ГОССТАНДАРТ РОССИИ
ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ
МЕТРОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
(ВНИИМС)




Р Е К О М Е Н Д А Ц И Я

ГСИ. ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ
МЕТРОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОТРАСЛЕЙ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА,
ВАЖНЕЙШИХ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ


МИ 2357-95

Москва 1995 год.

 

 

 

 

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

РАЗРАБОТАНА: Всероссийским научно-исследовательским институтом метрологической службы Госстандарта России (ВНИИМС)

УТВЕРЖДЕНА: ВНИИМС 28 декабря 1995 года.

ЗАРЕГЕСТРИРОВАНА: ВНИИМС


ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ 

 

 

Номер документов

МИ 2240-92

Номер пункта, подпункта

п. 2.2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Настоящая рекомендация определяет порядок разработки, согласования, утверждения и реализации программ метрологического обеспечения отраслей народного хозяйства, важнейших научно-технических проблем (далее программ метрологического обеспечения).

 

 

 

 

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1.1. Программы метрологического обеспечения разрабатывают с целью внедрения в практику применения новых правовых норм, установленных Законом "Российской Федерации" Об обеспечении единства измерений", а также обеспечения единства и требуемой точности измерений при проведении сертификационных испытаний продукции, при контроле за состоянием окружающей природной среды и контроле условий труда, обеспечения конкурентоспособности продукции и прибыльности ее изготовления на предприятиях раз личных отраслей народного хозяйства акционерных обществ, концернов, объединений
(далее предприятий и организаций), независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

1.2. В программах метрологического обеспечения предусматривается комплекс научно-технических мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам выполнения планируемых работ по метрологическому обеспечению (научно-исследовательских, проектно-конструкторских, строительно-монтажных), осуществление которых необходимо для решения научно-технических проблем по повышению технического уровня и эффективности производства, энергосбережения, при работах связанных с охраной здоровья граждан, при контроле за состоянием окружающей среды и т.п. 
Содержание заданий программ метрологического обеспечения зависит от направленности решения задач метрологического обеспечения отдельной научно-технической проблемы, а также производства отдельного вида продукции,

1.3. Программы метрологического обеспечения являются предплановым документом и реализуются через текущие планы НИР и ОКР предприятий и организаций.
По мере выполнения программы актуализируются: могут дополняться новыми работами из них могут исключаться задания, продолжение работ по которым в рамках программ признано нецелесообразным.

1.4. Решение о необходимости разработки программ метрологического обеспечения принимается федеральным органом исполнительной власти или руководителем акционерного общества, концерна, объединения, предприятия и организации. К работе по разработке
программ могут привлекаться представители других организаций и основных потребителей продукции, 

1.5. Программы метрологического обеспечения разрабатываются на весь период, необходимый для достижения поставленных конечных целей с выделением этапов и показателей на планируемый год

1.6. Финансирование разработки и реализации программ метрологического обеспечения отраслей народного хозяйства по решению федеральных органов исполнительной власти может осуществляться из средств федерального бюджета и централизованных фондов министерств и ведомств.
Финансирование работ по программам метрологического обеспечения акционерных обществ, концернов, предприятий осуществляется за счет собственных и привлеченных средств предприятий,

1.7. Программы метрологического обеспечения должны быть связаны с федеральными и иными государственными программами (научно-техническими, инновационными, социальными, экологическими), а также с региональными программами.

2. ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММ


2.1. Разработка программ метрологического обеспечения осуществляется на основе обобщения результатов анализа состояния измерений, контроля и испытаний на предприятии, в организации, объединении. 

2.2. Анализ состояния измерений, контроля и испытаний на предприятиях и в организациях можно проводить по методике, изложенной в Рекомендации МИ 2240-92 или другим документам, разработанным на ее Основе,

2.3. Программы метрологического обеспечения должны, как правило, включать разделы, предусматривающие:
создание и внедрение новых средств измерений, испытаний и контроля, в том числе специальных средств измерений и контроля, автоматизированного контрольно-измерительного оборудования, в том числе встроенного технологическое оборудование, необходимых для создания и внедрения новой техники и технологии, контроля и автоматизации технологических процессов, интенсификации автоматизированных систем у правления технологическими процессами, контроля качества продукции и ее испытаний, в т.ч. сертификационных, а также входного контроля сырья, материалов, комплектующих изделий, применяемых в производстве конечной продукции (раздел O1 программы);
проведение научно-исследовательских работ по разработке, пересмотру, унификации и аттестации методик измерений и испытаний основных параметров технологических процессов, сырья, материалов, полуфабрикатов и конечной продукции, в том числе методик химико-аналитического, металлографического, неразрушающего контроля и методик, применяющихся при сертификационных испытаниях продукции (раздел 02 программы);
разработку и пересмотр (в случае необходимости) НД на методы испытаний и методики измерений, испытаний и контроля качества конечной продукций, сырья, материалов, комплектующих изделий с целью введения прогрессивных методов и средств, обеспечивающих требуемую точность результатов измерений, контроля и испытаний, в том числе стандартизацию методик по результатам их аттестации (раздел 03 программы);
разработку, организацию изготовления и внедрения недостающих эталонов, высокопроизводительных средств калибровки, стандартных образцов состава и свойств вещества материалов, необходимых для градуировки и калибровки средств измерений, контрольных испытаний, для аттестации применяемых методик выполнения измерений, контроля, испытаний, а также для метрологического обеспечения испытаний продукции, подлежащей обязательной сертификации (раздел 04 программы); 
освоение новых видов работ по калибровке средств измерений, расширение объема работ по ремонту средств измерений, оснащение необходимыми эталонами (раздел 05 программы);
выполнение научно-исследовательских работ по разработке новых методов измерений, контроля, испытаний (раздел 06 программы);
выполнение научно-исследовательских работ, разработку организационно-технических мероприятий, направленных на совершенствование организации и повышение эффективности деятельности метрологической службы предприятий (раздел 07 программы), в том числе:
-разработку нормативных документов в области метрологического обеспечения, направленных на внедрение в практику основных положений Закона РФ "Об обеспечении единства измерений";
-разработку и внедрение методик калибровки средств измерений;
-мероприятий по организации поверки средств измерений, применяемых в сфере распространения государственного метрологического контроля и надзора и не обеспеченных поверкой;
-обеспечение потребностей отрасти в стандартных справочных данных о свойствах веществ и материалов;
-мероприятия по подготовке к аккредитации метрологических служб на техническую компетентность, аккредитации испытательных и аналитических лабораторий (центров):
-мероприятия по метрологическому обеспечению сертификации продукции и услуг в целях взаимного признания результатов измерений (испытаний, контроля анализов) в т.ч. на международном уровне.

2.4. В программу, включают не все разделы, а лишь необходимые по результатам анализа состояния измерений, контроля и испытаний в отрасли или на предприятии, в организации. 
По решению разработчиков программы в ней могут быть представлены и другие разделы, содержащие задания на выполнение работ и мероприятия по метрологическому обеспечению отрасли, предприятий, организаций, научно-технической проблемы

2.5. Разделы 01-07 программы разрабатывают по форме, приведенной в приложении 1.

2.6 В каждом из разделов и заданий программы указывают ответственные предприятия и организации - исполнители работ, предприятия и организации - заказчики, сроки исполнения работ, предполагаемые источники финансирования, общий объем затрат, ассигнования на предстоящий год, в т.ч. капвложения.

2.7. К программе метрологического обеспечения должна быть приложена пояснительная записка.
В пояснительной записке указывается; цель разработки программы; научно-техническое обоснование программы в виде краткого изложения результатов анализа и предложений по совершенствованию метрологического обеспечения, отмечают новизну предлагаемых в программе научных и технических решений; предполагаемые этапы и сроки практического применения ожидаемых результатов на предприятиях отрасли.


3.ПОРЯДОК СОГЛАСОВАНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ ПРОГРАММ


3.1. Федеральные органы исполнительной власти или предприятия (организации) -разработчики программы метрологического обеспечения, обеспечивают согласование программы с исполнителями заданий.

3.2. В процессе согласования предприятия, организации - исполнители и Заказчики заданий программы уточняют их содержание, сроки выполнения, состав организаций и предприятий - исполнителей работ, а также их стоимость и источник финансирования.
При согласовании проекта программы исполнитель заданий представляет (по просьбе заказчика) смету расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по каждому заданию.

3.3. По решению заказчика после согласования проект программы метрологического обеспечения направляется на экспертизу во Всероссийский научно-исследовательский институт метрологической службы (ВНИИМС) или другой метрологический институт Госстандарта России (по закрепленным за ними метрологическим службам федеральных органов исполнительной власти).
Экспертиза выполняется на договорной основе. В экспертном заключении метрологический институт дает оценку актуальности заданий, проводит анализ важнейших научно-технических проблем по повышению технического уровня производства, реализация которых будет обеспечена в соответствии с программой.
В выводах дается заключение о соответствии содержания программы поставленной цели, актуальности задач, народно-хозяйственной эффективности реализации программы, увязке ее с государственными научно-техническими и федеральными инновационными программами и на этом основании формулируется один из следующих выводов:
-проект программы может быть одобрен и рекомендован к представлению на утверждение в установленном порядке; 
- проект программы подлежит доработке с учетом замечаний и предложений, указанных в данном заключении.
Экспертное заключение института, подписанное его руководителем и специалистами экспертами, готовится в четырех экземплярах.

3.4. После проведения экспертизы институт-эксперт возвращает подлинник программы и все приложенные к ней материалы, а также первый экземпляр экспертного заключения разработчику программы.
Второй экземпляр экспертного заключения направляют в Госстандарт России, Если экспертизу проекта программы проводил метрологический институт (по специализации),
третий экземпляр с приложением программы и пояснительной записки направляют во ВНИИМС.
Четвертый экземпляр экспертного заключения и копия программы остаются в институте-эксперте,

3.5. Программы метрологического обеспечения отраслей народного хозяйства утверждаются руководителями федеральных органов исполнительной власти (заказчиками разработки программ) по согласованию с Госстандартом России.

3.6. Программы метрологического обеспечения акционерных обществ, концернов, объединений, предприятий утверждаются их руководителями.


4. КОНТРОЛЬ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ПРОГРАММ МЕТРОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ


4.1. Контроль за выполнением утвержденных программ осуществляют Федеральные органы исполнительной власти или другие Заказчики разработки программ.

4.2. О вносимых в программу изменениях В ходе ее реализации Заказчик программы извещает все заинтересованные организации и предприятия.

4.3. Состояние выполнения заданий программы систематически в течение всего запланированного периода реализации рассматривают на заседаниях научно-технических комиссий (или на заседаниях коллегий) федеральных органов исполнительной власти, руководящих органов предприятий и организаций с участием представителей предприятий (объединений), организаций-исполнителей заданий, в порядке контроля за ходом выполнения и в целях своевременного принятия мер для обеспечения эффективного внедрения результатов работ, выполняемых по программам. По решению Федерального органа исполнительной власти и Госстандарта России состояние выполнения заданий программ может рассматриваться на заседаниях научно-технических комиссий Госстандарта России (или на совместных заседаниях коллегий).

 

 

 

Приложение 1
ФОРМА


для разработки разделов программы метрологического обеспечения

Раздел № __________________________________________________
(наименование раздела)

 

 

Шифр

задания

Наименование заданий

Исполни-

тели

Сроки выполнения, Заказчик, финансирующая организация

Сметная стоимость, в т.ч.

Экономическая эффективность. Народнохозяйственное значение. Ожидаемые результаты

Всего

НИОКР

Капитальные вложения

1

2

3

4

5

6

7

8