ОСТ 45.35-85
Группа Т58
ОТРАСЛЕВОЙ СТАНДАРТ
Система стандартов безопасности труда
ДОСТАВКА ПОЧТЫ
Требования безопасности
Дата введения 1987-01-01
УТВЕРЖДЕН Министерством связи СССР 30 декабря 1985 года
ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Министерства связи СССР от 19.02.86 N 113
ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Настоящий стандарт распространяется на доставку почты населению, предприятиям, учреждениям и организациям.
Стандарт устанавливает требования безопасности:
к технологическому процессу доставки почты;
к транспортным средствам, применяемым при доставке почты;
к производственным площадкам и подъездным путям в местах установки почтовых шкафов опорных пунктов, групповых абонентских шкафов;
к организации рабочих мест почтальона;
к применению средств индивидуальной защиты;
к персоналу, участвующему в процессе доставки почты.
1. Общие положения
1.1. Производственный процесс доставки почты должен соответствовать требованиям настоящего стандарта, разработанного в соответствии с ГОСТ 12.3.002-75 .
1.2. Безопасность работающих должна обеспечиваться в течение всего производственного процесса: при подготовке почты к доставке; при погрузке и укладке почты на транспортные средства (автомобили, мотоциклы, мотороллеры, мопеды, велосипеды и другие виды транспорта), при укладке почты в почтовые шкафы (далее шкафы) абонентские, шкафы опорных пунктов, групповые абонентские шкафы и ящики почтовые индивидуальные, при движении почтальона по доставочному участку.
1.3. Для производственного процесса доставки почты характерны следующие опасные и вредные производственные факторы:
движущиеся транспортные средства;
неудовлетворительное состояние дорог;
воздействие атмосферных осадков и температур;
недостаточная освещенность рабочей зоны;
укусы животными;
возможное падение почты (пачек с печатью), шкафов опорных пунктов, абонентских шкафов.
2. Требования к технологическому процессу
2.1. Доставка почты населению, предприятиям, учреждениям и организациям должна быть организована моторизованным способом или с применением гужевого транспорта, исходя из местных условий и в соответствии с указаниями по организации и внедрению моторизованной доставки почты.
При невозможности или неэффективности применения моторизованной доставки почты допускается доставка почты пешим порядком.
2.2. При доставке почты пешим порядком проход почтальона за смену не должен превышать 10 км согласно Межотраслевым требованиям научной организации труда при проектировании (новых и реконструкции действующих предприятий, разработке технологических процессов и оборудования)*.
________________
* Утверждены в 1977 г. Госкомтрудом СССР, Госкомитетом по науке и технике, Госстроем СССР, ВЦСПС и согласованы с Министерством здравоохранения СССР и Госгортехнадзором СССР.
При протяженности доставочного участка свыше 10 км и отсутствии на маршруте движения почтальона общественного транспорта должны быть приняты меры по обеспечению почтальонов мопедами, велосипедами, гужевым или другим видом транспорта.
Запрещается почтальону пользоваться транспортом, не приспособленным для перевозки людей.
2.3. Для доставки почты должны применяться исправные и отвечающие современным требованиям эстетики сумка разносная или сумка-тележка.
Масса сумки разносной должна быть не более 1,5 кг согласно ТУ 17 13-4101-79. Общая масса сумки разносной с почтой не должна превышать 15 кг.
2.4. Почтальон должен быть обеспечен свистком, а при доставке почты в темное время суток и карманным фонарем.
2.5. Укладывать почту на транспортные средства следует так, чтобы не происходило ее смещение и падение при движении транспорта. Сначала должна быть уложена почта для дальних опорных пунктов, затем для ближних по ходу движения транспорта.
При доставке почты на мотоцикле, мотороллере, мопеде, велосипеде разносная сумка должна быть закреплена на багажнике.
Почта на повозку (сани) должна укладываться равномерно по всей площадке и не должна выступать за ее (их) габариты.
2.6. Движение транспортных средств к шкафам опорных пунктов, групповым абонентским шкафам должно осуществляться по маршруту моторизованной доставки почты, утвержденному руководителем предприятия связи и согласованному с автотранспортным предприятием.
Схема маршрута моторизованной доставки почты должна быть вывешена в помещении предприятия связи (отделения связи, цеха, участка почтамта, узла связи).
2.7. Шкафы абонентские опорных пунктов, групповые абонентские шкафы должны соответствовать нормативно-технической документации, утвержденной в установленном порядке.
2.8. Перед укладкой почты в шкафы абонентские, шкафы опорных пунктов, групповые абонентские шкафы, а также в ящики почтовые индивидуальные должна быть проверена их исправность (не должно быть острых кромок, заеданий при открывании и закрывании секций шкафов, неисправных замков и т.д.).
2.9. Профилактический осмотр состояния шкафов абонентских, шкафов опорных пунктов и групповых абонентских шкафов должен проводиться в установленном порядке.
2.10. При наличии на маршруте движения почтальона нарушений требований безопасности труда (неисправных лестниц, лифтов, плохо освещенных или неосвещенных площадок, неочищенных от снега и льда и непосыпанных песком пешеходных дорожек, неисправных мостов, наличие у граждан собак, содержащихся не на привязи, размещение гражданами частных домов ящиков почтовых индивидуальных в местах неудобных и опасных для почтальона и др.) руководством предприятия связи должны быть приняты меры через местные советские органы по устранению опасных факторов, которые могут привести к травматизму.
3. Требования к транспортным средствам
3.1. Транспортные средства (автомобили, мотоциклы, мотороллеры, мопеды, велосипеды и другие виды транспорта), применяемые для доставки почты, должны соответствовать требованиям технических условий завода-изготовителя, быть исправны и иметь необходимую техническую документацию.
3.1.1. Автомобиль с кузовом типа фургон, в котором предусматривается нахождение людей (почтальонов), должен быть оборудован:
сидениями с мягкой обивкой, расположенными в задней части правого борта;
устройством для защиты людей (почтальонов) от возможного смещения почты во время движения автомобиля;
подножками для посадки и высадки людей (почтальонов);
освещением, естественной вентиляцией и звуковой сигнализацией с кабиной водителя.
3.1.2. Кузов автомобиля должен исключать возможность попадания в него осадков, пыли, отработавших газов.
3.1.3. Двери кузова должны быть оборудованы исправными замками, не допускающими самопроизвольного открывания их при движении автомобиля, и фиксаторами открытых дверей.
3.1.4. Светильники внутри кузова должны иметь защитные ограждения от механического повреждения.
3.1.5. Транспортные средства (мопеды, велосипеды и др.), закрепленные за предприятием связи, перед выдачей их почтальону для доставки почты должны подвергаться осмотру и выдаваться под роспись в журнале (приложение). Периодичность осмотра должна быть установлена руководителем предприятия связи.
3.1.6. Гужевым транспортом доставка почты должна производиться только на специально выделенных лошадях, оленях и т.д.
3.1.7. Для доставки почты гужевым транспортом должны использоваться только исправные повозки (сани). При движении по дорогам в темное время суток и в других условиях недостаточной видимости гужевая повозка (сани) должна иметь спереди фонарь с белым светом, сзади фонарь с красным светом (с левой стороны).
4. Требования к подъездным путям и производственным площадкам
в местах установки шкафов опорных пунктов и групповых абонентских шкафов
4.1. Производственные площадки для групповых абонентских шкафов и шкафов опорных пунктов, устанавливаемых вне помещений, и подходы к ним должны быть ровными, а в зимнее время очищены от снега, льда, посыпаны песком. Очистка территории должна производиться работниками жилищно-коммунального хозяйства (ЖЭК, ДЭЗ, ДУ, поселковых Советов, сельских Советов и др.) в соответствии с правилами по организации уборки территории, утвержденными местными советскими органами.
4.2. Освещенность подъездных путей и производственных площадок должна быть не менее 150 лк при люминесцентных лампах и не менее 75 лк при лампах накаливания в соответствии с требованиями Строительных норм и правил по проектированию естественного и искусственного освещения (СНиП II-4-79).
4.3. Места остановок транспортных средств для выгрузки почты в групповые абонентские шкафы должны быть обозначены по ГОСТ 10807-78 органами ГАИ (по заявке предприятия связи).
5. Требования к организации рабочих мест почтальона
5.1. Рабочее место почтальона в предприятии связи должно быть оборудовано специализированным столом. Высота рабочей поверхности стола от уровня пола должна соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.032-78 .
5.2. Ширина проходов между столами, а также между столами и производственным оборудованием должна быть не менее 800 мм.
5.3. Освещенность рабочей поверхности стола почтальона должна быть не менее 300 лк при люминесцентных лампах и не менее 200 лк при лампах накаливания.
Освещенность поверхности абонентских шкафов - не менее 150 лк при люминесцентных лампах и не менее 75 лк при лампах накаливания в соответствии с Инструкцией по проектированию искусственного освещения предприятий связи ( ВСН 45.122-77 ).
5.4. На рабочем месте должна быть схема маршрута движения почтальона по доставочному участку. Маршрут должен составляться с учетом максимальной безопасности движения почтальона, рельефа местности, состояния и конфигурации дорог и утверждаться руководителем отделения связи; цеха, участка почтамта (узла связи).
На схеме маршрута должны быть выделены опасные места переходов, переездов (через дороги, железнодорожные пути, овраги, реки и т.п.), а также указаны виды транспорта, курсирующего на маршруте.
Со схемой маршрута почтальон должен быть ознакомлен под роспись.
5.5. Для сортировки почты, расфальцовки газет на рабочем месте должны быть напальчники, губка с водой.
5.6. Шкафы опорных пунктов, абонентские шкафы, устанавливаемые в жилых зданиях, имеющих три и более этажей, должны быть размещены на первых этажах в предусмотренных для них местах. Допускается установка абонентских шкафов в специально выделенных помещениях.
Ящики почтовые индивидуальные, устанавливаемые гражданами частных домов, должны быть размещены вне территории двора в безопасном и удобном для почтальона месте.
5.7. Шкафы опорных пунктов, групповые абонентские шкафы, устанавливаемые на открытых площадках, должны размещаться в местах, удобных для подъезда и маневрирования автотранспортных средств и безопасной работы почтальона.
5.8. При установке шкафов опорных пунктов, групповых абонентских и абонентских шкафов должно быть обеспечено надежное их крепление. Шкафы должны быть установлены с учетом требований ГОСТ 12.2.033-78 .
Расстояние между полом (тротуаром) и дверкой верхней секции абонентского шкафа не должно превышать 1650 мм; расстояние между дверкой нижней секции шкафа и полом (тротуаром) не должно быть менее 600 мм.
6. Требования к применению средств индивидуальной защиты работающих
6.1. Спецодежда, спецобувь должна выдаваться почтальонам по Типовым отраслевым нормам бесплатной выдачи спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты работникам связи, утвержденным постановлением Госкомтруда СССР и Президиумом ВЦСПС от 20 февраля 1980 года N 43/П-2 , в соответствии с ОСТ 45.30-85 и письмом Министерства связи СССР от 12 февраля 1985 года N 38-Д "О спецобуви для почтальонов".
6.2. В зависимости от климатических условий осенне-зимняя обувь должна выдаваться почтальонам с прикрепленными к ней противоскользящими устройствами, выпускаемыми промышленностью.
6.3. На предприятиях связи должны быть выделены и оборудованы специальные помещения (места) для сушки спецодежды, спецобуви, отвечающие противопожарным требованиям и требованиям техники безопасности.
7. Требования к производственному персоналу
7.1. К участию в производственном процессе доставки почты должны допускаться работники, прошедшие обучение безопасным методам труда в объеме выполняемой работы, правилам пожарной безопасности, правилам дорожного движения, умеющие оказать первую доврачебную медицинскую помощь при несчастных случаях.
7.2. Обучение и проверка знаний правил техники безопасности должны проводиться в соответствии с Положением о порядке обучения работников связи безопасным методам труда, утвержденным ЦК профсоюза работников связи 30 ноября 1979 года и Министерством связи СССР 27 декабря 1979 года, Правилами техники безопасности при работах на предприятиях почтовой связи и Союзпечати, утвержденными ЦК профсоюза работников связи 23 декабря 1981 года и Министерством связи СССР 4 января 1982 года.
8. Контроль выполнения требований безопасности
8.1. Порядок и сроки проведения осмотров состояния рабочих мест, доставочных участков, замеров контролируемых параметров должны проводиться в соответствии с Правилами техники безопасности при работах на предприятиях почтовой связи и Союзпечати и нормативно-технической документацией, действующей в Министерстве связи СССР.
Результаты контроля должны оформляться актом с указанием мероприятий, необходимых для устранения обнаруженных недостатков и сроков исполнения.
Приложение
Рекомендуемое
ЖУРНАЛ
регистрации транспортных средств, выдаваемых почтальонам для доставки почты
Дата выдачи |
Фамилия, имя, отчество |
Наиме- нование транс- портного средства |
Номер транс- портного средства
|
Дата выпуска
|
Техническое состояние транс- портного средства
|
Отметка о проведенном ремонте с указанием замененных деталей и т.д.
|
Подпись лица, выдавшего транс- портное средство
|
Подпись лица, получившего транспортное средство |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Текст документа сверен по:
официальное издание
/ Минсвязи СССР. - М., 1986