Утверждаю

Заместитель Главного

государственного

санитарного врача СССР

А.И. ЗАИЧЕНКО

 

10 декабря 1984 г. № 3169-84

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ

САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО НАДЗОРА ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ И ПЕРЕГРУЗКЕ ПЫЛЯЩИХ НАВАЛОЧНЫХ ГРУЗОВ В ПОРТАХ

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

МУ 3169-84

 

 

Подготовлены Одесским филиалом НИИ гигиены водного транспорта МЗ СССР и Черноморской Бассейновой санитарно-эпидемиологической станцией.

 

Авторы: Виговский В.И., Войтенко А.М., Евстафьев В.Н., Нетудыхатка О.Ю., Шафран Л.М., Колоденко В.А., Плисов Г.А.

 

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1.1. Методические указания разработаны в развитие "Санитарных правил для морских судов СССР" № 2641-82, "Санитарных правил для судов внутреннего плавания" № 1751-77, СН 245-71 "Санитарных норм проектирования промышленных предприятий".

1.2. Документ предназначен для специалистов бассейновых, портовых и линейных СЭС, судового медперсонала, работников по охране труда и технике безопасности портов, пароходств и командного состава морских и речных судов.

1.3. В Методических указаниях изложены санитарно-гигиенические требования, направленные на обеспечение здоровых условий труда портовых рабочих и экипажей судов при перегрузке в портах и перевозке морскими и речными судами зерна и пылящих минеральных грузов (уголь, руда, глинозем, химические грузы, минеральные удобрения и строительные материалы).

1.4. Ведущим неблагоприятным фактором при перевозке и перегрузке массовых навалочных грузов является загрязнение воздушной среды пылью.

В условиях перевозки зерна сопутствующими неблагоприятными факторами могут быть фумиганты, используемые для защиты груза от вредителей.

Перевозка зерна, фумигированного бромистым метилом, малатионом, препаратом "80:20" и др., несмотря на проводимую дегазацию груза, в результате имеющих место адсорбционно-десорбционных процессов может сопровождаться накоплением фумигантов в надгрузовом пространстве трюмов в концентрациях, превышающих предельно допустимую рабочих зон. Кроме того, процессы дыхания, брожения и гниения, происходящие в зерновой массе, способствуют возрастанию концентрации углекислого газа при одновременном снижении концентрации кислорода и тем самым усиливают степень риска для жизни лиц, контактирующих с грузом.

1.5. Основными источниками пылевыделения при действующих технологических схемах перегрузки массовых навалочных грузов в портах являются:

- места падения груза при загрузке грузовых помещений плавсредств, приемных бункеров, а также при перегрузке груза на причале и выгрузке железнодорожных вагонов при использовании всех видов перегрузочного оборудования;

- выброс запыленного воздуха через очистные фильтры циклонов-разгрузителей при перегрузке грузов пневмотранспортом;

- сдувание пыли с конвейерной ленты транспортера и выбивания пыли из-под укрытий на пересыпных станциях и у вагоноопрокидывателя на технологических перегрузочных комплексах.

 

2. ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО САНИТАРНОГО НАДЗОРА ЗА ПЕРЕВОЗКОЙ И ПЕРЕГРУЗКОЙ ПЫЛЯЩИХ НАВАЛОЧНО-НАСЫПНЫХ ГРУЗОВ

 

2.1. Государственный санитарный надзор при перевозке водным транспортом и перегрузке в портах пылящих навалочно-насыпных грузов заключается:

а) в осуществлении контроля за соблюдением действующих санитарных норм и правил;

б) в выявлении факторов, оказывающих неблагоприятное воздействие на окружающую среду, здоровье портовых рабочих и экипажей судов;

в) в предъявлении соответствующих санитарно-гигиенических требований по снижению уровней загрязнения атмосферного воздуха и водной среды, улучшению условий труда лиц, занятых на перегрузке и транспортировке указанных видов груза;

г) в оценке эффективности проводимых оздоровительных мероприятий с учетом профессиональной и общей заболеваемости, обращая внимание на заболеваемость органов дыхания, глаз, кожи и подкожной клетчатки.

2.2. Гигиеническая оценка технологических линий по перегрузке навалочно-насыпных грузов производится на основании исследования данных о свойствах груза, грузообороте, технических средствах перегрузки, характеристики основных источников загрязнения атмосферного воздуха, материалов динамического наблюдения за состоянием атмосферного воздуха в рабочих зонах и на промышленных площадках, сведений о профессиональной и общей заболеваемости портовых рабочих и членов экипажей судов, занятых на перегрузке и транспортировке указанных грузов, уровня загрязнения воздуха селитебных территорий, жалоб и заболеваемости населения.

2.3. Постоянный контроль за состоянием воздушной среды в районах перегрузки навалочно-насыпных грузов производится ведомственными санитарными лабораториями в соответствии с положениями п. 2.5 настоящего документа и требований "Методических указаний по оценке запыленности воздушной среды в морских портах", РД 31.06.08-80, согласованных с Минздравом СССР 21 ноября 1980 г.

2.4. Контроль уровней загрязнения атмосферного воздуха производится в местах интенсивного пылевыделения в рабочих зонах и на промышленных площадках порта, рабочих зонах, жилых и производственных помещений судна, а также на границе санитарно-защитной зоны и в селитебных территориях.

Примечание. Определение рабочих зон порта и характеристика промышленных площадок принимается из технологических карт проведения погрузочно-разгрузочных работ и путем санитарного обследования.

2.5. Измерения запыленности воздуха производятся в период проведения погрузочно-разгрузочных работ весовым методом согласно требованиям ГОСТа 12.1.005-76 "Воздух рабочей зоны". Средства измерения должны удовлетворять требованиям ГОСТа 8.001-71 и ГОСТа 8.002-71. Замеры проводятся с подветренной стороны по оси распространения пылевого облака с учетом направления и скорости ветра. Результаты замеров регистрируются в журнале Ф 328-У МЗ СССР и оформляются протоколом Ф 329-У МЗ СССР.

2.6. Порядок и объем лабораторных исследований определяется органами санитарного надзора на основании учета вида груза, грузооборота и технологии перегрузки, а также с учетом расположения к селитебным территориям и районам водопользования.

2.7. Оценка результатов инструментальных замеров проводится на основании сравнения полученных результатов с перечнем концентраций, приведенных в действующих нормативных документах Минздрава СССР.

2.8. При перегрузке и транспортировке фумигированного зерна органы санитарного надзора через администрацию судна и порта за сутки до подхода судна к порту назначения должны получить уведомление о наличии на борту зерна, обработанного ядохимикатами, с указанием характера обработки и наименованием препарата.

2.9. Транспортировка и перегрузка в портах фумигированного зерна производится по технологическим картам и в соответствии с требованиями действующих правил и инструкций.

 

3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА ПРИ ПЕРЕГРУЗКЕ НАВАЛОЧНО-НАСЫПНЫХ ГРУЗОВ

 

3.1. При компановке портов взаиморасположение между районами перегрузки навалочных грузов, сухогрузными участками порта различного назначения и жилыми районами селитебных территорий должно строиться с учетом вида перерабатываемого груза, величине грузооборота, господствующей розы ветров, с обязательным соблюдением санитарно-защитной зоны и разрывов между участками порта различного назначения. Расстояние от источника пылеобразования до жилых районов и зон рекреации следует принимать не менее 500 м.

Примечание. При соответствующих обоснованиях по согласованию с органами и учреждениями санитарно-эпидемиологической службы эти зоны могут быть увеличены, но не более чем в 3 раза.

3.2. В проектах строительства (реконструкции) технологических комплексов по перегрузке навалочно-насыпных грузов необходимо предусматривать:

а) механизацию и дистанционное управление погрузочными процессами, автоматическую сигнализацию о ходе отдельных работ и операций, связанных с возможностью пылевыделения;

б) применение обеспыливающих устройств и санитарно-технических установок, обеспечивающих высокоэффективную очистку запыленного воздуха;

в) автоблокировку перегрузочного оборудования с очистными санитарно-техническими устройствами и установками пылеподавления;

г) герметизацию участков транспортирования и пересыпки груза;

д) предложения по организации санитарно-защитной зоны и мероприятий по предотвращению загрязнения прибрежных вод.

3.3. При проведении грузовых операций технологическим перегрузочным комплексом, в состав которого входят вагоноопрокидыватели, ленточные конвейеры, пересыпные станции и дробильно-фрезерные машины, необходимо оборудовать максимально герметизированными укрытиями с установкой аспирационных устройств в очагах пылеобразования, обеспечивающих предотвращение выбивания пыли из-под укрытий за счет создания необходимого разряжения воздуха.

3.3.1. Для гашения скорости падающего груза (материала) в местах пересыпки необходимо предусматривать промежуточные емкости, карманы, отбойные плиты.

3.3.2. Предусматривать установку устройств, обеспечивающих очистку холостой ветви конвейерной ленты и барабанов.

3.3.3. Предусматривать установки для увлажнения груза в пределах, допустимых требованиями транспортировки и не нарушающих кондиционных свойств груза.

3.4. При выполнении грузовых операций пневмотранспортом соединения отдельных участков трассы должны обеспечивать герметичность пневмопровода. Степень очистки воздуха в циклонах-разгрузителях должна удовлетворять требованиям п. 3.2 настоящих указаний.

3.5. При крановой схеме механизации навалочно-насыпных грузов грейферы должны быть самоуплотняющимися.

3.5.1. Высота раскрытия грейфера над поверхностью груза (штабеля) не должна превышать 1 м.

3.6. В конструкции бункеров для приема груза необходимо исключать возможность зависания в них материала и переполнения.

3.7. Поверхности транспортного перегрузочного оборудования должны быть гладкими для исключения накопления оседающей пыли и облегчения ее уборки.

3.8. При загрузке железнодорожных вагонов через бункеры-дозаторы необходимо предусматривать уплотнение люков специальными устройствами и установку на вентиляционные люки фильтров, обеспечивающих степень очистки воздуха, предусмотренную п. 3.2 настоящих указаний.

3.9. Хранение сильно пылящих навалочных грузов (мелкофракционные угли и руды, глинозем, фосфориты, комовая сера, хлористый кальций) необходимо производить в закрытых складах (шатровые, бункерные, силосные хранилища и т.п.). Хранение мало пылящих грузов - на открытых площадках, оборудованных системами обеспыливания (защитные экраны, гидрообеспыливание, обработка поверхностно-активными веществами и др.).

3.10. Предотвращение попадания пыли в жилые и производственные помещения надстройки судна, изолированные кабины операторов технологических линий, служебные помещения порта, расположенные в зоне грузовой площадки, должно обеспечиваться путем проведения следующих мероприятий:

а) изоляцией помещений (плотное закрытие дверей, окон, иллюминаторов, люков) на время проведения грузовых операций;

б) подачей воздуха в помещении надстройки судна через систему искусственной вентиляции при строгом соблюдении "Санитарных правил для морских судов СССР" № 2641-82 и "Санитарных правил для судов внутреннего плавания" № 1751-77 по части очистки и увлажнения воздуха;

в) оснащения изолированных кабин операторов и служебных помещений порта, расположенных в зоне грузовой площадки, искусственной вентиляцией с фильтрами, обеспечивающими очистку воздуха в соответствии с СН 245-71 "Санитарные нормы проектирования промышленных предприятий".

3.11. Уборка грузовых помещений, палуб, причалов и перегрузочного оборудования должна производиться только после смыва пыли водой и орошения россыпи груза.

Примечание. Для предотвращения загрязнения акватории порта сточные воды необходимо отводить в производственную канализацию порта или в оборудованные на причале приемники. Зачистку и мойку грузовых помещений и уборку палуб судна необходимо производить вне пределов зоны санитарной охраны водоема.

3.12. Концентрация уровней загрязнения воздушной среды в рабочих зонах и на промышленных площадках порта, рабочих зонах и производственных помещениях судна, на селитебной территории, а также водных объектах в районах водопользования не должна превышать ПДК, установленных Минздравом СССР.

 

4. ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ, МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ И СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ПРИ ПЕРЕГРУЗКЕ НАВАЛОЧНО-НАСЫПНЫХ ГРУЗОВ

 

4.1. К работе по перегрузке навалочно-насыпных грузов допускаются лица, прошедшие периодический медицинский осмотр в соответствии с Приказами Минздрава СССР № 700 от 19.06.84 и № 1145 от 06.11.81, не имеющие противопоказаний к работе в индивидуальных средствах защиты органов дыхания и прошедшие инструктаж по технике безопасности и оказанию первой медицинской помощи при отравлении ядохимикатами и углекислым газом (см. Приложение 1).

4.2. Администрация портов и пароходств в соответствии с типовыми нормами, утвержденными Государственным Комитетом по труду и социальным вопросам при Совете Министров СССР и ВЦСПС, должна обеспечивать спецодеждой и средствами индивидуальной защиты (СИЗ) членов экипажей судов и докеров-механизаторов, занятых на перегрузке и транспортировке пылящих навалочно-насыпных грузов.

4.3. Выполнение работ на промышленных площадках и на открытых палубах судна во время проведения грузовых операций разрешается только при использовании респираторов и защитных очков в соответствии с требованиями ГОСТов "ССБТ. Средства индивидуальной защиты органов дыхания" и "ССБТ. Средства индивидуальной защиты зрения" (см. Приложения 2, 3, 4, 6).

4.4. Представителями охраны труда и техники безопасности портов, пароходств в соответствии с действующими положениями устанавливаются режимы работ при использовании СИЗ органов дыхания и сроки службы фильтров для различных респираторов в зависимости от уровня запыленности воздуха рабочей зоны и тяжести труда (см. Приложение 5).

4.5. На причалах портов и на судах водного транспорта по переработке и транспортировке навалочно-насыпных грузов должны оборудоваться санитарно-бытовые помещения в соответствии с требованиями СНиПа II-92-76 "Санитарно-бытовые помещения", "Санитарных правил для морских судов СССР" № 2641-82 и "Санитарных правил для судов внутреннего плавания" № 1751-77.

При этом:

а) для закрепления за каждым рабочим (членом экипажа) защитных средств в бытовках (гардеробных) оборудуется шкаф с ячейками, закрывающимися дверцами. На каждую ячейку прикрепляется номер, соответствующий номеру СИЗ органов дыхания и защитных очков;

б) для обеспыливания одежды членов экипажа балкеров и балктанкеров при бытовых помещениях указанных судов необходимо выделять специальные помещения, в которых следует предусматривать вытяжную вентиляцию и подвод сжатого воздуха.

4.6. Спецодежда рабочих и членов экипажей судов, занятых на выгрузке навалочно-насыпных грузов, должна подвергаться стирке не реже 1 раза в неделю, а при выгрузке фумигированного зерна - отдельной стирке горячим мыльно-содовым раствором.

4.7. Допуск в грузовые помещения портовых рабочих перед началом или при возобновлении работ после технологических перерывов, сопровождающихся закрытием трюмов на срок более 6 часов, может быть разрешен только после вентиляции трюмов и при условии, если концентрация фумигантов и углекислого газа не превышает ПДК для воздуха рабочей зоны, что должно быть подтверждено лабораторными замерами.

4.8. При перегрузке нефумигированного или обработанного малатионом зерна вход людей в грузовые помещения допускается после подключения принудительной вентиляции, обеспечивающей не менее 5-кратного воздухообмена в час.

4.9. С целью предупреждения заболеваний органов дыхания у лиц, контактирующих с пылью, в судовых амбулаториях и портовых поликлиниках (здравпунктах) должны быть оборудованы групповые ингалятории в соответствии с требованиями "Правил по устройству, эксплуатации и технике безопасности физиотерапевтических отделений (кабинетов)", утвержденных Минздравом СССР 30 сентября 1970 г.

 

 

Приложение 1

 

ВРЕДНЫЕ ВЕЩЕСТВА, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ (ОБРАЗУЮЩИЕСЯ) ПРИ ТРАНСПОРТИРОВКЕ ЗЕРНА СУДАМИ, ИХ СВОЙСТВА, ПРИЗНАКИ ОТРАВЛЕНИЯ, ПЕРВАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ

 

Углекислый газ. Бесцветный газ, практически без запаха, обладает высокой плотностью (1,57 относительно воздуха), поэтому скапливается в нижних частях помещений и емкостей.

Признаки интоксикации: головная боль, головокружение, шум в ушах, раздражение слизистых оболочек с их покраснением, кашель, одышка, учащенное и глубокое дыхание, частый пульс, повышение кровяного давления, учащенное сердцебиение, в начале - нервное возбуждение, которое быстро сменяется угнетением и даже наркозом. Тяжесть картины отравления возрастает при высокой температуре и влажности воздуха. Резко падает работоспособность умственная и физическая.

Первая доврачебная помощь. Вынести пострадавшего из опасной зоны на свежий воздух, освободить от стесняющей дыхание одежды. При нарушении - производить искусственное дыхание.

Первая медицинская помощь. Те же мероприятия, что и при первой доврачебной помощи. Обеспечить вдыхание кислорода. При ослаблении сердечной деятельности ввести под кожу 2 мл 20% масляного раствора камфоры и 1 мл 10% раствора кофеина. Если состояние пострадавшего не улучшается и он находится в тяжелом состоянии, дополнительно произвести кровопускание (250 - 300 мл) с последующим введением физиологического раствора.

Индивидуальные защитные средства. В связи с тем, что накопление углекислого газа в воздухе сопровождается снижением концентрации кислорода, нахождение людей в загазованных помещениях возможно лишь в изолирующих дыхательных (кислородных или воздушных) приборах.

Бромистый метил (бромметан, бромметил, метилбромид, монобромэтан, терабол, бросон, панобром) - сильный нервный яд. В чистом виде не имеет запаха, что усиливает опасность отравления им людей. Обычно применяемый на практике технический бромистый метил имеет слабый запах меркаптана (гниющих белковых веществ).

Наиболее вероятные пути попадания яда в организм во время газации - органы дыхания и кожные покровы. Длительное вдыхание малых концентраций бромистого метила так же опасно, как и кратковременное вдыхание больших концентраций.

Признаки отравления. Протекает двуфазно. Первые симптомы интоксикации возникают непосредственно после вдыхания паров бромметила: общая слабость, чувство недомогания, головная боль, головокружение, сонливость, шаткая походка, тошнота, расстройство зрения, дрожание конечностей. Эти явления при прекращении контакта с бромистым метилом быстро проходят. Спустя несколько часов, дней (иногда недель) наступает вторая фаза интоксикации - появляется рвота, оглушенность, головная боль, походка становится неуверенной, шаткой. Возникают судороги мышц, расстройство зрения (диплопия, амблиопия, амавроз), приступы миоплегии, во время которых пострадавший падает, иногда теряет сознание. При этом наблюдается цианоз лица, сладковатый запах выдыхаемого воздуха. В тяжелых случаях - кома и смерть при явлениях острого отека легких. Нередко отмечается поражение паренхиматозных органов (печень, почки), повышение температуры, воспаление и отек слизистых дыхательных путей. При попадании на кожу вызывает везикулярный дерматит (ожог).

Первая доврачебная помощь. Вынести из загрязненной атмосферы на свежий воздух, снять одежду и противогаз, дать сладкий чай, кофе.

Первая медицинская помощь. Те же мероприятия, что и при оказании первой доврачебной помощи. Согреть грелками, обеспечить вдыхание кислорода, внутривенно - 40% глюкозу (30 - 40 мл) с 5% тиамином (1 мл), 10% кофеин - (1 мл), полный покой.

Индивидуальные средства защиты. Работа в помещениях, загазованных бромистым метилом, проводится в противогазе с фильтрующейся коробкой марки "А" (коричневого цвета) и в обычной спецодежде.

Малатион (карбофос, АС-4049, кипфос, малатон, соединение 4049, ТМ-4049, фосфотион, ФОГ-3, фосфотион-50, эмматос, малатон ЛВ). Густая жидкость от светло-коричневого до темно-коричневого цвета с очень неприятным запахом. Вещество средней токсичности обладает раздражающими свойствами. В концентрациях, применяемых для обработки зерна, малоопасен. Признаки отравления развиваются медленно. Интоксикация может возникнуть в результате вдыхания паров, попадания на кожу и одежду, заглатывании с водой и пищей.

Признаки отравления. Клиническая картина острого отравления характеризуется головной болью, головокружением, общей слабостью, болью в конечностях, атаксией, потерей аппетита, тошнотой, рвотой; в ряде случаев - слезотечение, цианоз, кожные кровоизлияния, боли в подложечной области. При тяжелом течении наблюдается повышение температуры тела, тахикардия, одышка, клинико-тонические судороги, потеря сознания. У некоторых людей отмечается изменение психики, иногда токсическая дистрофия печени, нефропатия с быстрым развитием почечной недостаточности.

Первая доврачебная помощь. Вынести пострадавшего из отравленной атмосферы на свежий воздух, снять противогаз, освободить от стесняющей дыхание одежды, при нарушении - производить искусственное дыхание.

Первая медицинская помощь. Те же мероприятия, что и при оказании первой доврачебной помощи. При первых признаках отравления - принять холинолитические средства: в легких случаях отравления ввести подкожно или внутримышечно 1 - 2 мл 0,1% раствора сернокислого атропина; при отравлении средней или тяжелой степени - 3,5 мл 0,1% раствора атропина внутримышечно или внутривенно. Если явления интоксикации не проходят, то внутримышечные инъекции атропина по 1 - 2 мл повторять каждые 1 - 1,5 часа до исчезновения симптомов отравления (исчезновения миоза). При явлениях возбуждения ЦНС и развитии судорог - применять гексенал внутривенно или внутримышечно (10% - 5 мл), хлоралгидрат в клизме (2 - 3 г), аминазин (0,025), сернокислую магнезию (25% - 8 - 10 мл) внутривенно или внутримышечно. При угрозе остановки дыхания - лобелин внутримышечно или цититон (1 мл) внутривенно, вдыхание кислорода; по показаниям - интубация и искусственное дыхание. В случае развития острого отека легких - кровопускание, сердечные средства, глюкоза внутривенно, мочегонные, длительное вдыхание кислорода.

Индивидуальные средства защиты. Обычная спецодежда, при наличии в воздухе в концентрациях 0,5 мг/м3 - фильтрующий противогаз с коробкой марки "А" (коричневый цвет) или респираторы РУ-60 м, РПГ-67 с той же коробкой.

Препарат "80:20" (хлоросмесь). Применяется для борьбы с вредной энтономофауной и представляет собой негорючую жидкость, содержащую в качестве активных инсектицидов - 16,41% сероуглерода и 82,82% четыреххлористого углерода.

Сероуглерод - бесцветная жидкость с запахом, напоминающим редьку. Пары тяжелее воздуха, при контакте с открытым пламенем и при коротком замыкании электрооборудования - взрывается.

Четыреххлористый углерод - бесцветная жидкость, без специфического запаха, не горит, не воспламеняется, при соприкосновении с пламенем (даже сигареты) разлагается с образованием чрезвычайно опасного яда - фосгена. Температура кипения - 75 °C.

Признаки отравления. Легкое отравление - раздражение слизистых оболочек и дыхательных путей, головная боль, головокружение, вялость, сонливость, кашель, потеря аппетита, тошнота, рвота, понос, снижение кожной чувствительности. При средней тяжести возможны различные признаки поражения нервной системы: головная боль, чувство страха, мышечные судороги, расстройство зрения, иногда нарушение психики, координации движений, тошнота, рвота.

Острое отравление - резкая головная боль, одышка, цианоз, состояние опьянения, сильное возбуждение, спутанность или потеря сознания, отсутствие рефлексов. Хроническое отравление - раздражение слизистых верхних дыхательных путей, быстрая утомляемость, апатия, эмоциональная лабильность, дрожание и парастезия в конечностях, сонливость или бессонница, лабильность функций сердечно-сосудистой системы, ослабление памяти, головная боль, головокружение, исхудание, боли в животе, рвота, понос.

Первая доврачебная помощь. Немедленно вывести пострадавшего из зоны поражения, при необходимости - сделать искусственное дыхание. Снять загрязненную спецодежду, при попадании на кожу - немедленно снять вещество сухой ватой, марлей или материей, стараясь не размазать по незагрязненной коже. Затем промыть загрязненное место содовым раствором (2%). При попадании внутрь - обильное промывание желудка водой с 1% раствором соды либо раствором (слабо-розового цвета) марганцево-кислого калия, солевое слабительное. После промывания давать взбитые яичные белки, молоко, крахмальный клейстер либо рисовый отвар.

Первая медицинская помощь. Те же мероприятия, что и при первой доврачебной помощи. При ослаблении дыхания - внутривенно (капельным способом) с 40% глюкозой лобелин или цититон, вдыхание карбогена (5 - 10 мин.), чередуя с более длительным вдыханием кислорода, сердечные, тонизирующие, успокаивающие средства, 10% раствор глюконата кальция или хлористого кальция.

Индивидуальные средства защиты. Все лица, занятые на работах по погрузке зерна, фумигированного препаратом "80:20", обеспечиваются следующими защитными средствами и спецодеждой:

костюм или комбинезон в соответствии с ГОСТом 6811-69, рукавицы брезентовые (ТУ-2460-58), промышленный фильтрующийся противогаз с коробкой марки "А" (коричневый цвет).

 

 

Приложение 2

 

СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ

(ГОСТ 12.04.034-77)

 

п/п

Наименование и краткая характеристика

Назначение

1.

Респиратор-маска, изготовлен из материала ФПП-15-1,5

ШБ-1

"Лепесток-200"

Предназначен для защиты от мелкодисперсных аэрозолей при их концентрации до 200 ПДК

2.

Респиратор-маска, изготовлен из материала ФПП-70-0,5

ШБ-1

"Лепесток-40"

Предназначен для защиты от пылей при концентрации до 40 ПДК

3.

Респиратор-маска, изготовлен из материала ФПП-70-0,2

ШБ-1

"Лепесток-5"

Предназначен для защиты от грубодисперсных пылей при их концентрации до 5 ПДК

4.

Респиратор-полумаска представляет собой резиновую полумаску с 2-мя съемными пласт- массовыми патронами, снаряженными гофрированными фильтрами из материала ФПП-15-1,5

"Астра-2"

Применяется для защиты от пылей с любой степенью дисперсности при концентрации до 200 ПДК

5.

Респиратор-полумаска представляет собой резиновую полумаску ДР-70 с двумя фильтрующимися патронами со специальными поглотителями и аэрозольными фильтрами, изготовленными из материала ФПП-15-1,5 (комплектуется 4-мя марками фильтрующихся патронов - А, В, Г и КД)

РУ-60м

Применяется для защиты органов дыхания от паров, пыли, дыма, тумана, одновременно присутствующих в воздухе рабочей зоны

 

Примечание. Все респираторы типа "Лепесток" бесклапанные, в связи с чем применять их при отрицательных температурах, а также при наличии осадков (дождя, мокрого снега) не рекомендуется, так как намокая, респиратор резко увеличивает сопротивление дыханию и может обмерзать.

При неблагоприятных погодных условиях рекомендуется применять респираторы "Астра-2" и РУ-60м. При наличии в воздухе рабочей зоны токсических или радиоактивных аэрозолей респираторы "Лепесток" и патроны остальных респираторов могут использоваться не более одной смены.


Приложение 3

 

НАЗНАЧЕНИЕ ПАТРОНА К РЕСПИРАТОРУ РУ-60М

 

Наименование патрона (марка)

Вещества, для защиты от которых назначен патрон

А

Органические вещества: углеводороды (бензол, бензин, уайт-спирит и др.), спирты, эфиры, альдегиды и кетоны, элементоорганические и другие соединения и аэрозоли

В

Кислые газы (сернистый газ, сероводород, галогеноводород и др.) и аэрозоли

Г

Пары ртути, ртутноорганические соединения и аэрозоли

КД

Аммиак, сероводород, их смеси и аэрозоли

 

 

Приложение 4

 

СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ЗРЕНИЯ

(ГОСТ 12.04.003-74)

 

Наименование

Тип обозначения

Назначение

Закрытые защитные очки с непрямой вентиляцией

ЗН

Для защиты от пыли, брызг, неразъедающих жидкостей и от сочетания их с твердыми частицами

Двойные защитные очки с непрямой вентиляцией

ЗНД

Для защиты от ультрафиолетового излучения, радиоволн, пыли и твердых частиц при чередующихся воздействиях вредного излучения и пыли или твердых частиц

Герметические защитные очки

Г

Для защиты от разъедающих газов, жидкостей и от сочетания их с пылью и твердыми частицами

Двойные герметические очки

ГД

Для защиты от ультрафиолетового излучения, слепящей яркости и видимого излучения, инфракрасного излучения, разъедающих газов, жидкостей, пыли, твердых частиц при чередующихся воздействиях вредного излучения и разъедающих газов, жидкостей, пыли и твердых частиц

 

 

Приложение 5

 

ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ СРОК СЛУЖБЫ ФИЛЬТРОВ РАЗЛИЧНЫХ РЕСПИРАТОРОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЗАПЫЛЕННОСТИ И ИНТЕНСИВНОСТИ РАБОТЫ

 

Респиратор

Запыленность, мг/м3

25

100

300

интенсивность работы и срок службы фильтров

легкой и средней тяжести

тяжелая

легкой и средней тяжести

тяжелая

легкой и средней тяжести

тяжелая

"Астра-2"

10 смен

5 смен

5 смен

2,5 смены

6 ч

3,5 ч

Ф-62ш

5 смен

3 смены

1,5 смены

0,5 смены

3 ч

2 ч

У-2к

2 смены

5 ч

3 ч

1 ч

0,5 ч

15 мин.

РП-К

4 смены

1,5 смены

3 ч

2 ч

1 ч

30 мин.


Приложение 6

 

СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ КОЖНЫХ ПОКРОВОВ

 

п/п

Наименование

Назначение

1.

Комбинезон женский со шлемом

ГОСТ 6811-69

Для выполнения работ, связанных с наличием больших количеств нетоксической пыли

2.

Комбинезон мужской со шлемом

ГОСТ 15149-69

3.

Костюм женский со шлемом

ГОСТ 16384-70

Для защиты от производственной пыли

4.

Костюм мужской со шлемом

ГОСТ 16283-70

5.

Рукавицы рабочие

ГОСТ 12.4.010-75

Для защиты рук от механического воздействия и производственных загрязнений

6.

Рукавицы рабочие

ТУ 2460-58

 

 

"УТВЕРЖДАЮ"

___________________________

(руководитель учреждения, в

___________________________

котором проведено внедрение)

"___" ______________ 198_ г.

 

АКТ О ВНЕДРЕНИИ

 

1. Наименование предложения для внедрения: "Организация и проведение санитарно-гигиенического надзора при перевозке и перегрузке пылящих навалочных грузов в портах" (Методические указания).

2. Кем и когда предложены. Одесским филиалом НИИ гигиены водного транспорта МЗ СССР, Одесса, 270039, ул. Свердлова, 92.

3. Утверждены Заместителем Главного государственного санитарного врача СССР А.И. Заиченком, 10 декабря 1984 г. № 3169-84.

4. Где и когда внедрено ___________________________________________________________

(наименование предприятия)

________________________________________________________________________________

(дата начала внедрения)

5. Количество внедренных мероприятий, предписываемых данным документом, с _______________ по _______________ по п. п. ________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

6. Эффективность внедрения (снижение запыленности воздуха, занятости людей при переработке навалочно-насыпных грузов, снижение заболеваемости и другие показатели)

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

7. Замечания и предложения (текст) _________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Дата __________________ Подпись _____________________________

(ответственного за внедрение)

Примечание. Акт внедрения направляется организации-разработчику, наименование которой приведено в п. 2.