые услуги, применяются в качестве нормативных документов (ГОСТ Р 1.0).

Построение, изложение и оформление технических условий по ГОСТ 2.114.

Согласование и утверждение технических условий - по [1].

7.8 Порядок разработки, согласования, принятия (утверждения), регистрации и учета, обновления, отмены и обозначения правил и рекомендаций по стандартизации - по ОСТ 45.53.

Построение, изложение, оформление и содержание правил и рекомендаций по стандартизации — по ОСТ 45.53.

7.9 Порядок разработки, согласования, принятия (утверждения), регистрации и учета, обновления, отмены и обозначения руководящих документов — по ОСТ 45.88.

Построение, изложение, оформление и содержание руководящих документов - по ОСТ 45.88, ПР 45.02.

Порядок проведения нормоконтроля проектов руководящих документов - по ОСТ 45.117.

7.10 В зависимости от специфики объекта стандартизации и содержания устанавливаемых к нему требований государственные стандарты, стандарты отрасли и стандарты предприятий могут разрабатываться следующих видов (ГОСТ Р 1.0):

- стандарты основополагающие;

- стандарты на продукцию и услуги;

- стандарты на работы (процессы);

- стандарты на методы контроля (испытаний, измерений, анализа).

Основополагающие стандарты устанавливают общие организационно-технические положения для определенной области деятельности, а также общетехнические требования, нормы и правила, обеспечивающие взаимопонимание, техническое единство и взаимосвязь различных областей науки, техники и производства в процессах создания и использования продукции, охрану окружающей среды, безопасность продукции, процессов и услуг для жизни, здоровья, имущества и другие общетехнические требования.

Стандарты на продукцию (услуги) устанавливают требования к группам однородной продукции (услуг) или к конкретной продукции (услуге).

Стандарты на работы (процессы) устанавливают основные требования к методам (способам, приемам, режимам, нормам) выполнения различного рода работ в технологических процессах разработки, изготовления, хранения, транспортирования, эксплуатации, ремонта и утилизации продукции.

Стандарты на методы контроля устанавливают методы (способы, приемы, методики и др.) проведения испытаний, измерений и анализа продукции при ее создании, сертификации и использовании.

7.11 Контроль за соблюдением в отрасли обязательных требований стандартов отрасли осуществляет Служба государственного надзора за связью при Госкомсвязи России. Порядок организации и проведения таких работ осуществляется в установленном в отрасли порядке.

Государственный надзор за соблюдением в отрасли обязательных требований государственных стандартов осуществляет Госстандарт России.

 

 

8 Основные положения по формированию фонда нормативных документов по стандартизации и информационному обеспечению отрасли

 

8.1 Для обеспечения доступности пользователей к: информации о разрабатываемых и принятых государственных стандартах, общероссийских классификаторах технико-экономической информации, а также к самим этим документам Госстандарт России создает и ведет Федеральный фонд государственных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической информации, а также международных, региональных стандартов, правил, норм и рекомендаций по стандартизации, национальных стандартов зарубежных стран.

Федеральный фонд стандартов создается и ведется Госстандартом России во взаимодействии с министерствами, ведомствами, субъектами хозяйственной деятельности, а также международными организациями по стандартизации.

Федеральный фонд стандартов состоит из главного информационного центра стандартов и информационных центров министерств и ведомств.

8.2 Информационный центр стандартов отрасли "Связь" формируется при головной организации по стандартизации (ГОС) отрасли (РД 45.001).

8.3 Основными задачами информационного центра стандартов отрасли являются:

- комплектование и хранение НД;

- ведение централизованного учета сведений о НД;

- взаимодействие с главным информационным центром стандартов (предоставление ему справочной и библиографической информации о НД отрасли);

- организация обеспечения пользователей информацией о НД и самими НД.

Структура, функции, права и обязанности информационного центра стандартов отрасли определяются Госкомсвязи России (РД 45.001).

8.4 Информационный центр стандартов отрасли обеспечивает предоставление пользователям:

- информации о наличии НД, сроках их действия, изменениях, замене или их отмене;

- информации о разработчиках НД;

- указателей НД, действующих в отрасли, дополнений и изменений к ним, а также копий самих НД.

Предоставление пользователям указанной информации, а также копий НД и их указателей осуществляется на договорной основе.

8.5 Информационный центр стандартов отрасли формируется как автоматизированная информационно-поисковая система на базе персональных ЭВМ. При этом предусматривается возможность обмена информацией с главным информационным центром стандартов Госстандарта России, с информационным центром Всероссийского научно-исследовательского института классификации, терминологии и информации по стандартизации и качеству Госстандарта России (ВНИИКИ), информационными центрами стандартов других министерств и ведомств, с банками данных отраслевых научно-исследовательских институтов и предприятий-разработчиков средств связи, а также Госкомсвязи России. Указанные организации могут быть как пользователями, так и поставщиками информации.

8.6 Порядок представления информации в Госстандарт России о принятых стандартах отрасли по [2].

 

9 Основные положения по организации работы по стандартизации в отрасли

 

9.1 Управление деятельностью по стандартизации в отрасли осуществляет Госкомсвязи России.

9.2         Для организации и проведения работ по стандартизации в отрасли созданы:

- отдел стандартизации и метрологии Госкомсвязи России;

- головная организация по стандартизации;

- базовые организации по стандартизации;

- службы стандартизации предприятий.

Перечень головной и базовых организаций по стандартизации отрасли "Связь" и закрепленных за ними направлений деятельности приведены в приложении Б.

9.3 Отдел стандартизации и метрологии Госкомсвязи России осуществляет:

- общее руководство работами по стандартизации в отрасли;

- планирование разработки НД, контроль выполнения планов и программ отраслевой стандартизации;

- подготовку предложений по проведению контроля за соблюдением обязательных требований НД в отрасли;

- взаимодействие и сотрудничество с Госстандартом России.

9.4 Головная организация по стандартизации (ГОС) осуществляет:

- научно-техническое и организационно-методическое руководство работами по нормативному обеспечению отрасли;

- координацию работ базовых организаций по стандартизации по разработке проектов НД, планов и программ стандартизации;

- подготовку предложений по проведению контроля за соблюдением обязательных требований НД в отрасли;

- разработку проектов основополагающих отраслевых НД, планов и программ комплексной стандартизации, указателей НД, действующих в отрасли, дополнений и изменений к ним;

- создание и управление фондом НД отрасли, обеспечение ими организаций и предприятий отрасли и смежных отраслей;

- взаимодействие с ВНИИстандартом и другими институтами Госстандарта России;

- подготовку стандартов отрасли к изданию.

9.5 Базовые организации по стандартизации (БОС) осуществляют:

- проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в области стандартизации по закрепленным направлениям деятельности, разработку проектов НД;

- подготовку предложений по своевременному пересмотру показателей, заложенных в НД, не отвечающих современным требованиям;

- участие в подготовке предложений к проектам планов государственной и отраслевой стандартизации;

- проверку (экспертизу) НД, разрабатываемых организациями Госкомсвязи России, в соответствии с закрепленными направлениями деятельности;

- участие в разработке указателей НД, действующих в отрасли, дополнений и изменений к ним;

- координацию работ служб стандартизации предприятий по закрепленной тематике работы;

- взаимодействие с ВНИИстандартом и другими институтами Госстандарта России.

9.6 Службы стандартизации предприятий осуществляют:

- организационно-методическое и научно-техническое руководство работами по стандартизации на предприятии;

- выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области стандартизации по разработке проектов НД;

- участие в подготовке предложений к проектам планов государственной и отраслевой стандартизации;

- участие в работах по внедрению НД на предприятии.

Схема организационной структуры системы отраслевой стандартизации приведена в приложении В.

9.7 Отдел стандартизации и метрологии Госкомсвязи России, головная и базовые организации по стандартизации, службы стандартизации предприятий осуществляют свою деятельность в соответствии с положениями, разработанными с учетом рекомендаций о службах стандартизации [3].

 

 

10 Планирование и финансирование работ по стандартизации

 

10.1 Планирование работ по стандартизации в отрасли осуществляется путем формирования планов стандартизации, а также (при необходимости) путем разработки программ стандартизации по важнейшим направлениям развития связи.

Разработка проектов планов (программ) стандартизации отрасли осуществляется по поручению Госкомсвязи России головной организацией по стандартизации при участии в этой работе базовых организаций по стандартизации.

10.2 Головная организация по стандартизации разрабатывает формы представления вышеупомянутых проектов документов и методические указания по их заполнению и доводит их до исполнителей работ — базовых организаций по стандартизации.

В проектах планов стандартизации предусматривается как разработка новых стандартов, так и обновление действующих стандартов.

Предложения базовых организаций к проектам планов стандартизации отрабатываются с учетом результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по закрепленным за ними направлениям деятельности. Разработке проектов программ стандартизации, как правило, должны предшествовать научно-исследовательские работы по анализу состояния нормативного обеспечения отрасли или подотрасли.

10.3 Формирование проектов планов (программ) стандартизации производится с учетом приоритетных направлений работ по стандартизации в отрасли. К приоритетным направлениям работ по стандартизации относятся:

- разработка (пересмотр) стандартов вида общих технических требований ВСС РФ с учетом передового отечественного и зарубежного опыта;

- разработка стандартов по новым направлениям развития техники связи (цифровые системы передачи и коммутации, волоконно-оптические линии связи, подвижная связь, управление, стыки и др.);

- разработка стандартов по электромагнитной совместимости, безопасности и экологии средств связи, сертификации и лицензионной деятельности;

- разработка основополагающих стандартов отрасли, регламентирующих основные положения системы отраслевой стандартизации и составляющих ее элементов;

- разработка стандартов на термины и определения в области электрической и почтовой связи.

Подготовка предложений к проектам планов государственной и межгосударственной стандартизации осуществляется головной и базовыми организациями по стандартизации по поручению Госкомсвязи России с использованием методик Госстандарта России.

10.4 Проекты планов и программ стандартизации отрасли утверждаются Госкомсвязи России. Контроль их выполнения осуществляют отдел стандартизации и метрологии Госкомсвязи России и головная организация по стандартизации.

10.5 Финансирование работ по подготовке проектов планов (программ) стандартизации, а также предложений к проектам планов государственной и межгосударственной стандартизации осуществляется по договорам с Госкомсвязи России (Научно-техническое управление и охраны труда).

Финансирование работ по разработке межгосударственных и государственных стандартов по электромагнитной совместимости, экологии и безопасности (включенных в план государственной стандартизации Российской Федерации) осуществляется Исполнительным комитетом регионального содружества по связи и Госстандартом России.

Финансирование работ по разработке государственных стандартов в области связи, имеющих межотраслевое значение, осуществляется Госкомсвязи России (Научно-техническое управление и охраны труда) и другими заинтересованными организациями на договорной основе.

Финансирование работ по разработке стандартов отрасли осуществляется по договорам с Госкомсвязи России (Научно-техническим управлением и охраны труда), как заказчиком этих работ.

Финансирование работ по разработке стандартов предприятий осуществляется самими организациями.

 

 

 

 

Приложение А

(информационное)

Перечень объектов нормативного обеспечения отрасли

 

Объекты нормативного обеспечения отрасли разделяются на пять групп.

К первой группе объектов нормативного обеспечения отрасли относятся общие вопросы организации связи (электрической и почтовой). К этой же группе могут быть отнесены вопросы отраслевой системы стандартизации, метрологии и сертификации. Таким образом, первую группу объектов НО отрасли можно представить в виде:

а) Взаимоувязанная сеть связи Российской Федерации (ВСС РФ) (общие вопросы, термины и определения);

б) почтовая связь;

в) отраслевая система стандартизации;

г) отраслевая метрологическая служба;

д) отраслевая система сертификации.

Обеспечение потребителей услугами электросвязи или почтовой связи определенного вида осуществляет соответствующая система или служба. Системы и службы связи должны быть объектами нормативного обеспечения второй группы. К ним относятся:

а) система телефонной связи (СТфС);

б) система телеграфной связи (СТгС), в состав которой входят:

- служба телеграфной связи общего пользования (ТГОП),

- служба абонентского телеграфа (АТ-5О),

- служба телекс;

в) телематические службы, в состав которых входят:

- факсимильные службы (ФС),

- служба Телетекс,

- служба Видеотекс,

- службы обработки сообщений;

г) система передачи данных (СПД);

д) система передачи газет (СПГ);

е) система радиовещания;

ж) система проводного вещания;

з) система телевизионного вещания;

и) цифровая система с интеграцией служб (ЦСИС);

к) ведомственные и другие частные системы связи (BЧCC);

л) система поискового радиовызова;

м) система связи с подвижными абонентами;

н) система персональной связи;

о) система кабельного телевидения.

Системы и службы, предоставляющие потребителям услуги электросвязи и почты, строятся на основе соответствующих сетей. Сети электросвязи, а также почтовая сеть могут быть отнесены к третьей группе объектов НО. К ним относятся:

а) магистральная первичная сеть;

б) внутризоновая первичная сеть;

в) местная первичная сеть;

г) телефонные сети;

д) телеграфные сети;

е) сети передачи данных;

ж) сети передачи газет;

з) сети радиовещания;

и) сети телевизионного вещания;

к) частные сети;

л) сети проводного вещания;

м) сети почтовой связи;

н) сети подвижной связи;

о) сети радиосвязи.

Технические средства ВСС РФ и почты, обеспечивающие их функционирование, могут быть отнесены к четвертой группе НО:

а) аппаратура систем передачи магистральной первичной сети, в состав которой входят:

- аппаратура систем проводной связи,

- аппаратура систем радиосвязи,

- аппаратура систем радио-, проводного и телевизионного вещания;

б) аппаратура систем передачи внутризоновой первичной сети, в состав которой входят:

- аппаратура систем проводной связи,

- аппаратура систем радиосвязи,

- аппаратура систем радио-, проводного и телевизионного вещания;

в) аппаратура сетевых узлов и станций магистральной и внутризоновой первичных сетей;

г) аппаратура соединительных и абонентских линий местной первичной сети;

д) аппаратура телефонной коммутации;

е) оконечные устройства телефонной связи;

ж) оконечные устройства телеграфной связи и телематики;

з) оконечные устройства передачи данных;

и) сетевые устройства телеграфной связи и телематики;

к) сетевые устройства передачи данных;

л) оборудование систем связи с подвижными абонентами;

м) оборудование систем персональной связи;

н) оборудование радиорелейных и спутниковых систем связи;

о) оборудование радиосвязи;

п) антенно-фидерные устройства;

р) оборудование систем кабельного телевидения;

с) оборудование систем непосредственного радиовещания и телевидения;

т) линейно-кабельные сооружения;

у) оборудование почтовой связи;

ф) аппаратурные и сетевые стыки;

х) испытательное оборудование, средства измерений.

К пятой группе могут быть отнесены объекты НО отрасли, определяющие качественное функционирование ВСС РФ, почты и их составных элементов:

а) система технической эксплуатации;

б) качество услуг ВСС РФ и почтовой связи;

в) электромагнитная совместимость систем и средств связи;

г) живучесть сетей связи;

д) устойчивость сетей, систем и средств связи к внешним воздействиям;

е) надежность и ремонтопригодность сетей, систем и средств связи;

ж) безопасность сетей, систем и средств связи;

з) экологические требования к системам и средствам связи;

и) защита информации о ВСС РФ, системе ее управления, а также информации, циркулирующей по каналам и в системе управления ВСС РФ;

к) проектирование и строительство объектов связи.

По мере развития средств связи объекты НО отрасли могут уточняться и дополняться.

 

 

 

 

Приложение Б

(информационное)

Перечень головной и базовых организаций по стандартизации отрасли "Связь" и закрепленных за ними направлений деятельности

 

Головная организация по стандартизации отрасли "Связь" - Центральный научно-исследовательский институт связи (ЦНИИС).

Базовые организации по стандартизации отрасли "Связь":

ЦНИИС, осуществляет проведение научных исследований и разработок в области развития ВСС РФ, ее технических средств, и методов технической эксплуатации, и метрологического обеспечения с целью обеспечения народного хозяйства, обороны и населения страны всеми видами устойчивой электрической связи;

Научно-исследовательский институт радио (НИИР), осуществляет проведение исследований и разработок в области развития систем радиосвязи, телевизионного и звукового вещания (кроме проводного вещания), включая бортовую и наземную аппаратуру, а также проблемы электромагнитной совместимости радиосредств и эффективного использования радиочастотного спектра;

Ленинградский отраслевой научно-исследовательский институт связи (ЛОНИИС), осуществляет проведение исследований и разработок в области развития местных сетей телефонной связи;

Ленинградский отраслевой научно-исследовательский институт радио (ЛОНИИР), осуществляет проведение исследований и разработок по проблемам индустриальных радиопомех и внешней помехозащищенности оборудования систем связи телевизионного и звукового вещания;

Самарский отраслевой научно-исследовательский институт радио (СОНИИР), осуществляет проведение исследований и разработок в области развития систем и аппаратуры KB радиосвязи, передающих средств радиовещания, РВ и ТВ ретрансляторов, в том числе экологических аспектов электромагнитных излучений;

Центральное конструкторское бюро (ОАО ЦКБ—связь), осуществляет проведение разработок в области систем оборудования линий и устройств проводного вещания;

Специальное строительное конструкторско-технологическое бюро (ССКТБ), осуществляет проведение разработок в области установок и оборудования для прокладки и обслуживания кабельных линий связи;

Государственный институт по изысканию и проектированию сооружений связи (Гипросвязь), осуществляет проведение работ в области проектирования сетей и объектов проводной электросвязи;

Государственный специализированный проектный институт радио и телевидения (ГСПИ РТВ), осуществляет проведение работ в области проектирования сетей и объектов радиосвязи;

Научно-исследовательский институт почтовой связи (НИИПС), осуществляет проведение исследований и разработок по проблемам почтовой связи.

 

 

 

 


Приложение В

(информационное)

Схема организационной структуры системы отраслевой стандартизации

 

 


Приложение Г

(информационное)

Библиография

 

[1] ПР 50.1.001-94

- Правила согласования и утверждения технических условий

[2] ПР 50.1.002-94

- Порядок представления информации о принятых стандартам отраслей, стандартах научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений в Госстандарт России

[3] Р 50-605-79-93

Рекомендации по разработке положения о службе стандартизации предприятия

 

 

 


 

 

Ключевые слова: стандартизация, задачи, основные принципы, система отраслевой стандартизации, нормативные документы по стандартизации, виды и обозначение нормативных документов по стандартизации, организация работ