Наименование организации
Инструкция №
по охране труда
при ремонте и техническом обслуживании электрооборудования автотранспорта
2002год
Согласовано: Утверждаю:
Председатель профкома Руководитель организации
___________2002 г. ___________2002 г.
Протокол №
Инструкция №
по охране труда при ремонте и техническом обслуживании электрооборудования автотранспорта.
1.1. Настоящая инструкция предназначена для персонала, выполняющих ремонт и техническое обслуживание электрооборудования автотранспорта
1.2. К самостоятельной работе на оборудовании допускаются лица не моложе 18 лет, имеющие удостоверение и группу по электробезопасности не ниже 2, прошедшие:
· вводный инструктаж;
· инструктаж по пожарной безопасности;
· первичный инструктаж на рабочем месте;
· обучение безопасным методам и приемам труда не менее чем по 20 часовой программе
· инструктаж по электробезопасности на рабочем месте.
· Медицинский осмотр
· повторный инструктаж по безопасности труда на рабочем месте не реже, чем через каждые три месяца;
· внеплановый инструктаж: при изменении технологического процесса или правил по охране труда, замене или модернизации производственного оборудования, приспособлений и инструмента, изменении условий и организации труда, при нарушениях инструкций по охране труда, перерывах в работе более чем на 60 календарных дней (для работ, к которым предъявляются повышенные требования безопасности - 30 календарных дней);
· диспансерный медицинский осмотр согласно приказу Минздрава РФ № 90 от 14.03.96 г
1.2.Персонал по обслуживанию электрооборудования автотранспорта обязан:
· соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, установленные на предприятии;
· соблюдать требования настоящей инструкции, инструкции о мерах пожарной безопасности, инструкции по электробезопасности;
· соблюдать требования к эксплуатации оборудования;
· использовать по назначению и бережно относиться к выданным средствам индивидуальной защиты.
1.3.Персонал по обслуживанию электрооборудования автотранспорта должен:
· уметь оказывать первую (доврачебную) помощь пострадавшему при несчастном случае;
· знать местоположение средств оказания доврачебной помощи, первичных средств пожаротушения, главных и запасных выходов, путей эвакуации в случае аварии или пожара;
· выполнять только порученную работу и не передавать ее другим без разрешения мастера или начальника цеха;
· во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других, не допускать на рабочее место лиц, не имеющих отношения к работе;
· содержать рабочее место в чистоте и порядке.
1.4.Персонал по обслуживанию электрооборудования автотранспорта должен знать и соблюдать правила личной гигиены. Принимать пищу, курить, отдыхать только в специально отведенных для этого помещениях и местах. Пить воду только из специально предназначенных для этого установок.
1.5.При обнаружении неисправностей оборудования, приспособлений, инструментов и других недостатках или опасностях на рабочем месте немедленно сообщить мастеру или начальнику цеха. Приступить к работе можно только с их разрешения после устранения всех недостатков.
1.6.При обнаружении загорания или в случае пожара:
· отключить оборудование;
· сообщить в пожарную охрану и администрации;
· приступить к тушению пожара имеющимися в цехе первичными средствами пожаротушения в соответствии с инструкцией по пожарной безопасности.
При угрозе жизни покинуть помещение.
1.8. При несчастном случае оказать пострадавшему первую (доврачебную) помощь, немедленно сообщить о случившемся мастеру или начальнику цеха, принять меры к сохранению обстановки происшествия (состояние оборудования), если это не создает опасности для окружающих.
1.9. За невыполнение требований безопасности, изложенных в настоящей инструкции, рабочий несет ответственность согласно действующему законодательству.
1.10. Основными опасными и вредными производственными факторами являются:
· движущиеся и вращающиеся детали и узлы автомашины;
· острые кромки деталей;
· выполнение работ вне помещения при неблагоприятных атмосферных явлениях (дождь, гроза)
· отработанные газы в результате сгорания горюче-смазочных материалов;
1.11. В соответствии с "Нормами бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты рабочим и служащим" персоналу по ремонту электрооборудования автотранспорта выдаются сроком на 12 месяцев костюм хлопчатобумажный, на 3 месяца рукавицы комбинированные, перчатки диэлектрические, на наружных работах зимой дополнительно: куртка хлопчатобумажная на утепляющей прокладке, брюки хлопчатобумажные на утепляющей прокладке.
2.Требования безопасности перед началом работы
2.1. Убедиться в исправности и надеть специальную одежду, застегнуть ее на все пуговицы, волосы убрать под головной убор.
2.2. Проверить не загромождены ли проходы и рабочее место посторонними предметами. Убедиться в том, что рабочее место достаточно освещено и свет не будет слепить глаза. Напряжение местного освещения не должно превышать 42В, а переносных электроламп 12В.
2.3. Проверить СИЗ, убедиться в их исправности.
2.4. Проверить необходимый для работы инструмент и приспособления и убедиться в их исправности. Неисправный инструмент и приспособления с рабочего места убрать. Переносить рабочий инструмент следует в специальной сумке или ящике.
2.5. Проверить электроинструмент
-затяжку болтов, крепящих узлы и детали
-исправность редуктора путем проворачивания рукой шпинделя (при отключенном двигателе)
-состояние провода , целостность изоляции, отсутствие изломов жил.
-наличие заземления.
-работу на холостом ходу.
-четкость работы выключателя.
При ощущении хотя бы слабого действия тока электроинструмент отключить от сети и сдать в ремонт.
2.6. Соединение электроинструмента производите с помощью штепсельных соединений. При этом проверьте контакты принудительного и опережающего включений заземляющего провода
3.Требования безопасности во время работы
3.1. Во избежание возникновения замыкания в системе электрооборудования машины при ее ремонте пользуйтесь электрической схемой, приведенной в техническом описании и инструкции по эксплуатации машины или оборудования .
3.2. Контрольно-регулировочные работы, выполняющиеся в помещении мастерской при работающем двигателе машины (проверка работы генератора, регулировка реле-регулятора)проводится на специальном посту, оборудованным отводом выхлопных газов из помещения в атмосферу.
3.3. При снятии и установке стартера и щитка приборов предварительно отсоедините от аккумулятора провод, соединяющий с массой.
3.4. .При работе и регулировке электрооборудования на машине во избежание короткого замыкания, пользуйтесь инструментом с изолированными ручками.
3.5. При работе вблизи крыльчатки вентилятора во избежание травмирования, снимите с нее приводной ремень.
3.6. При необходимости выполнения работ под машиной, установите ее в стороне
3.7. Все работы по ремонту или техническому обслуживанию автомобиля выполнять при остановленном двигателе, за исключением регулировки карбюратора, проверки электрооборудования и тормозной системы.
3.8. Домкрат при подъеме автомобиля ставить на прочную и устойчивую деревянную подкладку. Высота его подъема должна соответствовать необходимой высоте подъема автомобиля и его узлов. Работать под автомобилем можно только после установки его на козелки.
3.9. Сливать масло и воду из агрегатов автомобиля можно только в специальную тару.
3.10. При производстве сварочных работ на автомобиле и вблизи его бензобаки закрыть асбестовыми чехлами.
3.11. Кузов автомобиля-самосвала предварительно укрепить упорной штангой при выполнении работ с поднятым кузовом.
3.12. В целях безопасности при постановке автомобиля на пост технического обслуживания или ремонт автомобиль затормозить с помощью стояночной тормозной системы и включить первую передачу, выключить зажигание, под колеса подложить не менее двух специальных упоров (клиньев, башмаков).
3.13. Разборку и сборку колес производить на стенде или ровной чистой площадке. Накачивать шины колес в предохранительном устройстве, осаживать стопорное кольцо в это время молотком или кувалдой не допускается.
3.14. При работе с электротельфером следует выполнять инструкцию по охране труда для лиц, пользующихся грузоподъемными машинами, управляемыми с пола и имеющие удостоверение.
3.15. При работе на сверлильном, заточном станках следует выполнять инструкции по охране труда для лиц, пользующихся этим оборудованием и имеющие удостоверение.
3.16. Пользоваться специальными зажимными приспособлениями при замене, разборке и сборке рессор. Проверять совпадение отверстий с помощью бородка или оправки.
3.17. Перед выполнением работ, связанных с проворачиванием коленчатого и карданного валов, проверить выключены ли зажигание и подача топлива (для дизельных автомобилей), поставить рычаг переключения передач в нейтральное положение, освободить стояночную тормозную систему. После окончания работ затянуть рычаг стояночной тормозной системы и вновь включить первую передачу.
3.18. Находиться и работать под автомобилем, висящем на тросе грузоподъемного механизма, не допускается.
3.19. При ремонте и техническом обслуживании автомобилей с высоким кузовом пользоваться лестницами-стремянками со ступенями шириной не менее 150 мм.
3.20. Перед ремонтом автомобиля, установленного на осмотровой канаве необходимо:
· проверить правильность расположения колес по отношению к направляющим;
· поставить автомобиль на тормоза и подложить под колеса распорные подкладки;
· убедиться в наличии свободного доступа в канаву, исправности напольной решетки в канаве.
3.21. Находясь в осмотровой канаве, осмотр и ремонт автомобиля производить в защитных очках.
3.22. Подтягивать ремень вентилятора, проверять крепление водяного насоса и подтягивать сальники только при остановленном двигателе.
3.23. При рубке, чеканке и подобных работах надевать защитные очки.
3.24. Стружку с верстака, оборудования и автомашины сметать щеткой. Сдувать пыль и стружку сжатым воздухом или убирать голыми руками не допускается.
3.25. Не допускать разлива горюче смазочных материалов (бензин, солярка, масло, солидол и т.п.). Сливать воду и масло только в специальную тару, не допуская их разлива на пол.
3.26. При регулировке работающего двигателя в помещении применять бесшланговый местный отсос или накидные шланги для отвода отработанных газов в атмосферу. В случае отсутствия указанных отсосов работать в закрытом помещении с работающим двигателем не разрешается.
3.27. При разборочно-сборочных работах автомобиля снимать, транспортировать и устанавливать двигатель, коробку передач, задний и передний мост, кузов и раму при помощи подъемно-транспортных механизмов, оборудованных захватными приспособлениями, гарантирующих безопасное выполнение работ. Поднимать автомобиль за буксирные крюки запрещается.
3.28. Снятые детали следует укладывать на специальные стеллажи. Длинные детали (полуоси, карданные валы и т.п.) укладывать горизонтально в отведенное для них место.
3.29. При работе пневматическим инструментом необходимо:
· работать только исправным инструментом, клапаны должны быть отрегулированы так, чтобы они легко открывались, при прекращении нажима на управляющую рукоятку быстро закрывались и не пропускали воздух в закрытом положении;
· подсоединение шлангов к инструменту и разъединение их с инструментом производить после выключения подачи воздуха. Перед присоединением к инструменту шланг тщательно продуть;
· работать только в защитных очках;
· пользоваться абразивными кругами, полученными в инструментальной кладовой и специально предназначенные для пневмомашинки;
· проверить крепление защитного кожуха на абразивном круге.
3.30. Переносная электролампа должна иметь защитную сетку, исправные изоляцию шнура и резиновую трубку.
3.31. При работе с электроинструментом необходимо:
· пользоваться диэлектрическими перчатками, галошами или ковриками;
· следить за исправностью изоляции, электроинструмента, надежного крепления заземляющего провода и штепсельной вилки с заземляющим контактом;
· при перерывах в работе выключить инструмент из штепсельного соединения.
Включать электроинструмент в сеть только при наличии специального штепсельного соединения.
3.29. Во избежание травмирования при запуске двигателя держать заводную ручку так, чтобы все пальцы руки обхватывающие рукоятку были с одной стороны.
3.30. В период обкатки двигателя на стенде или автомобиле производить исправления и касаться вращающихся деталей двигателя можно только после полной его остановки.
3.31. При ремонте и техническом обслуживании двигателя работающего на этилированном бензине соблюдать инструкцию по охране труда для лиц работающих с этилированным бензином.
3.32. Подходить к открытому огню, зажигать спички, если руки и спецодежда смочены бензином, не разрешается.
3.33. При осмотре автомобиля не допускается пользоваться открытым огнем.
3.34. Хранить на рабочем месте легковоспламеняемую жидкость и обтирочный промасленный материал не допускается.
3.35. Для перегонки автомобиля на стоянку и проверки тормозов на ходу вызвать дежурного или основного водителя автомобиля.
4. Требования безопасности в аварийных ситуациях
4.1. При потере устойчивости узлов и агрегатов автотранспорта во время ремонтных работ их следует прекратить и сообщить о случившемся бригадиру или руководителю работ. После этого слесари должны принять участие в предотвращении произвольного перемещения частей машин.
4.2. В случае возникновения загорания необходимо работу прекратить, принять участие в тушении пожара (огнетушителями, асбестовыми покрывалами, песком или сильной струей воды), а при невозможности ликвидации загорания следует вызвать пожарную охрану по телефону 01 и поставить в известность руководство.
5. Требования безопасности по окончании работы
4.1. Привести в порядок рабочее место. Инструмент и приспособления протереть и сложить в отведенное для них место.
4.2. Проверить надежность установки автомобиля на козелках. Оставлять автомобиль, поднятый домкратом, не разрешается.
4.3. Сообщить бригадиру или мастеру о выполненной работе, замеченных недостатках, которые были выявлены в процессе работы.
4.4. Снять и убрать специальную одежду в шкаф, вымыть руки и лицо с мылом, принять душ. Применять для мытья химические вещества запрещается.
Инструкцию составил:
Руководитель подразделения
Согласовано:
Инженер по охране труда