ГОСТ 30195-94

 

УДК 621.313.333:006.354                                                                                               Группа Е61

 

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

 

 

ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛИ АСИНХРОННЫЕ ПОГРУЖНЫЕ

 

Общие технические условия

 

Asynchronous submersible motors. General specifications

 

МКС 29.160.30

ОКСТУ 3381

 

Дата введения 1996-07-01

 

 

Предисловие

 

1 РАЗРАБОТАН Специальным проектно-конструкторским и технологическим бюро по погружному электрооборудованию для бурения скважин и добычи нефти "Потенциал"

 

ВНЕСЕН Государственным комитетом Украины по стандартизации, метрологии и сертификации

 

2 ПРИНЯТ Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол № 6-94 от 21 октября 1994 г.)

 

За принятие проголосовали:

 

Наименование государства

Наименование национального органа стандартизации

Республика Азербайджан

Азгосстандарт

Республика Армения

Армгосстандарт

Республика Белоруссия

Бел стандарт

Республика Грузия

Грузстандарт

Республика Казахстан

Госстандарт Республики Казахстан

Киргизская Республика

Киргизстандарт

Республика Молдова

Молдовастандарт

Российская Федерация

Госстандарт России

Республика Узбекистан

Узгосстандарт

Украина

Госстандарт Украины

 

3 Постановлением Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 12 января 1996 г. № 19 межгосударственный стандарт ГОСТ 30195-94 введен в действие непосредственно в качестве государственного стандарта Российской Федерации с 1 июля 1996 г.

 

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

 

 

Настоящий стандарт распространяется на асинхронные погружные трехфазные короткозамкнутые маслонаполненные электродвигатели (далее - электродвигатели), предназначенные для продолжительного режима работы S1 по ГОСТ 183 от сети переменного тока частотой 50 Гц в качестве привода центробежных и винтовых насосов для откачки пластовой жидкости из нефтяных скважин с углом отклонения по вертикали в месте подвески установки погружных насосов не более 40°, изготовляемые для нужд народного хозяйства и для экспорта.

Требования пунктов 2.2, 2.4, 3.1, 3.2, 3.4, 3.6, 3.7, 3.8, 3.9, 3,11, 3.12, разделов 4, 5, 6 и 7 являются обязательными, остальные требования настоящего стандарта являются рекомендуемыми.

 

1 КЛАССИФИКАЦИЯ

 

Электродвигатели подразделяют:

1) по назначению - для привода центробежных насосов (двухполюсные), для привода винтовых насосов (четырех- и шестиполюсные);

2) по наличию систем контроля установки - не оснащенные узлом системы контроля, оснащенные узлом системы контроля;

3) по количеству секций - одиночные, секционные;

4) по стойкости к коррозионной среде - нормального, коррозионностойкого исполнения;

5) по типу входящих в состав электродвигателя протекторов - открытого типа, закрытого типа (диафрагменный).

 

2 ТИПЫ. ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И РАЗМЕРЫ

 

2.1 Электродвигатели должны быть изготовлены на номинальные мощности от 5,5 до 360 кВт и соответствовать ряду R20/3 по ГОСТ 8032.

2.2 Габаритные и присоединительные размеры, массу (нетто/брутто) электродвигателей и протекторов устанавливают в технических условиях на конкретные типы электродвигателей.

2.3 Электродвигатели имеют условные обозначения конструктивных исполнений по способу монтажа 1М3631 - по ГОСТ 2479.

2.4 Размеры шлицевых соединений - по ГОСТ 1139.

2.5 Электродвигатели предназначены для работы в специальной среде группы 7 - по ГОСТ 24682.

Испытание электродвигателей на стойкость к воздействию пластовой жидкости по ГОСТ 24683 не проводят. Стойкость электродвигателей гарантируется применением стойких материалов и покрытий.

2.6 Электродвигатели, предназначенные для экспорта, следует изготовлять в соответствии с требованиями настоящего стандарта, технических условий на конкретные типы электродвигателей и договора на поставку электродвигателей.

2.7 Условные обозначения типов электродвигателей и протекторов проставляют по схемам:

 

1) Электродвигатель

 

 X   П  ЭД  XX X ХХХ-ХХХ/Х  X  XX  X*

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Климатическое исполнение по ГОСТ 15150

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Шифр модернизации электродвигателя (M1, M2 и т.д.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Шифр модификации протектора: отсутствие буквы - открытый тип; Д - закрытый тип (диафрагменный)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Число полюсов, отсутствие цифры - двухполюсный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диаметр корпуса электродвигателя, мм

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мощность, кВт

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнение по стойкости к коррозионной среде: отсутствие буквы - нормальное;

К - коррозионностойкое

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конструктивное исполнение: отсутствие буквы - одиночный электродвигатель; С - секционный;

У - унифицированный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Электродвигатель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Погружной

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Шифр модификации по наличию узла системы контроля установки (1, 2, 3 и т.д.)

 

 

 

 

 

2) Электродвигатель (секция)

 

  X ЭД X ХХХ-ХХХ  /X  X   X

 

 

 

 

 

 

 

 

Отсутствие буквы - одиночный электродвигатель. Буквы В, С или Н - соответственно верхняя, средняя или нижняя секция

 

 

 

 

 

 

 

 

Шифр модернизации (M1, M2 и т.д.)

 

 

 

 

 

 

 

 

Число полюсов, отсутствие цифры - двухполюсный

 

 

 

 

 

 

 

 

Диаметр корпуса, мм

 

 

 

 

 

 

 

 

Мощность, кВт

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнение по стойкости к коррозионной среде: отсутствие буквы - нормальное исполнение; К - коррозионностойкое

 

 

 

 

 

 

 

 

Электродвигатель (секция)

 

 

 

 

 

 

 

 

Шифр модификации по наличию узла системы контроля установки (1, 2, 3 и т.д.)

 

3) Протектор

 

  П  X  XXX X  X

 

 

 

 

 

Шифр модернизации (M1, M2 и т.д.)

 

 

 

 

 

Шифр модификации: отсутствие буквы - открытый тип, где в качестве разделителя сред используется разделительная жидкость; Д - закрытый тип, где в качестве разделителя сред используется резиновая диафрагма

 

 

 

 

 

Диаметр корпуса, мм

 

 

 

 

 

Исполнение по стойкости к коррозионной среде: отсутствие буквы - нормальное исполнение; К - коррозионностойкое

 

 

 

 

 

Протектор

 

Примеры условных обозначений:

1) асинхронного погружного электродвигателя одиночного, нормального исполнения, мощностью 32 кВт, диаметром корпуса 103 мм, двухполюсного, с протектором открытого типа, климатического исполнения В*:

ПЭД32-103В * обозначение ТУ на конкретные типы электродвигателей;

2) асинхронного погружного электродвигателя одиночного, коррозионностойкого исполнения, мощностью 32 кВт, диаметром корпуса 103 мм, двухполюсного, с протектором открытого типа, климатического исполнения В*:

ПЭДК32-103В* обозначение ТУ на конкретные типы электродвигателей;

3) асинхронного погружного электродвигателя одиночного, коррозионностойкого исполнения, мощностью 32 кВт, диаметром корпуса 103 мм, двухполюсного, с протектором открытого типа, климатического исполнения В* в экспортном исполнении:

ПЭДК32-103В* экспорт, обозначение ТУ на конкретные типы электродвигателей;

4) асинхронного погружного электродвигателя секционного, нормального исполнения, мощностью 45 кВт, диаметром корпуса 117 мм, шестиполюсного, нижняя секция:

ЭД45-117/6Н;

5) протектора нормального исполнения, диаметром корпуса 103 мм, открытого типа:

П103;

6) протектора коррозионностойкого исполнения, диаметром корпуса 103 мм, открытого типа:

ПК103.

 

3 ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

 

3.1 Общие требования

3.1.1 Электродвигатели должны быть изготовлены в соответствии с требованиями настоящего стандарта, ГОСТ 183, технических условий на конкретные типы электродвигателей, по конструкторской документации, утвержденной в установленном порядке.

3.1.2 Электродвигатель состоит из сборочных единиц: одной или нескольких секций и протектора.

Протектор предназначен для предохранения внутренней полости электродвигателя от попадания пластовой жидкости, а также компенсации температурных изменений объема масла и его расхода.

3.2 Требования к конструкции

3.2.1 Требования по точности изготовления электродвигателей и протекторов в части присоединительных размеров (допуск радиального биения шлицевого конца вала относительно центрирующих поверхностей, допуск торцового биения присоединительной поверхности электродвигателя и протектора относительно оси вращения вала, вылет вала, осевой люфт вала протектора) должны быть установлены в технических условиях на конкретные типы электродвигателей и конструкторской документации.

3.2.2 Электродвигатели и протекторы должны иметь степень защиты IPX8 - по ГОСТ 17494.

3.2.3 Шлицевые муфты должны свободно надеваться на валы при любом положении зубьев.

3.2.4 Наружные поверхности электродвигателей и протекторов должны иметь лакокрасочное покрытие. По внешнему виду покрытие должно соответствовать VI классу, а для электродвигателей, предназначенных для экспорта, IV классу - по ГОСТ 9.032.

3.3 Требования по устойчивости к внешним воздействующим факторам

3.3.1 Номинальные значения климатических факторов внешней среды при эксплуатации - по ГОСТ 15150 для исполнения В*. Испытания на воздействие климатических факторов внешней среды не проводят. Соответствие электродвигателей этим требованиям должно обеспечиваться конструкцией.

3.3.2 Номинальные рабочие значения механических внешних воздействующих факторов - по ГОСТ 17516.1 для группы механического исполнения М18. Испытания на воздействие механических внешних факторов не проводят. Соответствие электродвигателей этим требованиям должно обеспечиваться конструкцией.

3.4 Требования к параметрам и характеристикам

3.4.1 Типы электродвигателей и протекторов, коды ОКП, значения основных параметров электродвигателей без протекторов (мощность, напряжение, ток, частота вращения синхронная, коэффициент полезного действия, коэффициент мощности, скольжение, отношения начального пускового и максимального вращающих моментов к номинальному), напряжение разгона, время выбега ротора, температура и скорость охлаждающей жидкости, а также потребляемая мощность протектора должны быть установлены в технических условиях на конкретные типы электродвигателей и конструкторской документации.

3.4.2 Номинальные значения коэффициента полезного действия, коэффициента мощности и скольжения электродвигателей (секций) должны соответствовать указанным в таблице 1. Допускаемые отклонения номинальных данных - по ГОСТ 183.

 

Таблица 1

 

 

 

 

 

Число полюсов

Наружный диаметр корпуса электродвигателя, мм

КПД, %

Коэффициент мощности

Скольжение, %

2

96

79,5

0,80

6,0

103

79,5

0,83

7,2

117

84,5

0,86

5.2

123

84,5

0,87

5,0

130

85,0

0,87

5,0

4

117

76,5

0.75

8,0

6

117

70,0

0,70

7,0

 

3.4.3 Для заполнения электродвигателей должно применяться диэлектрическое масло с пробивным напряжением не менее 30 кВ.

3.4.4 Предельная длительно допускаемая температура обмотки статора электродвигателей (по сопротивлению), предназначенных для работы при температуре окружающей среды до 90 °С, - не более 150 °С.

Значения предельных длительно допускаемых температур обмотки статора для электродвигателей различных диаметров и полюсности должны быть указаны в технических условиях на конкретные типы электродвигателей.

Расчетная рабочая температура равна 115 °С.

3.4.5 Требования к уровню шума и вибрации на электродвигатели не предъявляют.

3.5 Требования к электродвигателю, оснащенному узлом системы контроля установки

Дополнительные требования к электродвигателю, оснащенному узлом системы контроля установки, должны быть указаны в технических условиях на конкретные типы электродвигателей.

3.6 Требования к надежности

3.6.1 Показатели надежности для электродвигателей должны соответствовать значениям, указанным в таблице 2.

 

Таблица 2

 

 

Показатели надежности (контролируемые параметры)

Число полюсов

2

4

6

Средняя наработка до отказа, ч

19000

16000

19000

Средний ресурс до капитального ремонта, ч

21000

21000

21000

Средний срок службы, лет, нормальное исполнение/ коррозионностойкое исполнение

5,5/5,0

5,5

5,5

Среднее время восстановления, ч

140

140

140

Срок сохраняемости, мес

24

24

24

Примечание - Значения показателей надежности указаны для условий эксплуатации, приведенных в разделе 8 настоящего стандарта. В случае эксплуатации электродвигателей в условиях, отличных от приведенных в разделе 8, показатели могут корректироваться

 

3.6.2 Критерием предельного состояния перед списанием электродвигателей является необходимость замены деталей, не относящихся к запасным частям и восстановление которых не предусмотрено в нормативной и(или) конструкторской документации.

Перечень критериев предельного состояния электродвигателей приведен в приложении А.

3.7 Требования экономного использования материалов и энергии

В качестве показателей экономного использования материалов и энергии следует устанавливать:

1) массу электродвигателя;

2) коэффициент полезного действия и коэффициент мощности.

3.8 Требования безопасности

3.8.1 Электродвигатели должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.007.0, Правил устройства электроустановок (ПУЭ), Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей и Правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей.

3.8.2 Электродвигатели должны соответствовать нулевому классу защиты человека от поражения электрическим током по ГОСТ 12.2.007.0.

3.8.3 Сопротивление изоляции обмотки статора заполненных маслом электродвигателей (или секций) относительно корпуса в практически холодном и нагретом состояниях должно соответствовать значениям, указанным в таблице 3.

 

Таблица 3

 

Конструктивное исполнение электродвигателя

Сопротивление изоляции обмотки статора относительно корпуса, МОм, не менее, при температуре

(20±10) °С

115 °С

Одиночный электродвигатель или секция

200

15

Двухсекционный электродвигатель (в сборе)

100

7,5

Трехсекционный электродвигатель (в сборе)

67

5,0

 

Сопротивление изоляции обмотки статора относительно корпуса электродвигателей, оснащенных узлом системы контроля установки, должно быть указано в технических условиях на конкретные типы электродвигателей.

3.8.4 Электродвигатель является пожаробезопасным изделием.

3.9 Требования, обеспечивающие охрану окружающей среды

Электродвигатели при эксплуатации (в составе установки) не оказывают вредного воздействия на окружающую среду.

3.10 Комплектность

3.10.1 В комплект поставки электродвигателя должны входить запасные части, инструмент и принадлежности (набор), перечень которых следует устанавливать в технических условиях на конкретные типы электродвигателей. Количество наборов определяется в зависимости от количества заказываемых электродвигателей согласно договору.

3.10.2 К каждому электродвигателю следует прилагать:

1) паспорт электродвигателя, экз.

- 1;

2) паспорт электродвигателя (секции), экз.

- 1;

3) паспорт протектора, экз.

- 1;

4) ведомость ЗИП, техническое описание и инструкцию по эксплуатации на электродвигатель

 

- число экземпляров по заказу потребителя.

3.10.3 При отсутствии указаний в заказе прилагают:

1) ведомость ЗИП (запасных частей), экз.

- 1 на 5 электродвигателей;

2) ведомость ЗИП (инструмент и принадлежности), экз.

- 1 на 100 электродвигателей;

3) техническое описание и инструкцию по эксплуатации, экз.

- 1 на 10 электродвигателей.

3.11 Маркировка

3.11.1 На корпусе статора одиночного электродвигателя должны быть нанесены следующие данные:

1) товарный знак предприятия-изготовителя;

2) тип электродвигателя;

3) номер электродвигателя по системе нумерации предприятия-изготовителя;

4) номинальная мощность, кВт;

5) номинальное напряжение, В;

6) номинальный ток, А;

7) степень защиты;

8) масса электродвигателя, кг;

9) дата изготовления (год, месяц);

10) обозначение технических условий, по которым производится изготовление электродвигателей.

3.11.2 На корпусе статора верхней секции секционного электродвигателя должны быть нанесены следующие данные:

1) товарный знак предприятия-изготовителя;

2) тип электродвигателя;

3) номинальное напряжение электродвигателя, В;

4) тип электродвигателя (секции);

5) номер электродвигателя (секции) по системе нумерации предприятия-изготовителя;

6) номинальная мощность секции, кВт;

7) номинальное напряжение секции, В;

8) номинальный ток секции, А;

9) степень защиты;

10) масса секции, кг;

11) дата изготовления (год, месяц);

12) обозначение технических условий, по которым производится изготовление электродвигателей.

3.11.3 На корпусе статора средней и нижней секций секционного электродвигателя должны быть нанесены следующие данные:

1) товарный знак предприятия-изготовителя;

2) тип электродвигателя (секции);

3) номер электродвигателя (секции) по системе нумерации предприятия-изготовителя;

4) номинальная мощность секции, кВт;

5) номинальное напряжение секции, В;

6) номинальный ток секции, А;

7) степень защиты;

8) масса секции, кг;

9) дата изготовления (год, месяц);

10) обозначение технических условий, по которым производится изготовление электродвигателей.

3.11.4 На нижней головке каждого протектора или на корпусе должны быть нанесены следующие данные:

1) товарный знак предприятия-изготовителя;

2) тип протектора;

3) номер протектора по системе нумерации предприятия-изготовителя;

4) степень защиты;

5) масса, кг;

6) дата изготовления (год, месяц);

7) обозначение технических условий, по которым производится изготовление электродвигателей.

3.11.5 Для электродвигателей, поставляемых на экспорт, обозначение технических условий не наносят, дополнительно наносят надпись "Сделано в (государство-изготовитель)".

3.11.6 Способ нанесения маркировки должен быть указан в конструкторской документации.

3.12 Транспортная маркировка

3.12.1 Транспортная маркировка - по ГОСТ 14192, содержащая основные, дополнительные и информационные надписи и манипуляционные знаки, соответствующие надписям:

1) "Место строповки" - для тары электродвигателей (секций), протекторов, инструмента и принадлежностей;

2) "Верх" - для тары запасных частей.

Надписи должны быть выполнены водостойкой краской непосредственно на транспортной таре.

3.12.2 Дополнительно на боковой стенке ящика для упаковки электродвигателя (секции) маркировать:

1) тип электродвигателя (секции);

2) номер электродвигателя (секции) по системе нумерации предприятия-изготовителя;

3) надпись "Головка" со стороны расположения головки электродвигателя (секции).

3.12.3 Тип электродвигателя (секции) маркировать на обеих торцовых стенках ящика.

3.12.4 Дополнительно на боковой стенке ящика для упаковки запасных частей маркировать:

1) тип электродвигателя;

2) надпись "Запасные части";

3) дату изготовления.

3.12.5 Дополнительно на боковой стенке ящика для упаковки инструмента и принадлежностей маркировать:

1) товарный знак предприятия-изготовителя;

2) надпись "Инструмент и принадлежности";

3) дату изготовления.

3.12.6 Маркировка внутренней упаковки должна быть выполнена следующим образом:

На крышках ящиков, являющихся внутренней упаковкой запасных частей, маркировать:

1) товарный знак предприятия-изготовителя;

2) тип электродвигателя;

3) надпись "Запасные части";

4) массу (нетто/брутто), кг;

5) дату изготовления.

3.12.7 Все виды дополнительной маркировки транспортной тары должны быть указаны в технических условиях на конкретные типы электродвигателей.

3.13 Упаковка

3.13.1 Консервация запасных частей, инструмента и принадлежностей - по ГОСТ 23216.

Срок действия консервации - 1 год.

3.13.2 Перед упаковыванием электродвигатели должны быть заполнены маслом в соответствии с 3.4.3.

Присоединительные торцы электродвигателя, протектора, а также отверстия токоподвода должны быть герметично закрыты упаковочными крышками.

Каждый электродвигатель и протектор должны быть уложены на специальные опоры в металлический многооборотный ящик, изготовленный в соответствии с ОСТ 16 0.800.840.

Продольное перемещение электродвигателей и протекторов должно быть устранено установкой распорок.

3.13.3 Запасные части, инструмент и принадлежности, в том числе корпуса муфт должны быть упакованы в деревянные футляры и ящики, изготовленные в соответствии с нормативной документацией (ГОСТ 14225, тип III; ГОСТ 2991, тип II-I).

Разделительная жидкость должна быть упакована в тару завода-изготовителя жидкости или тару завода-изготовителя электродвигателей.

Футляры и ящики с запасными частями и разделительной жидкостью должны быть помещены в соответствующую транспортную тару, изготовленную в соответствии с нормативной документацией (ГОСТ 2991, тип У-2; ГОСТ 10198, тип 1-2).

 

Примечание - Допускается разделительную жидкость упаковывать в ящик с запасными частями.

 

3.13.4 Эксплуатационные документы должны быть герметично запаяны в конверты из полиэтиленовой пленки по ГОСТ 10354 и вложены в ящики:

1) паспорт электродвигателя- в ящик с соответствующим электродвигателем;

2) паспорт протектора - в ящик с протектором;

3) техническое описание и инструкция по эксплуатации - в ящик с одиночным электродвигателем или верхней секцией;

4) ведомость ЗИП (запасных частей) - в ящик с запасными частями;

5) ведомость ЗИП (инструмент и принадлежности) - в ящик с инструментом и принадлежностями.

Паспорта электродвигателя и протектора, техническое описание и инструкция по эксплуатации должны быть дополнительно упакованы во второй герметичный пакет из полиэтиленовой или поливинилхлоридной пленки.

 

4 ПРИЕМКА

 

4.1 Виды испытаний

Для подтверждения соответствия электродвигателей требованиям настоящего стандарта следует проводить приемочные, квалификационные, приемо-сдаточные, периодические и типовые испытания.

4.2 Приемочные испытания

4.2.1 Приемочным испытаниям должны быть подвергнуты опытные образцы электродвигателей и электродвигатели единичного (разового) изготовления по программе, утвержденной в установленном порядке.

4.2.2 Результаты приемочных испытаний должны быть оформлены протоколом.

4.3 Квалификационные испытания

4.3.1 Квалификационным испытаниям должны быть подвергнуты электродвигатели установочной серии или при освоении производства новым изготовителем по программе, утвержденной в установленном порядке.

4.3.2 Результаты квалификационных испытаний оформляют протоколом.

4.4 Приемо-сдаточные испытания

4.4.1 Приемо-сдаточным испытаниям должны быть подвергнуты каждый электродвигатель (секция) и протектор по программе и в последовательности, указанной в таблице 4.

 

Таблица 4

 

Виды испытаний и проверок

Технические требования

Методы испытаний

Электродвигатель (секция)

 

 

1 Проверка правильности маркировки

По 3.11

По 6.4

2 Проверка величины допуска радиального биения шлицевого конца вала относительно центрирующей поверхности

По 3.2.1

По 6.5

3 Проверка вылета вала

По 3.2.1