ЗАО "Компания Трансгидромеханизация"

 

СОГЛАСОВАНО:

Председатель профкома

ЗАО "Компания Трансгидромеханизация"

Л.И. Хабарова (протокол № 4 от 20-07-2004 г.)

УТВЕРЖДЕНО:

Президент

ЗАО "Компания Трансгидромеханизация"

Н.И. Леванов 21-07-2004 г.

 

 

ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

для водителей вездеходов

 

И-3-1-2004

 

 

Разработаны Федеральным государственным учреждением "Центр охраны труда в строительстве" Госстроя России (ФГУ ЦОТС Госстроя России) и Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский институт транспортного строительства" (ОАО ЦНИИС).

 

Исполнители Алексеев В.А., Ефремов А.Н., Ефремов Н.А., Зверев А.Г.

 

 

Введение

 

В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации работодатели обязаны обеспечить разработку и утверждение, с учетом мнения выборного профсоюзного или иного уполномоченного работниками органа, инструкций по охране труда для работников, а работники обязаны соблюдать требования этих инструкций.

Указанные инструкции следует разрабатывать на основе межотраслевых и отраслевых типовых инструкций по охране труда, которые разрабатываются и утверждаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2000 г. № 399 "О нормативных правовых актах, содержащих государственные требования охраны труда".

Инструкции разработаны на основе Отраслевых типовых инструкций по охране труда, содержащихся в СП 12-135-2003, утвержденного постановлением Госстроя России от 08.01.2003 № 2, зарегистрированного Минюстом России 25.03.2003 № 4321, с учетом Рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда, утвержденных постановлением Минтруда России от 17 декабря 2002 г. № 80.

Инструкции предназначены для применения в качестве локальных нормативных актов в организациях ЗАО "Компания Трансгидромеханизация". В соответствии с нормами Трудового кодекса Российской Федерации работники рабочих профессий этой организации должны выполнять требования соответствующих инструкций по охране труда. Инструкции по охране труда должны храниться у руководителя подразделения, а их копии выдаваться под роспись работникам для изучения. Учет инструкций по охране труда в организации осуществляется службой охраны труда.

 

Настоящая инструкция по охране труда разработана на основе требований законодательных и нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, указанных в приложении 1, а также с учетом требований Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте, утвержденных постановлением Минтруда РФ от 12 мая 2003 г. № 28 (ПОТ РМ-027-2003) и предназначена для водителей вездеходов (далее водителей) при выполнении ими работ согласно профессии и квалификации.

 

Общие требования безопасности

 

1 Работники не моложе 18 лет, прошедшие соответствующую подготовку, имеющие удостоверение на право вождения машин-вездеходов, а также удостоверение водителя, выданное Госавтоинспекцией, не имеющие противопоказаний по полу при выполнении отдельных работ перед допуском к самостоятельной работе должны пройти:

обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования) для признания годными к выполнению работ в порядке, установленном Минздравом России;

обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда, с присвоением I группы по электробезопасности.

2 Водители обязаны соблюдать требования безопасности труда для обеспечения защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов, связанных с характером работы:

движущиеся машины, механизмы и их подвижные части;

повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;

повышенный уровень шума и вибрации на рабочем месте;

эмоциональные перегрузки.

3 Для защиты от механических воздействий и загрязнений водители обязаны использовать предоставляемыми работодателями бесплатно комбинезон хлопчатобумажный, рукавицы комбинированные двупалые, костюмы на утепляющей прокладке и валенки для зимнего периода.

4 Находясь на территории строительной (производственной) площадки, в производственных и бытовых помещениях, участках работ и рабочих местах водители обязаны выполнять правила внутреннего трудового распорядка, принятые в данной организации.

Допуск посторонних лиц, а также работников в нетрезвом состоянии на указанные места запрещается.

5 В процессе повседневной деятельности водители должны:

применять в процессе работы машины и механизмы по назначению, в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей;

поддерживать порядок на рабочих местах, очищать их от мусора, снега, наледи, не допускать нарушений правил складирования материалов и конструкций;

быть внимательным во время работы и не допускать нарушений требований безопасности труда.

6 Водители обязаны немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя работ о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о появлении острого профессионального заболевания (отравления).

 

Требования безопасности перед началом работы

 

7 Перед началом работы водители обязаны:

а) получить задание на выполнение работ и путевой лист, проверить правильность его заполнения;

б) пройти инструктаж по специфике предстоящих работ и предрейсовый медицинский осмотр;

в) надеть спецодежду и спецобувь установленного образца.

8 После получения наряда-задания водители обязаны:

а) проверить наличие медицинской аптечки, огнетушителей и комплекта инструментов;

б) в целях обеспечения безопасной и бесперебойной работы на линии проверить техническое состояние вездехода, обратив внимание на исправность гусеничного тракта, тормозов, рулевого управления, болтов крепления карданного вала, исправность проводки, фар, стоп-сигнала, указателей поворотов, звукового сигнала, контрольно-измерительных приборов, зеркал заднего вида;

в) произвести ежесменное техническое обслуживание и заправку вездехода топливом, маслом, водой, антифризом (в холодное время года) и тормозной жидкостью, проверить уровень электролита в аккумуляторной батарее;

г) после заправки вездехода топливом и маслом вытереть насухо все части машины, испачканные нефтепродуктами.

Пролитые во время заправки горюче-смазочные материалы убрать с помощью ветоши, песка или опилок;

д) проверить работоспособность и исправность двигателя на холостом ходу, осветительных и контрольно-измерительных приборов, а также проверить на малом ходу работу тормозов и рулевого управления;

е) предъявить вездеход ответственному за выпуск технически исправных машин из гаража (механику) и получить отметку в путевом листе о технической исправности машины.

9 Водители не должны выезжать на линию при следующих нарушениях требований безопасности:

а) неисправностях механизмов и систем, при которых запрещается эксплуатация вездеходов;

б) несоответствии характеристик вездеходов характеристикам груза по объему, грузоподъемности, длине и другим параметрам;

в) отсутствии или неисправности шансового инструмента, огнетушителей.

Обнаруженные нарушения следует устранять собственными силами, а при невозможности сделать это водитель обязан сообщить о них лицу, ответственному за содержание автомобиля в исправном состоянии, а также лицу по надзору за безопасной эксплуатацией вездехода.

 

Требования безопасности во время работы

 

10 По прибытии на объект, указанный в путевом листе, водители обязаны:

а) явиться к руководителю работ, в распоряжение которого направлен, предъявить путевой лист и удостоверение о проверке знаний безопасных методов труда, получить производственное задание и пройти инструктаж на рабочем месте по специфике выполняемых работ;

б) ознакомиться с маршрутом движения и характером груза;

в) обратить внимание на несущую способность грунта (наличие болот и водных преград, а в холодное время года - снега и льда).

11 Во время работы водители вездехода обязаны:

а) выполнять маневрирование, только предварительно убедившись в безопасности маневра для окружающих пешеходов и в отсутствии помех для других транспортных средств;

б) перед подачей транспортного средства назад водитель должен убедиться в отсутствии людей и препятствий для движения. При ограниченной обзорности водитель должен прибегнуть к помощи сигнальщика, находящегося вне транспортного средства;

в) перед выходом из кабины вездехода выключить двигатель, включить стояночный тормоз и первую передачу, вынуть ключ из замка зажигания, а после выхода из кабины запереть дверцы;

г) убедиться в отсутствии движущихся транспортных средств в попутном и встречном направлениях прежде чем выйти из кабины на проезжую часть;

д) подавать вездеход при сцепке к прицепу на минимально возможной скорости;

е) осуществлять сцепку автопоезда в одиночку в исключительных случаях с соблюдением указанной последовательности операций: затормозить прицеп стояночным тормозом; проверить исправность буксирного устройства; подложить упоры под задние колеса прицепа; сцепить вездеход и прицеп; закрепить страховочный трос прицепа за поперечину рамы автомобиля; соединить разъемы гидравлической, пневматической и электрической систем автомобиля и прицепа;

ж) находясь на линии, периодически проверять исправное состояние прицепа и буксирного устройства.

12 Для заливки горячей воды при разогреве двигателя следует использовать специальные ведра с носиком в верхней части, создающим направленную струю. При разогреве двигателя при помощи пара или горячего воздуха шланг необходимо присоединить к горловине радиатора и надежно закрепить.

13 После использования калорифера для прогрева двигателя кабину вездехода следует проветрить для удаления продуктов сгорания.

14 При выполнении ремонтных работ водитель обязан выключить двигатель, затормозить машину стояночным тормозом и включить первую передачу.

15 При остановке на уклоне необходимо подложить под вездеход не менее чем два противооткатных упора.

16 Неисправности системы питания следует устранять только после охлаждения двигателя, а засорившиеся топливопроводы и жиклеры продувать с помощью насоса.

17 Перед подъемом вездехода домкратом следует удалить пассажиров из кабины, затормозить машину стояночным тормозом, выровнять площадку под домкрат и подложить под него широкую подкладку из древесины.

18 Водителям запрещается:

а) перевозить пассажиров в кузове необорудованного вездехода и без соответствующей записи в путевом (маршрутном) листе;

б) управлять вездеходом в нетрезвом состоянии;

в) использовать камеры для заливки горячей воды при подогреве двигателя;

г) применять для разогрева двигателя газовые горелки, не оборудованные сигнальными устройствами и устройствами, автоматически отключающими подачу газа при его утечке или погасании горелки;

д) пользоваться прямой передачей во время длительного спуска;

е) двигаться на крутом спуске с выключенным сцеплением или передачей;

ж) закреплять страховочный канат или цепь прицепа за крюк буксирного устройства;

з) отдыхать или спать в кабине вездехода с работающим двигателем;

и) допускать к ремонту транспортного средства посторонних лиц.

19 Запрещается выполнять работы по ремонту и обслуживанию вездехода во время погрузочно-разгрузочных работ и в случае установки машины в опасной зоне действующих грузоподъемных механизмов.

20 При производстве погрузочно-разгрузочных работ водитель обязан выйти из кабины вездехода и наблюдать за правильностью погрузки или разгрузки. Погрузку и разгрузку грузов, а также их крепление на машине следует осуществлять силами и средствами грузоотправителей, грузополучателей или специализированных организаций с соблюдением правил техники безопасности. Водитель обязан проверить соответствие укладки и надежность крепления груза на транспортном средстве, а в случае обнаружения нарушений в укладке и креплении груза - потребовать от грузоотправителя устранить их. Погрузка прицепа должна осуществляться с передней части, а разгрузка - с задней части во избежание его опрокидывания.

21 При загрузке кузова вездехода навалочным грузом он должен укладываться не выше борта кузова (стандартного и наращенного) и должен располагаться равномерно по всей площади пола.

Штучные грузы, возвышающиеся над бортами кузова, необходимо увязывать крепкими исправными канатами.

Если вездеход устанавливается для погрузки или разгрузки вблизи здания, то между зданием и задним бортом машины должен соблюдаться интервал не менее 1,5 м. Расстояние между вездеходом и штабелем груза должно быть не менее 1 м.

22 При движении по заболоченной местности необходимо:

а) предварительное обследование мест предполагаемого передвижения техники и разметки дороги;

б) обеспечения транспортного средства шанцевым инструментом (лопатой, пилой, топором) и буксировочным тросом;

в) передвижение по заболоченному участку при открытой двери на оптимальной передачи, до минимума снизив необходимость переключения скорости;

г) расстояние между машинами выдерживать не менее 10 м.

Запрещается передвижение вездеходов с людьми по горелому лесу или лесу с большим количеством сухостойных деревьев.

23 При эксплуатации вездехода в неблагоприятных атмосферных условиях водитель обязан:

а) во время тумана, сильного снегопада или дождя сбавить скорость, и не обгонять транспортные средства, движущиеся в попутном направлении;

б) трогаться с места на обледеневшей дороге на одной из низших передач при слабо открытой дроссельной заслонке;

в) при спуске с уклона торможение выполнять двигателем и притормаживать рабочим тормозом;

г) двигаться по льду рек, водоемов только в случае наличия разрешения службы безопасности движения и по специально оборудованным съездам и дорогам, обставленным вехами и имеющим указатели и дорожные знаки;

д) при остановке или стоянке транспортного средства в условиях недостаточной видимости включать габаритные или стояночные огни.

24 При движении вездехода по снежной целине следует по возможности выбирать возвышенные участки местности, на которых снежный покров менее глубокий. При движении колонной следует выдерживать дистанцию 30-40 м и двигаться по проложенной колее, не отклоняясь в сторону.

25 При преодолении крутых подъемов и спусков (от 10 градусов и более) необходимо:

а) осуществлять движение на первой и второй передачах, не допуская выключения главного фрикциона, переключения передач;

б) передвижение следует осуществлять перпендикулярно склону, избегая поворотов в сторону;

в) при движении колонной начинать движение следует только в том случае, когда впереди идущий вездехода преодолеет подъем или спуск.

26 При преодолении водных преград наплаву необходимо:

а) подготовит вездеход для передвижения на плаву согласно инструкции завода-изготовителя;

б) входить в воду передним ходом на малой скорости при закрытых жалюзи во избежании захлестывания воды в моторно-трансмиссионное отделение;

в) для обеспечения безопасности при переправе через водоемы необходимо водителю и пассажирам использовать спасательные жилеты.

Не разрешается использование плавающих вездеходов в качестве судоходных средств для перевозки людей и грузов на значительные расстояния.

 

Требования безопасности в аварийных ситуациях

 

27 При выходе из строя деталей или агрегатов движущегося вездехода необходимо отвести транспортное средство на обочину или на край проезжей части дороги, выключить двигатель, включить первую передачу и стояночный тормоз, подложить противооткатные упоры и установить на расстояние 15-30 м позади него знак аварийной остановки.

28 В случае возгорания топлива или перевозимого груза водитель должен погасить огонь при помощи огнетушителей, кошмы, брезента, песка и других подручных средств. При невозможности самостоятельной ликвидации пожара водитель должен вызвать пожарную охрану в установленном порядке и сообщить руководителю работ.

29 При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан:

а) без промедления остановиться и не трогать с места транспортное средство, а также другие предметы, имеющие отношение к происшествию;

б) сообщить о случившемся руководителю работ, записать фамилию и адреса очевидцев происшествия и ожидать прибытия работников ГИБДД;

в) если невозможно движение других транспортных средств, освободить проезжую часть, предварительно зафиксировав положение транспортного средства и относящихся к дорожно-транспортному происшествию предметов и следов.

 

Требования безопасности по окончании работы

 

30 По окончании работы водители обязаны:

а) сдать путевой лист и проверить вместе с механиком вездеход после возвращения с линии;

б) в случае необходимости оставить заявку на текущий ремонт с перечнем неисправностей, подлежащих устранению;

в) выключить двигатель;

г) при безгаражном хранении вездехода в зимнее время слить воду из радиатора и двигателя, затянуть рычаг стояночного тормоза;

д) закрыть кабину на замок;

е) сообщить руководителю работ или ответственному за содержание вездехода в исправном состоянии о всех неполадках, возникших во время работы.

 

 

Приложение 1

 

ПЕРЕЧЕНЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ И ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ

АКТОВ, ТРЕБОВАНИЯ КОТОРЫХ УЧТЕНЫ ПРИ РАЗРАБОТКЕ

ИНСТРУКЦИЙ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

 

1. Трудовой кодекс Российской Федерации. Федеральный закон Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, часть 1, ст. 3);

2. Федеральный закон Российской Федерации от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 29, ст. 3702);

3. Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет. Утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000 г. № 163 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 10, ст. 1131);

4. Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин. Утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000 г. № 162 (Собрание законодательства Российской федерации, 2000, № 10, ст. 1131);

5. Постановление Правительства Российской федерации от 23 мая 2000 г. № 399 "О нормативных правовых актах, содержащих государственные требования охраны труда" (Собрание законодательства Российской федерации, 2000, № 22, ст. 2314);

6. Правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты. Утверждены постановлением Минтруда России от 18.11.98 г. № 51. Зарегистрированы Минюстом России 6 февраля 1999 г. № 1700 (Бюллетень Минтруда России, 1999, № 2);

7. О проведении предварительных и периодических осмотров работников. Приказ Минздрава России от 10.11.96 г. № 405, зарегистрирован Минюстом России 31 декабря 1996 г. № 1224;

8. Постановление Минтруда Российской федерации от 17 декабря 2002 г. № 80 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда". В государственной регистрации не нуждаются (письмо Минюста России от 8 апреля 2003 г. № 07/3351-ЮД;

9. СНиП 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования". Утверждены постановлением Госстроя России от 23.07.01 № 80. Зарегистрированы Минюстом России 9.08.01 г. № 2862.

10. СНиП 12-04-2002 "Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство". Утверждены постановлением Госстроя России от 17.09.02 № 123. Зарегистрированы Минюстом России 18.10.02, № 3880.

11. ППБ 01-03 "Правила пожарной безопасности в Российской Федерации". Утверждены Приказом МЧС России 18 июня 2003 г. № 313. Зарегистрированы Минюстом России 27 июня 2003 г. № 4838.

12. СанПиН 2.2.3.1384-03 "Гигиенические требования к организации строительного производства и строительных работ". Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 11.06.2003 № 141. Зарегистрированы в Минюсте России 18.06.2003 № 4714.