Наименование организации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Инструкция №

по охране труда

при ремонте и техническом обслуживании электрооборудования автотранспорта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2002год

Согласовано:                                                                                                            Утверждаю:

Председатель профкома                                               Руководитель организации

___________2002 г.                                                                 ___________2002 г.

Протокол №

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Инструкция №

по охране труда  при  ремонте и техническом обслуживании электрооборудования автотранспорта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.                  Общие требования безопасности

 

1.1.  Настоящая инструкция предназначена для персонала, выполняющих ремонт и техническое обслуживание электрооборудования автотранспорта

1.2.  К самостоятельной работе на оборудовании допускаются лица не моложе 18 лет, имеющие удостоверение  и группу по электробезопасности не ниже 2,   прошедшие:

·      вводный инструктаж;

·      инструктаж по пожарной безопасности;

·      первичный инструктаж на рабочем месте;

·      обучение безопасным методам и приемам  труда  не  менее чем по 20 часовой программе

·      инструктаж  по  электробезопасности на рабочем месте.

·      Медицинский осмотр

·      повторный  инструктаж  по безопасности труда на рабочем месте не реже, чем через каждые три месяца;

·      внеплановый инструктаж:  при изменении технологического процесса или правил по охране труда,  замене или  модернизации производственного оборудования,  приспособлений и инструмента, изменении условий и организации труда, при нарушениях инструкций по охране труда, перерывах в работе более чем на 60 календарных дней (для работ,  к  которым  предъявляются  повышенные требования безопасности - 30 календарных дней);

·      диспансерный медицинский осмотр  согласно приказу Минздрава РФ № 90 от 14.03.96 г

1.2.Персонал по обслуживанию электрооборудования  автотранспорта  обязан:

·      соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, установленные на предприятии;

·      соблюдать требования настоящей инструкции, инструкции о мерах пожарной безопасности, инструкции по электробезопасности;

·      соблюдать требования к эксплуатации оборудования;

·      использовать  по  назначению и бережно относиться к выданным средствам индивидуальной защиты.

1.3.Персонал по обслуживанию электрооборудования автотранспорта должен:

·      уметь оказывать первую (доврачебную)  помощь пострадавшему при несчастном случае;

·      знать местоположение средств оказания доврачебной помощи, первичных  средств  пожаротушения,  главных  и  запасных выходов, путей эвакуации в случае аварии или пожара;

·      выполнять  только  порученную работу и не передавать ее другим без разрешения мастера или начальника цеха;

·      во время работы быть внимательным,  не отвлекаться и не отвлекать других,  не допускать на рабочее место лиц, не имеющих отношения к работе;

·      содержать рабочее место в чистоте и порядке.

1.4.Персонал по обслуживанию электрооборудования автотранспорта  должен знать  и соблюдать  правила личной гигиены. Принимать пищу, курить, отдыхать только в специально отведенных для этого помещениях и местах. Пить воду только из специально предназначенных для этого установок.

1.5.При обнаружении неисправностей оборудования, приспособлений, инструментов и других недостатках или опасностях  на рабочем месте немедленно сообщить мастеру или начальнику цеха. Приступить к работе можно только с их разрешения после устранения всех недостатков.

1.6.При обнаружении загорания или в случае пожара:

·      отключить оборудование;

·      сообщить в пожарную охрану и администрации;

·      приступить к тушению пожара имеющимися в цехе первичными средствами пожаротушения в соответствии  с  инструкцией  по пожарной безопасности.

     При угрозе жизни покинуть помещение.

1.8. При  несчастном  случае оказать пострадавшему первую (доврачебную) помощь, немедленно сообщить о случившемся мастеру или  начальнику цеха,  принять меры к сохранению обстановки происшествия (состояние оборудования),  если  это  не  создает опасности для окружающих.

1.9. За невыполнение требований безопасности,  изложенных в настоящей инструкции, рабочий несет ответственность согласно действующему законодательству.

1.10. Основными опасными и вредными производственными факторами являются:

·      движущиеся и вращающиеся детали и узлы автомашины;

·      острые кромки деталей;

·      выполнение работ вне помещения при неблагоприятных атмосферных явлениях (дождь, гроза)

·      отработанные газы в результате сгорания горюче-смазочных материалов;

 

1.11. В соответствии с "Нормами бесплатной выдачи  средств индивидуальной  защиты рабочим и служащим"  персоналу по ремонту электрооборудования автотранспорта  выдаются сроком  на  12 месяцев  костюм   хлопчатобумажный,  на 3 месяца рукавицы  комбинированные, перчатки диэлектрические,  на наружных работах зимой дополнительно: куртка хлопчатобумажная на утепляющей прокладке,  брюки хлопчатобумажные на утепляющей прокладке.

2.Требования безопасности перед началом работы

 

2.1. Убедиться в  исправности и надеть специальную одежду, застегнуть ее на все пуговицы,  волосы убрать под головной убор.

2.2. Проверить не  загромождены ли проходы и рабочее место посторонними предметами.  Убедиться в том,  что рабочее  место достаточно освещено и свет не будет слепить глаза.  Напряжение местного освещения не  должно  превышать  42В,  а  переносных электроламп 12В.

2.3. Проверить СИЗ, убедиться в их исправности. 

2.4. Проверить необходимый для работы инструмент и приспособления и убедиться в их исправности.  Неисправный инструмент и приспособления  с рабочего места убрать.  Переносить рабочий инструмент следует в специальной сумке или ящике.

2.5. Проверить электроинструмент

        -затяжку болтов, крепящих узлы и детали

        -исправность редуктора путем проворачивания рукой шпинделя (при отключенном двигателе)

        -состояние провода , целостность изоляции, отсутствие изломов жил.

        -наличие заземления.

        -работу на холостом ходу.

        -четкость работы выключателя.

        При ощущении хотя бы слабого действия тока электроинструмент отключить от сети и сдать в ремонт.

2.6. Соединение электроинструмента производите с помощью штепсельных соединений. При этом проверьте контакты принудительного и опережающего включений заземляющего провода  

3.Требования безопасности во время работы

 

3.1. Во избежание возникновения замыкания в системе электрооборудования машины при ее ремонте пользуйтесь электрической схемой, приведенной в техническом описании и инструкции по эксплуатации машины или оборудования .

3.2. Контрольно-регулировочные работы, выполняющиеся в помещении мастерской при работающем двигателе машины (проверка работы генератора, регулировка реле-регулятора)проводится на специальном посту, оборудованным отводом выхлопных газов из помещения в атмосферу. 

3.3. При снятии и установке стартера и щитка приборов предварительно отсоедините от аккумулятора провод, соединяющий с массой. 

3.4. .При работе и регулировке электрооборудования на машине во избежание короткого замыкания, пользуйтесь инструментом с изолированными ручками.

3.5. При работе вблизи крыльчатки вентилятора во избежание травмирования, снимите с нее приводной ремень.

3.6. При необходимости выполнения работ под машиной, установите ее в стороне   

3.7. Все работы  по  ремонту или техническому обслуживанию автомобиля выполнять при остановленном двигателе,  за исключением регулировки  карбюратора,  проверки электрооборудования и тормозной системы.

3.8. Домкрат при  подъеме  автомобиля ставить на прочную и устойчивую деревянную подкладку. Высота его подъема должна соответствовать необходимой  высоте подъема автомобиля и его узлов. Работать под автомобилем можно только после установки его на козелки.

3.9. Сливать масло и воду из  агрегатов  автомобиля  можно только в специальную тару.

3.10. При производстве  сварочных  работ  на  автомобиле  и вблизи его бензобаки закрыть  асбестовыми чехлами.

3.11. Кузов автомобиля-самосвала  предварительно   укрепить упорной штангой при выполнении работ с поднятым кузовом.

3.12. В целях безопасности  при  постановке  автомобиля  на пост технического  обслуживания или ремонт автомобиль затормозить с помощью стояночной тормозной системы и включить  первую передачу, выключить  зажигание,  под колеса подложить не менее двух специальных упоров (клиньев, башмаков).

3.13. Разборку и сборку  колес  производить на стенде или ровной чистой площадке.  Накачивать шины колес  в  предохранительном устройстве,  осаживать стопорное кольцо в это время молотком или кувалдой не допускается.

3.14. При работе с электротельфером следует выполнять инструкцию по охране труда  для лиц,  пользующихся  грузоподъемными машинами, управляемыми с пола и имеющие удостоверение.

3.15. При работе на сверлильном,  заточном  станках следует выполнять инструкции по охране труда для лиц, пользующихся этим оборудованием и имеющие удостоверение.

3.16. Пользоваться специальными зажимными приспособлениями при замене, разборке и сборке рессор.  Проверять  совпадение отверстий с помощью бородка или оправки.

3.17. Перед выполнением работ,  связанных с проворачиванием коленчатого и карданного валов, проверить выключены ли зажигание и подача топлива (для дизельных  автомобилей),   поставить рычаг переключения передач в нейтральное положение, освободить стояночную тормозную систему.  После окончания работ  затянуть рычаг стояночной тормозной системы и вновь включить первую передачу.

3.18. Находиться и  работать  под автомобилем,  висящем на тросе грузоподъемного механизма, не допускается.

3.19. При ремонте и техническом обслуживании автомобилей с высоким кузовом пользоваться  лестницами-стремянками со ступенями шириной не менее 150 мм.

3.20. Перед ремонтом автомобиля, установленного на осмотровой канаве необходимо:

·      проверить правильность расположения колес по отношению к направляющим;

·      поставить автомобиль на тормоза и подложить  под  колеса распорные подкладки;

·      убедиться в наличии свободного доступа в канаву, исправности напольной решетки в канаве.

3.21. Находясь в осмотровой канаве, осмотр и ремонт автомобиля производить в защитных очках.

3.22. Подтягивать ремень вентилятора,  проверять крепление водяного насоса  и подтягивать сальники только при остановленном двигателе.

3.23. При рубке, чеканке и подобных работах надевать защитные очки.

3.24. Стружку с верстака, оборудования и автомашины сметать щеткой. Сдувать пыль и стружку сжатым воздухом или убирать голыми руками не допускается.

3.25. Не допускать  разлива  горюче  смазочных  материалов (бензин, солярка, масло, солидол и т.п.). Сливать воду и масло только в специальную тару, не допуская их разлива на пол.

3.26. При регулировке работающего двигателя в помещении применять бесшланговый местный отсос или накидные шланги для отвода отработанных газов в атмосферу. В случае отсутствия указанных отсосов  работать  в  закрытом помещении с работающим двигателем не  разрешается.

3.27. При разборочно-сборочных работах автомобиля снимать, транспортировать и  устанавливать двигатель,  коробку передач, задний и передний мост,   кузов  и  раму  при  помощи  подъемно-транспортных механизмов,   оборудованных захватными приспособлениями, гарантирующих безопасное выполнение работ.  Поднимать автомобиль за буксирные крюки запрещается.

3.28. Снятые детали  следует  укладывать  на   специальные стеллажи. Длинные детали (полуоси, карданные валы и т.п.) укладывать горизонтально в отведенное  для них место.

3.29. При работе пневматическим инструментом необходимо:

·      работать только исправным инструментом,  клапаны  должны быть отрегулированы так, чтобы они легко открывались, при прекращении нажима на управляющую рукоятку быстро закрывались и не пропускали воздух в закрытом положении;

·      подсоединение шлангов к инструменту и разъединение их  с инструментом производить после выключения подачи воздуха. Перед присоединением к инструменту шланг тщательно продуть;

·      работать только в защитных очках;

·      пользоваться абразивными кругами,  полученными в инструментальной кладовой и специально предназначенные для пневмомашинки;

·      проверить крепление защитного кожуха на абразивном круге.

3.30. Переносная электролампа должна иметь защитную сетку, исправные изоляцию шнура и резиновую трубку.

3.31. При работе с электроинструментом необходимо:

·      пользоваться диэлектрическими  перчатками,  галошами или ковриками;

·      следить за  исправностью  изоляции,  электроинструмента, надежного крепления заземляющего провода и штепсельной вилки с заземляющим контактом;

·      при перерывах в работе выключить инструмент из  штепсельного соединения.

Включать электроинструмент в сеть только при наличии специального штепсельного соединения.

3.29. Во избежание травмирования  при  запуске  двигателя держать заводную ручку так,  чтобы все пальцы руки обхватывающие рукоятку были с одной стороны.

3.30. В период  обкатки двигателя  на стенде или автомобиле производить исправления и касаться вращающихся деталей двигателя можно только после полной его остановки.

3.31. При ремонте и техническом обслуживании двигателя  работающего на этилированном бензине соблюдать инструкцию по охране труда для лиц работающих с этилированным бензином.

3.32. Подходить к  открытому огню,  зажигать спички,  если руки и спецодежда смочены бензином, не разрешается.

3.33. При осмотре  автомобиля  не допускается пользоваться открытым огнем.

3.34. Хранить на  рабочем  месте  легковоспламеняемую жидкость и обтирочный промасленный материал не допускается.

3.35. Для перегонки автомобиля на стоянку и проверки тормозов на ходу вызвать дежурного или основного водителя автомобиля.

 

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

 

4.1. При потере устойчивости узлов и агрегатов автотранспорта во время ремонтных работ их следует прекратить и сообщить о случившемся бригадиру или руководителю работ. После этого слесари должны принять участие в предотвращении произвольного перемещения частей машин.

4.2. В случае возникновения загорания необходимо работу прекратить, принять участие в тушении пожара (огнетушителями, асбестовыми покрывалами, песком или сильной струей воды), а при невозможности ликвидации загорания следует вызвать пожарную охрану по телефону 01 и поставить в известность руководство.

 

5. Требования безопасности по окончании работы

 

4.1. Привести в  порядок  рабочее  место.  Инструмент   и приспособления протереть и сложить в отведенное для них место.

4.2. Проверить надежность установки автомобиля  на  козелках. Оставлять автомобиль, поднятый домкратом, не разрешается.

4.3. Сообщить бригадиру или мастеру о выполненной  работе, замеченных недостатках, которые были выявлены в процессе работы.

4.4. Снять и убрать специальную одежду в шкаф, вымыть руки и лицо с мылом, принять душ.  Применять  для мытья  химические вещества запрещается.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Инструкцию составил:

Руководитель подразделения

 

Согласовано:

Инженер по охране труда