ЗАО "Компания Трансгидромеханизация"

 

СОГЛАСОВАНО:

Председатель профкома

ЗАО "Компания Трансгидромеханизация"

Л.И. Хабарова (протокол № 4 от 20-07-2004 г.)

УТВЕРЖДЕНО:

Президент

ЗАО "Компания Трансгидромеханизация"

Н.И. Леванов 21-07-2004 г.

 

 

ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

для слесарей по ремонту агрегатов

 

И-3-12-2004

 

 

Разработаны Федеральным государственным учреждением "Центр охраны труда в строительстве" Госстроя России (ФГУ ЦОТС Госстроя России) и Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский институт транспортного строительства" (ОАО ЦНИИС).

 

Исполнители Алексеев В.А., Ефремов А.Н., Ефремов Н.А., Зверев А.Г.

 

 

Введение

 

В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации работодатели обязаны обеспечить разработку и утверждение, с учетом мнения выборного профсоюзного или иного уполномоченного работниками органа, инструкций по охране труда для работников, а работники обязаны соблюдать требования этих инструкций.

Указанные инструкции следует разрабатывать на основе межотраслевых и отраслевых типовых инструкций по охране труда, которые разрабатываются и утверждаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2000 г. № 399 "О нормативных правовых актах, содержащих государственные требования охраны труда".

Инструкции разработаны на основе Отраслевых типовых инструкций по охране труда, содержащихся в СП 12-135-2003, утвержденного постановлением Госстроя России от 08.01.2003 № 2, зарегистрированного Минюстом России 25.03.2003 № 4321, с учетом Рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда, утвержденных постановлением Минтруда России от 17 декабря 2002 г. № 80.

Инструкции предназначены для применения в качестве локальных нормативных актов в организациях ЗАО "Компания Трансгидромеханизация". В соответствии с нормами Трудового кодекса Российской Федерации работники рабочих профессий этой организации должны выполнять требования соответствующих инструкций по охране труда. Инструкции по охране труда должны храниться у руководителя подразделения, а их копии выдаваться под роспись работникам для изучения. Учет инструкций по охране труда в организации осуществляется службой охраны труда.

 

Настоящая инструкция по охране труда разработана на основе требований законодательных и нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, указанных в приложении 1, а также с учетом требований Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте, утвержденных постановлением Минтруда РФ от 12 мая 2003 г. № 28 (ПОТ РМ-027-2003) и Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (напольный безрельсовый колесный транспорт) (ПОТ РМ-008-99) и предназначена для слесарей по ремонту агрегатов (далее слесарей) при выполнении ими работ согласно профессии и квалификации.

 

Общие требования безопасности

 

1 Работники, прошедшие соответствующую подготовку, имеющие профессиональные навыки для работы слесарями перед допуском к самостоятельной работе должны пройти:

обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования) для признания годными к выполнению работ в порядке, установленном Минздравом России;

обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда.

2 Слесари обязаны соблюдать требования безопасности труда для обеспечения защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов, связанных с характером работы:

движущиеся машины и механизмы, подвижные части производственного оборудования;

передвигающиеся изделия, заготовки, материалы;

острые кромки, заусенцы и шероховатости на поверхности конструкций и оборудования;

расположение рабочих мест вблизи перепада по высоте 1,3 м и более;

повышенная запыленность воздуха рабочей зоны;

недостаточная или повышенная освещенность рабочей зоны (места);

повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования;

повышенный уровень шума на рабочем месте.

3 Для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий слесари обязаны использовать предоставляемую работодателями бесплатно спецодежду по основной профессии. В случае выполнения работ только в качестве слесаря им предоставляются костюм вискозно-лавсановый и рукавицы комбинированные; при работе с этилированным бензином дополнительно: фартук прорезиненный и перчатки резиновые; на наружных работах зимой дополнительно: куртка на утепляющей прокладке и брюки на утепляющей прокладке.

При нахождении на территории стройплощадки слесари должны носить защитные каски. При работе со сварщиком использовать очки с защитными светофильтрами, а при работе на заточном станке и в смотровой яме - защитные очки.

4 Находясь на территории производственной площадки, в производственных и бытовых помещениях, участках работ и рабочих местах, слесари обязаны выполнять правила внутреннего распорядка, принятые в данной организации.

Допуск посторонних лиц, а также работников в нетрезвом состоянии на указанные места запрещается.

5 В процессе повседневной деятельности слесари должны:

применять в процессе работы средства малой механизации по назначению, в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей;

поддерживать порядок на рабочих местах, не допускать нарушений правил складирования материалов;

осуществлять контроль состояния безопасности труда.

6 Слесари обязаны немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении своего здоровья, в том числе о появлении острого профессионального заболевания (отравления).

 

Требования безопасности перед началом работы

 

7 Перед началом работы слесари обязаны:

а) надеть каску, спецодежду, застегнуть обшлага рукавов, заправить одежду так, чтобы не было развевающихся концов; надеть плотно облегающий головной убор и подобрать под него волосы. При ремонте автомобилей, работающих на этилированном бензине, необходимо надеть резиновые сапоги, нарукавники, резиновые перчатки и соответствующую одежду;

б) предъявить руководителю удостоверение о проверке знаний безопасных методов работы;

в) получить задание на выполнение работы у бригадира или руководителя и пройти инструктаж на рабочем месте с учетом специфики выполняемых работ.

8 После получения задания у бригадира или руководителя работ слесари обязаны:

а) подготовить необходимые средства индивидуальной защиты и проверить их исправность;

б) проверить рабочее место и подходы к нему и на соответствие требованиям безопасности, убрать все мешающие в работе предметы. Убедиться в том, что рабочее место достаточно освещено и свет не слепит глаза;

в) подобрать инструмент, оборудование и технологическую оснастку, необходимые при выполнении работы, расположить их в удобном и безопасном для пользования порядке, проверить их исправность и соответствие требованиям безопасности;

г) проверить наличие и исправность защитных ограждений и приспособлений;

д) надежность крепления заземляющих проводов.

9 Слесари не должны приступать к выполнению работ при следующих нарушениях требований безопасности:

а) неисправностях технологической оснастки, средств защиты работающих и инструмента (гаечных ключей, слесарных молотков, кувалд, зубил, керн и т.д.), указанных в инструкциях заводов-изготовителей по их эксплуатации, при которых не допускается их применение;

б) несвоевременном проведении очередных испытаний (технического осмотра) технологической, оснастки, инструмента и приспособлений;

в) несвоевременном проведении очередных испытаний или истечении срока эксплуатации средств защиты работающих, установленного заводом-изготовителем;

г) неустойчивом положении узлов, агрегатов строительной техники;

д) нахождении вблизи электрических проводов и электроустановок, находящихся под напряжением;

е) недостаточной освещенности или загроможденности рабочих мест и подходов к ним;

ж) отсутствии средств пожаротушения.

Обнаруженные нарушения требований безопасности должны быть устранены собственными силами до начала работ, а при невозможности сделать это слесари обязаны сообщить о них бригадиру или руководителю работ.

 

Требования безопасности во время работы

 

10 В процессе работы слесари обязаны соблюдать следующие требования:

а) при ремонте поставить автомобиль на козелки и убедиться, что надежно установлен;

б) при ремонте или техническом обслуживании автомобиля повесить на рулевое колесо или рычаги машины табличку "Двигатель не запускать - работают люди!"

При обслуживании автомобиля на подъемнике (гидравлическом, электромеханическом) на механизме управления повесить табличку с надписью: "Не трогать! Работают люди". В рабочем (поднятом) положении плунжер подъемника фиксировать упором (штангой), исключающим возможность самопроизвольного опускания подъемника;

в) выполнять работы по ремонту или техническому обслуживанию автомобилей или дорожно-строительных машин при неработающем двигателе, за исключением работ по регулировке карбюратора, проверке электрооборудования и тормозной системы;

г) не работать под автомобилем, находящемся на наклонной плоскости. В случае крайней необходимости принять меры, обеспечивающие безопасность работы: затормозить автомобиль и включить низшую передачу, подложить надежные подкладки под колеса, ключ от замка-зажигания убрать, а кабину закрыть;

д) залезать под машину и вылезать из-под нее следует со стороны, противоположной проезду, а находясь под машиной, следует размещаться между колесами или гусеницами вдоль машины;

е) до начала производства сварочных работ слить бензин, дизельное топливо и масло, а бензобаки закрыть асбестовыми чехлами;

ж) разборку и сборку агрегатов выполнять в стационарных или передвижных мастерских только на специальных стендах, оснащенных устройствами закрепления;

з) не производить работы на отдельных узлах машин, поднятых грузоподъемным механизмом;

и) опустить на опоры или заблокировать сборочные единицы машин, агрегатов, которые могут перемещаться под действием собственной массы, а также подложить под гусеницы и колеса машин противооткатные упоры (башмаки);

к) не хранить на рабочем месте легковоспламеняющиеся жидкости и обтирочный материал.

11 При работе гаечными ключами слесарю необходимо подбирать их соответственно размерам гаек, правильно накладывать ключ на гайку. Нельзя поджимать гайку рывком.

12 На разборочно-сборочных работах необходимо применять исправные съемники, гайковерты и ключи. Отвертывать гайки при помощи зубила и молотка не разрешается. Трудно отвертываемые гайки смочить керосином, а после отвернуть ключом.

13 При работе зубилом или другим рубящим инструментом необходимо пользоваться защитными очками для предохранения глаз от поражения металлическими частицами, а также надевать на зубило защитную шайбу для защиты рук.

14 Запрессовку и выпрессовку деталей с тугой посадкой следует выполнять прессами, винтовыми и гидравлическими съемниками. Прессы должны быть укомплектованы набором оправок для различных выпрессовываемых или напрессовываемых деталей. Применение случайных предметов запрещается. В отдельных случаях можно применять выколотки и молотки с наконечниками и оправками из мягкого металла.

15 Перед ремонтом днища кузова автомобиля слесарь должен надежно укрепить кузов на поворотном стенде, слить топливо из топливных баков и воду из системы охлаждения, плотно закрыть маслозаливочную горловину двигателя и снять аккумуляторную батарею.

16 Замену рессор слесарь должен производить только после их разгрузки и установки специальных подставок под раму автомобиля. Проверку совпадения отверстия ушка рессоры и серьги производить только с помощью бородка или оправки (не пальцем).

17 Если вблизи рабочего места производятся электросварочные работы, установить щит (ширму) для защиты глаз и лица от действия ультрафиолетовых лучей или надеть специальные защитные очки.

18 Если ремонтные работы производятся вблизи электрических проводов и электроустановок, выключить подачу тока на время работы.

19 Подготовить подстилку для работы под автомобилем (лежаки или специальные тележки). Работать на полу (земле) не разрешается.

20 Приступая к ремонту автомобиля, убедиться, что бензобаки и бензопроводы освобождены от остатков бензина.

При производстве сварочных работ бензобаки необходимо закрывать асбестовыми чехлами.

21 Если необходимо пользоваться переносной электролампой, проверить, есть ли на лампе защитная сетка, исправны ли шнур и изоляционная резиновая труба. Напряжение переносных электроламп допускается не выше 12 В, а для местного освещения не должно превышать 42 В.

22 Перед работой с грузоподъемными приспособлениями (талями) проверить их исправность и убедиться в надежности тормоза, строп и цепи поднять груз на небольшую высоту. Укреплять тали только после разрешения механика или бригадира.

23 Перед тем, как начать работу по ремонту автомобиля, установленного на осмотровой канаве, нужно проверить правильность установки колес по отношению направляющих.

24 Домкраты следует устанавливать на прочную и устойчивую деревянную подкладку. Высота подъема домкрата должна соответствовать необходимой высоте подъема машины и ее частей. После подъема машины домкратами следует подставлять козелки. Работать под машиной, поднятой только домкратом, но не установленной на козелки, запрещается.

25 При выполнении работ (даже кратковременных) на автомобиле самосвале с поднятым кузовом предварительно укрепить его упорной штангой. При замене подъемного механизма установить второй металлический упор. Использовать вместо упора различные случайные подставки или подкладки запрещается.

26 Слив масла и воды из агрегатов машины необходимо производить только в специальную тару. Случайно пролитое на пол масло или оброненный солидол следует немедленно засыпать опилками или сухим песком и собрать в специально отведенное место.

27 При необходимости ручного вращения коленчатого или карданного валов слесари должны проверить, выключены ли зажигание и подача топлива (для дизельных машин), поставить рычаг переключения передач в нейтральное положение, освободить стояночный тормоз. После окончания работ следует затянуть рычаг тормозной системы и включить первую передачу.

28 Разборку и сборку колес следует производить на стенде или ровной чистой площадке. Устанавливать автомобиль на колесных дисках, деревянных колодках, кирпичах и других случайных предметах не разрешается.

Накачивать шины колес следует только при наличии ограждения или страхующего устройства. Осаживать стопорное кольцо молотком или кувалдой запрещается.

29 При ремонте и обслуживании дорожно-строительных машин с высокой платформой слесари должны пользоваться специальными лестницами-стремянками со ступенями шириной не менее 300 мм. Применять приставные лестницы не допускается.

30 При ремонте дорожно-строительных машин следует снимать, транспортировать и устанавливать двигатель, коробку передач, задний и передний мосты, кузов и раму с помощью подъемно-транспортных механизмов, оборудованных инвентарными захватными приспособлениями, гарантирующими безопасное выполнение работ. Поднимать автомобиль за буксирные крышки не разрешается.

31 Проверять совпадение отверстий в соединениях агрегатов, узлов и деталей разрешается при помощи конусной оправки, а не пальцем.

32 Производить осмотр и ремонт машин в осмотровой яме следует в защитных очках.

33 При уборки стружки и пыли с верстака или деталей необходимо пользоваться волосяной щеткой и защитными очками. Запрещается сдувать сжатым воздухом металлическую стружку (опилки) или убирать стружку незащищенными руками.

34 При осмотре машин в стационарных помещениях следует пользоваться переносной электролампой напряжением не выше 42 В, а при повышенной влажности или на открытом воздухе - не выше 12 В. Пользоваться открытым огнем при осмотре машин не разрешается.

35 При работе с электросварщиком следует пользоваться очками с защитными светофильтрами.

36 При применении грузоподъемных механизмов к строповке агрегатов и деталей допускаются слесари, имеющие удостоверение стропальщика.

37 Слесари, работающие с ручными электрическими машинами, должны иметь I группу по электробезопасности и II группу при работе ручными электрическими машинами класса 1 в помещениях с повышенной опасностью.

38 Использованный обтирочный материал следует собирать в специально установленные металлические ящики с крышками.

39 В процессе работы слесарям запрещается:

прикасаться к электрооборудованию, клеммам и электропроводам, арматуре общего освещения и открывать дверцы электрошкафов;

включать и останавливать (кроме аварийных случаев) машины, станки и механизмы, работа на которых не поручена администрацией;

стоять или проходить под поднятым грузом или вблизи него;

ездить на подножках и крыльях автомобиля.

Опробование работы автомобиля после ремонта и регулировки разрешается только лицам, имеющим право управления автомобилем.

 

Требования безопасности в аварийных ситуациях

 

40 При потере устойчивости узлов и агрегатов дорожно-строительных машин во время ремонтных работ их следует прекратить и сообщить о случившемся бригадиру или руководителю работ. После этого слесари должны принять участие в предотвращении произвольного перемещения частей машин.

41 В случае возникновения загорания необходимо работу прекратить, принять участие в тушении пожара (огнетушителями, асбестовыми покрывалами, песком или сильной струей воды), а при невозможности ликвидировать загорание следует вызвать пожарную охрану.

42 В случае обнаружения неисправностей в электропроводке или электрооборудовании, остановить работу, вызвать электромонтера.

Устранять эти неисправности самому не разрешается.

 

Требования безопасности после окончания работы

 

43 По окончании работы слесари обязаны:

а) привести в порядок рабочее место, инструменты и приспособления протереть и сложить на отведенное для них место;

б) если автомобиль остается на специальных подставках, проверить надежность его установки. Оставлять автомобиль, поднятый домкратом, запрещается;

в) отключить от сети применяемые в работе электроинструмент, станки и механизмы;

г) сообщить бригадиру или механику обо всех нарушениях и неполадках, которые были выявлены в процессе работы;

д) снять спецодежду и повесить ее в специально предназначенный для этой цели шкафчик;

е) вымыть руки и лицо теплой водой с мылом. После работы с этилированным бензином обязательно принять теплый душ и прополоскать рот.

 

 

Приложение 1

 

ПЕРЕЧЕНЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ И ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ

АКТОВ, ТРЕБОВАНИЯ КОТОРЫХ УЧТЕНЫ ПРИ РАЗРАБОТКЕ

ИНСТРУКЦИЙ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

 

1. Трудовой кодекс Российской Федерации. Федеральный закон Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, часть 1, ст. 3);

2. Федеральный закон Российской Федерации от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 29, ст. 3702);

3. Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет. Утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000 г. № 163 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 10, ст. 1131);

4. Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин. Утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000 г. № 162 (Собрание законодательства Российской федерации, 2000, № 10, ст. 1131);

5. Постановление Правительства Российской федерации от 23 мая 2000 г. № 399 "О нормативных правовых актах, содержащих государственные требования охраны труда" (Собрание законодательства Российской федерации, 2000, № 22, ст. 2314);

6. Правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты. Утверждены постановлением Минтруда России от 18.11.98 г. № 51. Зарегистрированы Минюстом России 6 февраля 1999 г. № 1700 (Бюллетень Минтруда России, 1999, № 2);

7. О проведении предварительных и периодических осмотров работников. Приказ Минздрава России от 10.11.96 г. № 405, зарегистрирован Минюстом России 31 декабря 1996 г. № 1224;

8. Постановление Минтруда Российской федерации от 17 декабря 2002 г. № 80 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда". В государственной регистрации не нуждаются (письмо Минюста России от 8 апреля 2003 г. № 07/3351-ЮД;

9. СНиП 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования". Утверждены постановлением Госстроя России от 23.07.01 № 80. Зарегистрированы Минюстом России 9.08.01 г. № 2862.

10. СНиП 12-04-2002 "Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство". Утверждены постановлением Госстроя России от 17.09.02 № 123. Зарегистрированы Минюстом России 18.10.02, № 3880.

11. ППБ 01-03 "Правила пожарной безопасности в Российской Федерации". Утверждены Приказом МЧС России 18 июня 2003 г. № 313. Зарегистрированы Минюстом России 27 июня 2003 г. № 4838.

12. СанПиН 2.2.3.1384-03 "Гигиенические требования к организации строительного производства и строительных работ". Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 11.06.2003 № 141. Зарегистрированы в Минюсте России 18.06.2003 № 4714.