ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СВЯЗИ И ИНФОРМАТИЗАЦИИ
СТАНДАРТ ОТРАСЛИ
ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ СТАНДАРТОВ ОТРАСЛИ
ОСТ 45.10-98
Группа Т50
Дата введения 1999-01-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Центральным научно-исследовательским институтом связи (ЦНИИС)
ВНЕСЕН Научно-техническим управлением и охраны труда Госкомсвязи России
2 УТВЕРЖДЕН Госкомсвязи России
3 ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ информационным письмом от 26 октября 1998 г. № 6568
4 ВЗАМЕН ОСТ 45.10-95
ВНЕСЕНО Изменение № 1, утвержденное и введенное в действие письмом Министерства Российской Федерации по связи и информатизации от 28.01.2002 г. № 449 с 01.02.2002
1 Область применения
Настоящий стандарт отрасли (далее стандарт) устанавливает требования к разработке, согласованию, принятию (утверждению), отраслевой регистрации и учету, изданию, обновлению (изменению, пересмотру) и отмене стандартов отрасли, утверждаемых и вводимых в действие Министерством Российской Федерации по связи и информатизации (Минсвязи России).
Стандарт разработан в соответствии с требованиями стандартов Государственной системы стандартизации Российской Федерации и приведенные в нем положения следует применять на предприятиях, объединениях предприятий (далее - предприятия), организациях независимо от форм собственности, разрабатывающих стандарты отрасли и изменения к ним с целью рационального, эффективного и взаимоувязанного проведения этих работ.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте приведены ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 1.0-92 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения
ГОСТ Р 1.2-92 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки государственных стандартов
ГОСТ Р 1.4-93 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Стандарты отраслей, стандарты предприятий, стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений. Общие положения
ГОСТ Р 1.5-92 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов
ОСТ 45.59-98 Отраслевая система стандартизации. Основные положения
ОСТ 45.89-2000 Отраслевая система стандартизации. Издание нормативных документов отрасли. Требования к оформлению нормативных документов, порядок издания и распространения
ПР 45.01-96 Отраслевая система стандартизации. Проверка стандартов отрасли. Основные положения
ПР 45.02-97 Отраслевая система стандартизации. Принципы разработки нормативных документов
(Измененная редакция, Изм. № 1).
3 Разработка стандарта отрасли
3.1 Общие положения
3.1.1 Разработку новых и пересмотр действующих стандартов отрасли, а также разработку изменений к ним, осуществляют предприятия (организации), специализирующиеся по определенным видам продукции и услуг связи, в соответствии с утвержденным планом стандартизации отрасли и на основании заключенных договоров на выполнение этих работ по ОСТ 45.59.
Пересмотр действующих стандартов отрасли и разработку изменений к ним выполняют предприятия (организации) - разработчики этих стандартов.
3.1.2 При разработке стандартов отрасли следует руководствоваться законодательством Российской Федерации, государственными стандартами Российской Федерации, нормативными документами государственной системы стандартизации и Минсвязи России, а также положениями настоящего стандарта.
При разработке стандартов отрасли используют результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно-технологических и проектных работ, результаты патентных исследований, международные, региональные стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации, прогрессивные национальные стандарты других стран и иную информацию о современных достижениях отечественной и зарубежной науки, техники и технологии.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
3.1.3 Стандарты отрасли разрабатывают применительно к продукции, работам и услугам отраслевого значения.
Основные принципы стандартизации, которыми следует руководствоваться при разработке стандартов отрасли, - по ГОСТ Р 1.0, ОСТ 45.59 и ПР 45.02.
Стандарты отрасли не должны нарушать обязательные требования государственных стандартов, а также правила и нормы безопасности, установленные государственными надзорными органами по вопросам, отнесенным к их компетенции.
3.1.4 Стандарты отрасли применяют на территории Российской Федерации предприятия (организации) отрасли "Связь". Иные субъекты хозяйственной деятельности применяют стандарты отрасли "Связь" на добровольной основе.
Требования стандартов отрасли к продукции, работам (процессам) и услугам подлежат обязательному соблюдению субъектами хозяйственной деятельности, если об этом указывается в технической документации изготовителя (поставщика) продукции, исполнителя работ и услуг или в договоре (ГОСТ Р 1.4).
3.1.5 Контроль за соблюдением в отрасли обязательных требований стандартов отрасли осуществляет Служба государственного надзора за связью при Минсвязи России. Порядок организации и проведения таких работ осуществляется в установленном в отрасли порядке.
Государственный надзор за соблюдением в отрасли обязательных требований государственных стандартов осуществляет Госстандарт России (ГОСТ Р 1.0).
(Измененная редакция, Изм. № 1).
3.1.6 Требования стандартов отрасли подлежат своевременному приведению в соответствие с достижениями науки, техники и технологии, а также требованиями государственных стандартов (ГОСТ Р 1.4).
3.1.7 В целях обеспечения организационного единства и создания условий для своевременной подготовки к применению стандартов отрасли предусматривают, как правило, следующий порядок разработки:
1 стадия - изучение и анализ отечественных и международных нормативных и технических документов по объекту стандартизации, подготовка и утверждение технического задания (ТЗ) на разработку стандарта отрасли;
2 стадия - разработка проекта стандарта отрасли (первой редакции) и рассылка его на отзыв;
3 стадия - обработка отзывов, снятие разногласий, разработка окончательной (промежуточной) редакции проекта стандарта, рассылка на повторный отзыв и согласование;
4 стадия - доработка окончательной редакции проекта стандарта по результатам ее рассмотрения и согласования и представление его на утверждение;
5 стадия - принятие (утверждение), регистрация и издание стандарта отрасли.
Примечания
1 Допускается совмещение 1 и 2, 3 и 4 стадий разработки стандарта отрасли, что отражают в договоре на его разработку.
2 В обоснованных случаях предложения по изменению порядка разработки стандарта отрасли рассматривает и принимает по ним решения заказчик.
3.1.8 Проекты стандартов отрасли, как правило, разрабатывают специализированные по видам техники связи подразделения предприятий и организаций при методическом руководстве головной организации по стандартизации (ГОС)* и (или) соответствующей объекту стандартизации базовой организации по стандартизации (БОС)* Минсвязи России и непосредственном участии служб стандартизации предприятий (организаций) - разработчиков стандартов отрасли.
________________
* ГОС и БОС в отрасли определены Приказом Министра связи Российской Федерации от 19.07.94 г. № 171.
При разработке стандартов отрасли согласно ГОСТ Р 1.4 рекомендуется предусматривать:
- создание условий для участия в обсуждении проектов стандартов отрасли широкого круга субъектов хозяйственной деятельности, на продукцию, работы или услуги которых требования этих стандартов будут распространяться;
- согласование проектов стандартов отрасли с государственными органами управления, осуществляющими в соответствии с законодательством Российской Федерации контрольно-надзорные или разрешительные функции, в случаях, когда проекты стандартов устанавливают требования, относящиеся к компетенции названных органов;
- принятие (утверждение) стандарта отрасли только при условии учета и оптимального сочетания в нем интересов отдельных субъектов хозяйственной деятельности и отрасли в целом.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
3.1.9 Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов отрасли должны соответствовать ГОСТ Р 1.5 со следующими уточнениями и дополнениями:
- последнюю страницу (лист) проекта стандарта, рассылаемого на отзыв, оформляют подписями исполнителей, а к проекту стандарта, представляемого на согласование и утверждение, прилагается лист утверждения в соответствии с приложением А, который не нумеруют;
- на первой странице титульного листа стандарта отрасли по аналогии с государственными стандартами указывают: "Издание официальное", далее - запись: "МИНСВЯЗИ РОССИИ", а под ней - "Москва";
- на первой странице стандарта отрасли внизу под линией указывают: "Издание официальное", "Перепечатка воспрещена".
(Измененная редакция, Изм. № 1).
3.2 Организация разработки стандарта отрасли
3.2.1 Разработке стандартов отрасли предшествует, как правило, подготовка и представление заявок на разработку стандартов в ГОС отрасли и формирование на их основе плана стандартизации. В заявке приводят обоснование необходимости разработки стандарта.
Кроме заказчиков, а также предприятий и организаций, административно подчиненных или осуществляющих свою деятельность в области связи на основании выданных Минсвязи России лицензий, заявки могут представлять научно-технические, инженерные общества и другие общественные объединения, государственные органы управления Российской Федерации и предприниматели.
Организацию проведения работ по разработке стандартов отрасли в соответствии с утвержденным планом стандартизации осуществляют ГОС и БОС на основании договора с Минсвязи России.
С этой целью ГОС извещает БОС и всех разработчиков стандартов об утверждении плана стандартизации и необходимости заключения ими договоров с основными заказчиками, финансирующими разработки стандартов отрасли, включенных в утвержденный план стандартизации.
При необходимости привлечения соисполнителей разработчики стандартов заключают с соисполнителями договоры на выполнение ими соответствующих работ по разработке стандартов отрасли.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
3.2.2 ТЗ на разработку стандартов отрасли составляют разработчики стандартов.
Допускается составлять одно ТЗ при одновременной разработке нескольких стандартов отрасли на однородные объекты стандартизации.
Для подготовки проекта ТЗ на разработку стандарта отрасли необходимо изучить и проанализировать материалы по объекту стандартизации с учетом достижений отечественной и зарубежной науки, техники и передового опыта.
3.2.3 Построение, изложение, оформление и содержание ТЗ на разработку стандарта отрасли - в соответствии с приложением Б.
К ТЗ на разработку стандарта отрасли прилагают:
- перечень предприятий, организаций, которым должен быть разослан проект стандарта отрасли на отзыв, оформленный в соответствии с приложением В;
- перечень предприятий, организаций, с которыми должен быть согласован проект стандарта отрасли, оформленный в соответствии с приложением Г.
3.2.4 В перечень предприятий, организаций, которым должен быть разослан проект стандарта отрасли на отзыв, должны быть включены:
- заказчики - научно-техническое управление (НТУ) Минсвязи России и соответствующее объекту стандартизации отраслевое управление Минсвязи России, заинтересованное в разработке стандарта отрасли (далее - соответствующее отраслевое управление Минсвязи России);
- органы государственного управления, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контрольно-надзорные и разрешительные функции, в случаях, когда в проектах стандартов отрасли устанавливают требования, относящиеся к компетенции названных органов;
- соответствующая объекту стандартизации БОС по закрепленному за ней виду продукции, работ и услуг, если она не является разработчиком проекта стандарта отрасли.
Кроме того, для создания условий по участию в обсуждении проектов стандартов отрасли широкого круга предприятий (организаций) и субъектов хозяйственной деятельности в вышеназванный перечень в зависимости от объекта стандартизации, вида и содержания устанавливаемых в нем положений рекомендуется включать заинтересованные в разработке стандарта отрасли органы государственного управления, предприятия (организации) и субъекты хозяйственной деятельности.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
3.2.5 В перечень предприятий (организаций), с которыми должен быть согласован проект стандарта отрасли, включают:
- заказчиков - НТУ Минсвязи России и соответствующее отраслевое управление Минсвязи России;
- БОС, соответствующую объекту стандартизации, если она не является разработчиком стандарта отрасли;
- органы государственного управления, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контрольно-надзорные и разрешительные функции, если в проекте стандарта отрасли устанавливают требования, относящиеся к их компетенции.
Примечание - Проекты стандартов отраслей, содержащие ссылки или извлечения со ссылками на государственные стандарты, включающие требования к продукции, работам (процессам) по их безопасности для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, требования техники безопасности и производственной санитарии, а также содержащие ссылки или извлечения со ссылками на правила и нормы, установленные соответствующими государственными органами управления, могут с ними не согласовываться (ГОСТ Р 1.4).
(Измененная редакция, Изм. № 1).
3.2.6 Проект ТЗ на разработку стандарта отрасли, при необходимости, рассматривают на научно-техническом (ученом) совете (секции) или на техническом совещании, проводимом предприятием (организацией) - разработчиком стандарта.
3.2.7 Проект ТЗ на разработку стандарта отрасли согласовывают с заказчиком - соответствующим отраслевым управлением Минсвязи России и отделом стандартизации и метрологии НТУ Минсвязи России, которые рассматривают его и при отсутствии замечаний оформляют согласование проекта ТЗ или представляют свои замечания в срок, не превышающий 15 дней со дня его поступления.
3.2.8 ТЗ на разработку стандарта отрасли утверждает начальник НТУ Минсвязи России.
3.2.7, 3.2.8 (Измененная редакция, Изм. № 1).
3.2.9 Разработчик стандарта направляет копии утвержденного ТЗ на разработку стандарта отрасли в срок, не превышающий 15 дней со дня его утверждения, предприятиям (организациям) - соисполнителям.
3.2.10 При необходимости на последующих стадиях разработки стандарта отрасли подготавливают изменения к ТЗ на разработку стандарта отрасли, которые должны быть согласованы и утверждены в том же порядке, в каком было согласовано и утверждено ТЗ на разработку стандарта отрасли.
3.3 Разработка проекта стандарта отрасли (первой редакции) и рассылка его на отзыв
3.3.1 Разработчик стандарта при методическом руководстве БОС, разрабатывает проект стандарта отрасли в соответствии с ТЗ и условиями договора.
3.3.2 Одновременно с разработкой проекта стандарта отрасли составляют пояснительную записку (ПЗ) к нему с включением в нее сведений, состав которых перечислен в пункте 3.3.1 ГОСТ Р 1.2, и, при необходимости, проект плана организационно-технических мероприятий по подготовке к применению стандарта отрасли (далее - проект плана основных мероприятий).
Допускается составлять одну ПЗ при одновременной разработке, подготовке к согласованию и утверждению нескольких стандартов отрасли на однородные объекты стандартизации.
Состав подписей в ПЗ тот же, что и на последней странице проекта стандарта отрасли, рассылаемого на отзыв.
3.3.3 Проект стандарта отрасли с ПЗ размножают и рассылают на отзыв предприятиям (организациям) согласно 3.2.4.
Перед направлением первой редакции проекта стандарта на отзыв целесообразно организовать его рассмотрение на секции НТС подразделения-разработчика. При этом результаты рассмотрения должны быть оформлены в виде протокола, в котором должен быть зафиксирован его научно-технический уровень.
3.3.4 Предприятия (организации), которым представляется проект стандарта отрасли на отзыв, рассматривают его, составляют отзывы и направляют их разработчику стандарта в двух экземплярах не позднее, чем через два месяца со дня получения проекта стандарта отрасли.
Отзывы оформляют согласно требованиям, аналогичным установленным для государственных стандартов в пункте 3.3.6 ГОСТ Р 1.2.
3.4 Обработка отзывов, разработка проекта стандарта отрасли (окончательной редакции) и представление его на утверждение
3.4.1 Разработчик стандарта на основании полученных отзывов на проект стандарта отрасли составляет сводку отзывов в соответствии с приложениями Д и Е.
Отзывы, направленные после срока, установленного в соответствии с 3.3.4, включают в сводку отзывов по усмотрению разработчика стандарта.
3.4.2 При наличии разногласий по проекту стандарта отрасли между предприятиями (организациями), приславшими свои отзывы, эти разногласия могут быть рассмотрены и сняты в рабочем порядке разработчиком стандарта и этими предприятиями (организациями).
При необходимости разработчик стандарта проводит согласительное совещание по рассмотрению и снятию разногласий по проекту стандарта отрасли при участии представителей всех заинтересованных предприятий (организаций) и заказчика.
Решение совещания оформляют протоколом.
3.4.3 Разработчик стандарта совместно с предприятиями (организациями) - соисполнителями на основании сводки отзывов и с учетом решений согласительного совещания (если оно проводилось), а также с учетом замечаний и предложений, не вошедших в сводку отзывов по 3.4.1, составляет окончательную редакцию проекта стандарта отрасли, оформляет лист утверждения в соответствии с приложением А и уточняет ПЗ.
3.4.4 Окончательную редакцию проекта стандарта отрасли, сводку отзывов и ПЗ разработчик стандарта направляет на согласование (а промежуточную - на повторный отзыв) одновременно во все предприятия (организации) согласно 3.2.5.
3.4.5 Согласованный в соответствии с 3.4.4 проект стандарта отрасли (со сводкой отзывов, с ПЗ, копией ТЗ, протоколом согласительного совещания, документами, подтверждающими согласование, и, при необходимости, другими документами) разработчик стандарта направляет в БОС для проведения проверки согласно пункту 3.5 ГОСТ Р 1.4.
3.4.6 БОС в порядке, установленном ПР 45.01, организует проведение проверки проекта стандарта отрасли на соответствие законодательству Российской Федерации, требованиям государственных стандартов, метрологическим нормам и правилам, терминологическим требованиям, правилам построения, изложения и оформления и составляет заключение по результатам проверки стандарта отрасли.
При отрицательных результатах проверки и невозможности устранения замечаний разработчиком стандарта в рабочем порядке проект стандарта отрасли возвращается разработчику для доработки с указанием срока представления доработанного проекта стандарта отрасли.
3.4.7 Регистрационный номер проекту стандарта отрасли присваивает ГОС по запросу разработчика перед рассылкой окончательной редакции проекта стандарта на согласование.
3.4.8 При положительных результатах согласования разработчик стандарта отрасли подготавливает и направляет в НТУ Минсвязи России комплект документов в составе:
- окончательная редакция проекта стандарта отрасли в двух экземплярах (подлинник и дубликат) и одна его копия;
- подлинник, дубликат подлинника и копия листа утверждения;
- ПЗ к окончательной редакции проекта стандарта отрасли;
- подлинники писем согласования проекта стандарта отрасли;
- протокол согласительного совещания, если оно проводилось;
- заключение БОС по результатам проверки проекта стандарта отрасли;
- проект плана основных мероприятий по подготовке к введению стандарта отрасли (при его наличии).
(Измененная редакция, Изм. № 1).
3.4.9 НТУ Минсвязи России согласовывает проект стандарта отрасли, оформляет на бланке Минсвязи России письмо с указанием о введении в действие стандарта отрасли и представляет проект стандарта отрасли в комплекте согласно 3.4.8 на утверждение.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
3.5 Утверждение стандарта отрасли
3.5.1 Стандарт отрасли утверждает Первый заместитель Министра Российской Федерации по связи и информатизации. Он подписывает подлинник и дубликат подлинника листа утверждения стандарта отрасли под грифом "УТВЕРЖДАЮ", проставляет дату утверждения. Письмо с указанием о введении в действие этого стандарта подписывает Министр Российской Федерации по связи и информатизации или его Первый заместитель.
При утверждении стандарта отрасли устанавливают дату его введения в действие с учетом сроков осуществления мероприятий по подготовке к применению стандарта.
Срок действия стандарта отрасли, как правило, не устанавливают (ГОСТ Р 1.4).
По решению Минсвязи России срок действия стандарта отрасли может быть ограничен.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
3.5.2 После утверждения стандарта отрасли НТУ Минсвязи России в десятидневный срок с момента утверждения стандарта направляет его в комплекте согласно 3.4.8 (с оформленным информационным письмом) в ГОС для учетной регистрации и пополнения фонда стандартов.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
3.6 Учетная регистрация и хранение стандарта отрасли
3.6.1 Учетную регистрацию стандартов отрасли осуществляет ГОС в два этапа:
1 этап - предварительная регистрация проекта стандарта отрасли;
2 этап - окончательная регистрация проекта стандарта отрасли.
3.6.2 Предварительную регистрацию проекта стандарта отрасли проводит ГОС по запросу разработчика перед рассылкой окончательной редакции проекта стандарта на согласование, присваивая проекту стандарта отрасли регистрационный номер.
Регистрационный номер состоит из индекса (ОСТ), далее через пробел условного цифрового обозначения Минсвязи России (45), отделенного точкой порядкового номера*, присваиваемого ГОС в установленном порядке, и через тире - года утверждения стандарта отрасли, присваиваемого при подготовке стандарта к утверждению.
________________
* При отмене действующего стандарта отрасли его порядковый номер в реестре стандартов отрасли не занимается для других вновь регистрируемых стандартов отрасли.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
3.6.3 Окончательная регистрация стандарта отрасли осуществляется в десятидневный срок со дня получения утвержденного стандарта отрасли и информационного письма о его введении в действие.
3.6.4 Подлинник стандарта отрасли и всю сопроводительную документацию ГОС оформляет в дело стандарта отрасли и оставляет у себя для учета и хранения.
4 Обновление, отмена стандарта отрасли
4.1 Общие положения
4.1.1 Обновление стандарта отрасли (пересмотр, изменение) проводят с целью замены устаревших требований для обеспечения его соответствия современным достижениям науки и техники, передовому отечественному и зарубежному опыту.
4.1.2 Разработка, согласование, утверждение и регистрация пересмотренных стандартов отрасли и изменений к ним должны проводиться в порядке, установленном для стандартов отрасли в разделе 3, и с учетом требований настоящего раздела.
4.1.3 Работы по пересмотру стандартов отрасли или разработке изменений к ним включают в план стандартизации.
4.1.4 При разработке изменения к стандарту отрасли или при его пересмотре проводится подготовка предложений по внесению изменений во взаимосвязанные нормативные документы по стандартизации или по их обновлению или отмене.
4.2 Разработка изменения к стандарту отрасли
4.2.1 Изменение к стандарту отрасли разрабатывают при замене, добавлении или исключении отдельных требований стандарта.
Изменение к стандарту отрасли на продукцию разрабатывают при введении в него более прогрессивных требований, которые не влекут за собой нарушение взаимозаменяемости и совместимости новой продукции с продукцией, изготовляемой по действующему стандарту.
Изменение к стандарту отрасли только редакционного и (или) ссылочного характера в форме самостоятельного документа не разрабатывают.
4.2.2 ТЗ на разработку изменения к стандарту отрасли допускается не составлять. В этом случае готовится обоснование необходимости разработки изменения.
4.2.3 Допускается согласовывать проект изменения к стандарту отрасли только с заказчиком, если изменение не затрагивает требований, относящихся к компетенции органов государственного контроля и надзора и остальных согласующих организаций.
4.2.4 Лист утверждения к изменению стандарта оформляют по правилам, принятым для листа утверждения стандарта отрасли, с той разницей, что вместо слов "СТАНДАРТА ОТРАСЛИ ОСТ 45.ХХ-ХХ" записывают "ИЗМЕНЕНИЕ №... СТАНДАРТА ОТРАСЛИ ОСТ 45.ХХ-ХХ".
Оформление изменений к стандарту отрасли осуществляют по правилам, принятым Госстандартом России для оформления изменений к государственным стандартам по ГОСТ Р 1.5.
4.2.5 При регистрации изменений каждому изменению, вносимому в стандарт отрасли, присваивается порядковый номер. С момента принятия изменений к стандарту отрасли последующие его издания проводятся с учетом этих изменений. В предисловии к новому изданию последним пунктом записывается: "С изменением № …".
4.3 Пересмотр стандарта отрасли
4.3.1 При пересмотре стандарта отрасли разрабатывают новый стандарт взамен действующего. При этом ранее действующий стандарт отрасли отменяют, а в новом в предисловии указывают, взамен какого стандарта он разработан. Новому стандарту отрасли присваивают регистрационный номер старого с заменой двух последних цифр года утверждения.
Пересмотр стандарта отрасли на продукцию осуществляют при установлении новых, более прогрессивных требований, если они приводят к нарушению взаимозаменяемости новой продукции с продукцией, изготовляемой по действующему стандарту отрасли, и (или) изменению основных показателей качества продукции.
4.3.2 При пересмотре стандарта отрасли на конкретную продукцию (невзаимозаменяемую по новому и действующему стандартам) в случае, если необходимо изготовлять запасные части и выполнять ремонт ранее выпущенных изделий, находящихся в эксплуатации, действующий стандарт отрасли не отменяют. В этом случае разработчик подготавливает проект изменения к действующему стандарту, в котором уточняет область его применения:
"Настоящий стандарт отрасли применять только для изготовления запасных частей и ремонта изделий, находящихся в эксплуатации".
При этом сохраняют регистрационный номер стандарта отрасли, к которому разработано такое изменение.
4.4 Отмена стандарта отрасли
4.4.1 Отмену стандарта отрасли осуществляет руководство Минсвязи России, утвердившее этот стандарт, при снятии продукции с производства, прекращении выполнения работ, оказания услуг по данному стандарту, а также при введении в действие государственного и отраслевого стандартов, распространяющихся на тот же объект стандартизации и устанавливающих такие же или более высокие требования.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
4.4.2 Предложения об отмене стандарта отрасли предприятия (организации) - разработчики стандарта отрасли представляют в ГОС с подлинными документами, подтверждающими согласование возможности отмены стандарта отрасли с заинтересованными предприятиями (организациями).
Предложение об отмене стандарта отрасли оформляет разработчик стандарта в виде проекта информационного письма с обоснованием причин.
5 Издание стандартов отрасли, информация о них и их распространение
5.1 Информация о принятых и отмененных стандартах отрасли представляется ГОС в Госстандарт России в установленном порядке [1].
Информация о действующих стандартах отрасли и изменениях к ним публикуется в ежегодном специализированном перечне, выпускаемом ГОС по договору с НТУ Минсвязи России.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
5.2 Издание, переиздание стандартов отрасли и их распространение осуществляется в порядке, установленном в ОСТ 45.89.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
Приложение А
(обязательное)
Форма листа утверждения стандарта отрасли
СОГЛАСОВАНО Начальник научно-технического управления Минсвязи России __________________________ подпись, инициалы, фамилия _____ дата |
|
УТВЕРЖДАЮ Первый заместитель Министра Российской Федерации по связи и информатизации __________________________ подпись, инициалы, фамилия _____ дата |
СОГЛАСОВАНО должность, наименование отраслевого управления Минсвязи России __________________________ подпись, инициалы, фамилия _____ дата |
|
|
ЛИСТ УТВЕРЖДЕНИЯ
СТАНДАРТА ОТРАСЛИ ОСТ 45.ХХ-ХХ
________________________________________
наименование стандарта отрасли
__________________________________ |
|
_______________________ |
руководитель (зам. руководителя) предприятия (организации) разработчика и его наименование |
|
подпись, инициалы, фамилия |
__________________________________ |
|
_______________________ |
руководитель службы стандартизации |
|
подпись, инициалы, фамилия |
__________________________________ |
|
_______________________ |
руководитель подразделения-разработчика |
|
подпись, инициалы, фамилия |
__________________________________ |
|
_______________________ |
руководитель разработки (темы), должность |
|
подпись, инициалы, фамилия |
__________________________________ |
|
_______________________ |
исполнители, должности |
|
подписи, инициалы, фамилии |
Соисполнители |
|
|
__________________________________ |
|
_______________________ |
руководитель (зам. руководителя) предприятия (организации) и его наименование |
|
подпись, инициалы, фамилия |
__________________________________ |
|
_______________________ |
руководитель подразделения разработчика |
|
подпись, инициалы, фамилия |
__________________________________ |
|
_______________________ |
руководитель разработки (темы), должность |
|
подпись, инициалы, фамилия |
__________________________________ |
|
_______________________ |
исполнители, должности |
|
подписи, инициалы, фамилии |
СОГЛАСОВАНО должность руководителя (зам. руководителя) БОС __________________________ подпись, инициалы, фамилия _____ дата |
СОГЛАСОВАНО Начальник отдела стандартизации и метрологии НТУ Минсвязи России __________________________ подпись, инициалы, фамилия _____ дата |
Примечания
1 Если часть подписей не размещается на лицевой стороне листа, их помещают на обороте листа утверждения, а в конце текста на лицевой стороне делают ссылку: "см. на обороте".
2 Количество грифов "СОГЛАСОВАНО" должно соответствовать количеству согласующих предприятий (организаций).
3 При согласовании проекта стандарта отрасли письмом (телеграммой, телетайпограммой, телефаксом) под грифом "СОГЛАСОВАНО" указывают:
___________________________________________
должность, наименование предприятия (организации)
___________________________________________
фамилию, инициалы, номер и дату письма
(телеграммы, телетайпограммы, телефакса).
(Измененная редакция, Изм. № 1).
Приложение Б
(обязательное)
Рекомендуемая типовая форма ТЗ на разработку стандарта отрасли
Форма и содержание первой страницы ТЗ на разработку стандарта отрасли
СОГЛАСОВАНО должность, наименование отраслевого управления Минсвязи России __________________________ подпись, инициалы, фамилия _____ дата |
|
УТВЕРЖДАЮ Начальник научно-технического управления Минсвязи России __________________________ подпись, инициалы, фамилия _____ дата |
ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
НА РАЗРАБОТКУ СТАНДАРТА ОТРАСЛИ
___________________________________________________________
наименование стандарта отрасли
по теме _________________________________________________________________________
Исполнитель ____________________________________________________________________
Соисполнители __________________________________________________________________
СОГЛАСОВАНО Начальник отдела стандартизации и метрологии НТУ Минсвязи России __________________________ подпись, инициалы, фамилия _____ дата |
Примечания
1 При согласовании проекта ТЗ на разработку стандарта отрасли письмом (телеграммой, телетайпограммой, телефаксом) под грифом "СОГЛАСОВАНО" указывают:
______________________________________________
должность, наименование предприятия, организации
______________________________________________
фамилия, инициалы, номер и дата письма
(телеграммы, телетайпограммы, телефакса).
2 При подготовке изменения к ТЗ на разработку стандарта отрасли вместо слов: "ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ" указывают "ИЗМЕНЕНИЕ К ТЕХНИЧЕСКОМУ ЗАДАНИЮ".
3 ТЗ на разработку стандарта отрасли оформляют на листах формата А4 (210´297 мм).
Форма и содержание последующих страниц ТЗ на разработку стандарта отрасли
1 Основание для разработки стандарта отрасли
/Указывают директивный или любой другой документ (договор, план стандартизации), на основании которого разрабатывают стандарт отрасли./
2 Срок выполнения
начало ______________ 199 г.
окончание ______________199 г.
/Указывают начало и окончание разработки проекта стандарта отрасли./
3 Цели и задачи разработки стандарта отрасли
/Указывают конечные результаты, достижение которых будет обеспечено применением разрабатываемого стандарта отрасли, и задачи, которые будут решены при разработке стандарта отрасли./
4 Характеристика объекта стандартизации
/Указывают сведения о том, что стандарт отрасли разрабатывают впервые и (или) сведения о стандартах, технических условиях и других документах, действующих к началу разработки проекта стандарта отрасли по данному объекту стандартизации; приводят краткую характеристику объекта стандартизации и соответствия объекта стандартизации требованиям народного хозяйства, населения, обороны страны, экспорта, современным и перспективным достижениям науки и техники на момент составления ТЗ на стандарт отрасли; указывают взаимосвязь объекта стандартизации с другими объектами стандартизации.
При разработке стандарта отрасли на продукцию указывают значения показателей технического уровня и качества продукции, установленных в действующих нормативных документах, а также значения показателей лучших аналогичных видов продукции зарубежных стран, соответствующих мировому уровню.
Если проект стандарта отрасли не требуется согласовывать, то указывают, что стандарт отрасли согласованию не подлежит и приводят обоснования./
5 Разделы стандарта отрасли и перечень основных требований, устанавливаемых стандартом отрасли
/Указывают наименования разделов стандарта отрасли и перечень основных требований, включаемых в каждый раздел разрабатываемого стандарта отрасли, а также для стандарта на продукцию - номенклатуру и значения основных показателей технического уровня и качества продукции, включаемых в каждый раздел разрабатываемого стандарта отрасли.
При разработке изменений к стандартам отрасли, указывают основные требования, которые должны быть дополнены, изменены и отменены относительно изменяемого стандарта отрасли. Если изменением к стандарту отрасли должны быть установлены новые разделы, приводят их наименования и перечень основных требований, подлежащих включению в эти разделы.
Если ТЗ составляют на группу стандартов отрасли, указывают перечень основных требований для каждого стандарта отрасли, входящего в группу./
6 Взаимосвязь с другими нормативными документами по стандартизации
/Указывают:
- принадлежность разрабатываемого стандарта отрасли к комплексу стандартов, если проект стандарта относится к комплексу стандартов;
- стандарт на группу однородной продукции, в соответствии с которым должен быть разработан стандарт отрасли;
- действующие стандарты (ГОСТ, ГОСТ Р, ОСТ в том числе МОС, МЭК и других международных организаций), с которыми должен быть взаимоувязан разрабатываемый стандарт отрасли;
- действующие стандарты (ГОСТ, ГОСТ Р, ОСТ), которые должны быть пересмотрены, изменены или отменены в результате утверждения и введения в действие разрабатываемого стандарта отрасли./
7 Источники информации
/Указывают источники информации, подлежащие использованию при разработке стандарта отрасли:
- нормативные акты действующего законодательства;
- нормативные акты министерств (ведомств);
- отечественные стандарты и технические условия с их обозначениями и наименованиями;
- международные стандарты и другие документы международных организаций, национальные стандарты других стран с обозначениями и наименованиями этих документов;
- отчеты о патентных исследованиях объекта стандартизации;
- материалы о результатах испытаний опытных образцов (опытных партий) стандартизуемой продукции;
- нормативно-техническую и техническую документацию лицензиара (при наличии лицензии);
- проверенные на практике отечественные и зарубежные открытия и изобретения;
- отчеты о проведенных научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работах;
- научно-техническую литературу, каталоги, справочники и другие источники информации./
8 Этапы работ и сроки их выполнения
Номер этапа |
Наименование работы |
Организация (предприятие) исполнитель |
Сроки выполнения |
Чем заканчивается этап работы |
|
начало |
окончание |
||||
|
|
|
|
|
|
/Указывают этапы для проведения всего объема работ, необходимого при разработке стандарта отрасли, сроки выполнения каждого этапа, чем заканчиваются этапы работы, организацию-разработчика и соисполнителей.
При разработке стандарта отрасли несколькими предприятиями (организациями) - соисполнителями указывают работу для каждого предприятия (организации)./
8.1 Работы, выполняемые предприятиями (организациями) - соисполнителями
Номер этапа |
Наименование работы |
Организация (предприятие) исполнитель |
Сроки выполнения |
Чем заканчивается этап работы |
|
начало |
окончание |
||||
|
|
|
|
|
|
/Перечень работ, выполняемых предприятиями (организациями) - соисполнителями, должен быть помещен в отдельном пункте 8.1.
При этом в графе "Наименование работы" и "Срок выполнения" указывают конкретные работы и сроки их выполнения для каждого предприятия (организации) - соисполнителя по выполнению этапов разработки стандарта отрасли.
При одинаковом наименовании этапов работ основного исполнителя и соисполнителя в графе "Наименование работы" дают ссылку на номер этапа, указанного в такой же графе пункта 8.
В графе "Наименование работы" в зависимости от вида стандарта отрасли и особенностей его разработки предусматривают:
- сбор, изучение и анализ материалов по теме;
- составление проекта ТЗ на разработку стандарта отрасли;
- согласование ТЗ на разработку стандарта отрасли;
- выполнение работ по технико-экономическому обоснованию и оптимизации показателей, конструктивных решений, требований и т.п., предусматриваемых проектом стандарта отрасли;
- разработку первой редакции проекта стандарта отрасли, составление ПЗ к проекту стандарта отрасли и (при необходимости) разработку плана основных мероприятий;
- обработку отзывов на проект стандарта отрасли и составление сводки отзывов;
- доработку проекта стандарта отрасли, ПЗ к проекту стандарта отрасли и проекта плана основных мероприятий с учетом замечаний и предложений предприятий (организаций);
- подготовку и проведение совещания по снятию разногласий по проекту стандарта отрасли;
- составление окончательной редакции проекта стандарта и доработку сопроводительных документов;
- согласование проекта стандарта отрасли и проекта плана основных мероприятий;
- работы по подготовке к утверждению проекта стандарта отрасли и его регистрации./
9 Дополнительные указания
/Указывают дополнительные требования заказчика или разработчика, не изложенные в других пунктах./
Приложения
1 Приложение А. Перечень предприятий (организаций), которым должен быть разослан проект стандарта отрасли на отзыв.
/Оформляют в соответствии с приложением В./
2 Приложение Б. Перечень предприятий (организаций), с которыми должен быть согласован проект стандарта отрасли.
/Оформляют в соответствии с приложением Г./
Форма и содержание последней страницы ТЗ на разработку стандарта отрасли
__________________________________ |
|
___________________________ |
руководитель (зам. руководителя предприятия (организации) - разработчика и его наименование |
|
подпись, инициалы, фамилия |
__________________________________ |
|
___________________________ |
руководитель службы стандартизации |
|
подпись, инициалы, фамилия |
__________________________________ |
|
___________________________ |
руководитель подразделения-разработчика |
|
подпись, инициалы, фамилия |
__________________________________ |
|
___________________________ |
руководитель разработки (темы), должность |
|
подпись, инициалы, фамилия |
Соисполнители |
|
|
__________________________________ |
|
___________________________ |
руководитель (зам. руководителя) , наименование предприятия (организации) |
|
подпись, инициалы, фамилия |
__________________________________ |
|
___________________________ |
руководитель подразделения-разработчика |
|
подпись, инициалы, фамилия |
__________________________________ |
|
___________________________ |
руководитель разработки (темы), должность |
|
подпись, инициалы, фамилия |
__________________________________ |
|
___________________________ |
исполнители, должности |
|
подписи, инициалы, фамилии |
Примечание - Если на последней странице ТЗ на разработку стандарта отрасли часть подписей не размещается, их помещают на последующих страницах.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
Приложение В
(обязательное)
Форма приложения А к ТЗ на разработку стандарта отрасли
Приложение А
(обязательное)
ПЕРЕЧЕНЬ ПРЕДПРИЯТИЙ (ОРГАНИЗАЦИЙ), КОТОРЫМ ДОЛЖЕН БЫТЬ РАЗОСЛАН ПРОЕКТ СТАНДАРТА ОТРАСЛИ НА ОТЗЫВ
_______________________________________________________________
наименование проекта стандарта отрасли
Наименование предприятия (организации) |
Адрес |
Количество экземпляров |
1 |
2 |
3 |
|
|
|
____________________________________
руководитель подразделения предприятия
(организации) - разработчика
____________________________________
подпись, инициалы, фамилия
_____
дата
Приложение Г
(обязательное)
Форма приложения Б к ТЗ на разработку стандарта отрасли
Приложение Б
(обязательное)
ПЕРЕЧЕНЬ ПРЕДПРИЯТИЙ (ОРГАНИЗАЦИЙ), С КОТОРЫМИ ДОЛЖЕН БЫТЬ СОГЛАСОВАН ПРОЕКТ СТАНДАРТА ОТРАСЛИ
_____________________________________________________________
наименование проекта стандарта отрасли
Наименование предприятия (организации) |
Адрес |
1 |
2 |
|
|
____________________________________
руководитель подразделения предприятия
(организации) - разработчика
____________________________________
подпись, инициалы, фамилия
_____
дата
Приложение Д
(обязательное)
Форма сводки отзывов на проект стандарта отрасли
СВОДКА ОТЗЫВОВ
на __________________ редакцию проекта стандарта отрасли
номер редакции
______________________________________________________
наименование проекта стандарта отрасли
Номер раздела, подраздела, пункта, подпункта |
Наименование министерства (ведомства), предприятия (организации), номер письма и дата |
Замечание и (или) предложение |
Заключение ведущей организации разработчика |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|
|
|
__________________________________ |
|
___________________________ |
руководитель подразделения - разработчика |
|
подпись, инициалы, фамилия |
__________________________________ |
|
___________________________ |
руководитель разработки |
|
подпись, инициалы, фамилия |
__________________________________ |
|
___________________________ |
ответственный исполнитель, должность |
|
подпись, инициалы, фамилия |
Приложение Е
(обязательное)
Правила составления сводки отзывов на проект стандарта отрасли
Е1 В сводке отзывов, оформляемой в соответствии с приложением Д, замечания и предложения, содержащиеся в отзывах на проект стандарта отрасли, излагают в последовательности, установленной для отзывов:
- по проекту в целом,
- по разделам, подразделам, пунктам, подпунктам, перечислениям, приложениям в порядке изложения стандарта отрасли.
Е2 В графе 2 сводки отзывов указывают наименования предприятий (организаций) и подразделений предприятий (организаций), приславших отзыв, номер письма и дату.
Е3 В графе 3 сводки отзывов указывают содержание каждого замечания и предложения. Однотипные замечания следует группировать в общую позицию сводки отзывов, перечисляя все предприятия (организации) и подразделения предприятий (организаций), давшие эти замечания.
При отсутствии замечаний и предложений указывают "Замечаний и предложений не имеет (ют)".
Е4 В графе 4 сводки отзывов приводят заключение предприятия (организации) - разработчика стандарта отрасли по каждому приведенному заключению и предложению с соответствующим обоснованием.
Заключение по замечаниям и (или) предложениям по проекту стандарта отрасли дают с использованием следующих типовых формулировок:
- "Принято" - если замечание и (или) предложение принимается полностью, с указанием номера пункта, учитывающего его (при изменении номера по сравнению с рассылавшимся проектом);
- "Принято частично" - если замечание и (или) предложение принимается не полностью. Далее излагают обоснование отклонения части замечания и (или) предложения и номер пункта новой редакции проекта стандарта отрасли, учитывающего замечание (предложение) по предыдущей редакции проекта стандарта отрасли;
- "Принято к сведению" - если разработчик с замечанием и (или) предложением согласен, но оно к данному проекту прямого отношения не имеет;
- "Отклонено" - если замечание и (или) предложение не принимается. Далее излагаются обоснование отклонения замечания и (или) предложения, а также приводится результат согласования этого отклонения.
Допускается делать ссылку на порядковый номер обоснования отклонения ранее приведенного замечания и (или) предложения, если оно может служить исчерпывающим ответом на данное замечание (предложение).
Пример - Отклонено. См. заключение по п.5 сводки отзывов.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
Е5 Сводка отзывов подписывается руководителем подразделения-разработчика, ответственного за составление сводки отзывов, руководителем разработки, ответственным исполнителем.
Е6 Сводку отзывов на проект стандарта отрасли печатают на листах формата А4 (210х297 мм), а в обоснованных случаях - формата A3 (297х420 мм).
Е7 Номера страниц сводки отзывов проставляют внизу по середине листа.
Е8 При оформлении второй и последующих страниц сводки отзывов наименования ее граф не указывают, а приводят только номера граф.
Приложение К
(информационное)
Библиография
[1] ПР 50.1.002-94 Порядок предоставления информации о принятых стандартах отраслей, стандартах научно-технических обществ и других общественных объединений в Госстандарт России
Ключевые слова: стандарт отрасли, порядок разработки, согласование, принятие, утверждение, регистрация, издание, пересмотр, измерение, отмена
СОДЕРЖАНИЕ
1 Область применения
2 Нормативные ссылки
3 Разработка стандарта отрасли
3.1 Общие положения
3.2 Организация разработки стандарта отрасли
3.3 Разработка проекта стандарта отрасли (первой редакции) и рассылка его на отзыв
3.4 Обработка отзывов, разработка проекта стандарта отрасли (окончательной редакции) и представление его на утверждение
3.5 Утверждение стандарта отрасли
3.6 Учетная регистрация и хранение стандарта отрасли
4 Обновление, отмена стандарта отрасли
3.1 Общие положения
3.2 Разработка изменения к стандарту отрасли
3.3 Пересмотр стандарта отрасли
4.4 Отмена стандарта отрасли
4 Издание стандартов отрасли, информация о них и их распространение
Приложение А Форма листа утверждения стандарта отрасли
Приложение Б Рекомендуемая типовая форма ТЗ на разработку стандарта отрасли
Приложение В Форма приложения А к ТЗ на разработку стандарта отрасли
Приложение Г Форма приложения Б к ТЗ на разработку стандарта отрасли
Приложение Д Форма сводки отзывов на проект стандарта отрасли
Приложение Е Правила составления сводки отзывов на проект стандарта отрасли
Приложение К Библиография