ГОСТ 24297-87
УДК 658.562.014:006.354 Группа Т51
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
ВХОДНОЙ КОНТРОЛЬ ПРОДУКЦИИ
Основные положения
Input inspection of products. General
ОКСТУ 0025
Дата введения 01.01.88
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Государственным комитетом СССР по стандартам
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 04.06.87 № 1809.
3. ВЗАМЕН ГОСТ 24297-80
4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Обозначение НТД, на который дана ссылка |
Номер пункта |
ГОСТ 2.124-85 |
1.3 |
ГОСТ 8.002-86 |
2.3 |
ГОСТ 15895-77 |
1.1 |
ГОСТ 16504-81 |
1.1 |
Р 50-609-40-88 |
1.11 |
5. Переиздание. Май 2001 г.
Настоящий стандарт устанавливает основные положения по организации, проведению и оформлению результатов входного контроля сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий (далее - продукции), используемых для разработки, производства, эксплуатации и ремонта промышленной продукции.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Термины, применяемые в настоящем стандарте, - по ГОСТ 16504 и ГОСТ 15895*.
______________
* На территории Российской Федерации действуют ГОСТ Р 50779.10-2000 и ГОСТ Р 50779.11-2000.
1.2. Входной контроль проводят на предприятиях (в объединениях) и в организациях, разрабатывающих и изготовляющих промышленную продукцию, а также осуществляющих ее ремонт.
1.3. Входной контроль проводят с целью предотвращения запуска в производство продукции, не соответствующей требованиям конструкторской и нормативно-технической документации, договоров на поставку и протоколов разрешения по ГОСТ 2.124 (далее - установленным требованиям).
1.4. Входной контроль осуществляют по параметрам (требованиям) и методам, установленным в НТД на контролируемую продукцию, договорах на ее поставку и протоколах разрешения.
1.5. Номенклатуру продукции, контролируемые параметры (требования), вид контроля и объем выборки или пробы определяют, исходя из стабильности качества продукции поставщиков, степени освоения новых видов продукции, важности данного параметра (требования) для функционирования выпускаемой продукции, и устанавливают в перечне продукции, подлежащей входному контролю.
1.6. Разделы перечня разрабатывают:
1) конструкторские службы предприятия - по изделиям, предназначенным для комплектации;
2) технологические службы предприятия - по сырью, материалам и полуфабрикатам.
1.7. Перечни продукции, подлежащей входному контролю, согласовывают с отделом технического контроля (ОТК), метрологической службой, а также с Государственной приемкой и (или) представительством заказчика* и утверждают:
1) главный конструктор предприятия-разработчика - при разработке опытных образцов продукции;
2) главный инженер предприятия-потребителя - при производстве и ремонте.
___________
* Здесь и далее - при наличии этих органов на предприятии.
1.8. Перечень продукции, подлежащей входному контролю, должен содержать:
1) наименование, марку (чертежный номер) и тип контролируемой продукции;
2) обозначение НТД, требованиям которой должна соответствовать продукция (реквизиты договора на поставку или протокола разрешения);
3) контролируемые параметры (требования) или пункты НТД (договора, протокола разрешения), в которых они установлены;
4) вид контроля, объем выборки или пробы, контрольные нормативы, разрешающие правила;
5) средства измерения или их технические характеристики;
6) гарантийный срок;
7) указания о маркировке (клеймении) продукции по результатам входного контроля;
8) допустимый расход ресурса при входном контроле (расход ресурса должен быть минимальным).
При необходимости в перечень допускается включать требования или указания, отражающие особенности продукции.
1.9. Входной контроль продукции устанавливают сплошным или выборочным. При установлении выборочного контроля планы контроля и правила приемки должны соответствовать установленным в НТД на продукцию.
Примечание. Для электрорадиоизделий с индексом «ОС» обязателен сплошной входной контроль.
1.10. При необходимости потребитель может проводить дополнительные проверки продукции, не предусмотренные установленными требованиями. Объем и методы проверок согласовываются между потребителем и поставщиком, а также с Государственной приемкой и (или) представительством заказчика.
При входном контроле допускается проводить тренировки комплектующих изделий в условиях и режимах, предусмотренных НТД, при этом в перечне продукции, подлежащей входному контролю, должны быть соответствующие указания.
1.11. Технологическую документацию на процессы входного контроля по Р 50-609-40 разрабатывают технологические службы предприятия по согласованию с ОТК, а также с Государственной приемкой и (или) представительством заказчика и утверждает главный инженер предприятия.
1.12. Решение об ужесточении, ослаблении или отмене входного контроля принимает потребитель по согласованию с Государственной приемкой и представительством заказчика на основе результатов входного контроля за предшествующий период или результатов эксплуатации (потребления) продукции.
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ВХОДНОГО КОНТРОЛЯ
2.1. Входной контроль проводит подразделение входного контроля, входящее в состав службы технического контроля предприятия (объединения).
2.2. Основными задачами входного контроля являются:
1) проверка наличия сопроводительной документации на продукцию, удостоверяющей качество и комплектность продукции;
2) контроль соответствия качества и комплектности продукции требованиям конструкторской и нормативно-технической документации и применения ее в соответствии с протоколами разрешения;
3) накопление статистических данных о фактическом уровне качества получаемой продукции и разработка на этой основе предложений по повышению качества и, при необходимости, пересмотра требований НТД на продукцию;
4) периодический контроль за соблюдением правил и сроков хранения продукции поставщиков.
2.3. Входной контроль необходимо проводить в специально отведенном помещении (участке), оборудованном необходимыми средствами контроля, испытаний и оргтехники, а также отвечающем требованиям безопасности труда.
Рабочие места и персонал, осуществляющий входной контроль, должны быть аттестованы в установленном порядке.
Средства измерений и испытательное оборудование, используемое при входном контроле, выбирают в соответствии с требованиями НТД на контролируемую продукцию и ГОСТ 8.002. Если метрологические средства и методы контроля отличаются от указанных в НТД, то потребитель согласовывает технические характеристики используемых средств и методы, контроля с поставщиком, Государственной приемкой и (или) с представительством заказчика.
Для проведения испытаний, проверок и анализов, связанных с входным контролем, продукция может быть передана в другие подразделения предприятия (лаборатории, контрольно-испытательные станции и др.).
3. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ВХОДНОГО КОНТРОЛЯ
3.1. К входному контролю допускается продукция, принятая ОТК, представительством заказчика, Государственной приемкой предприятия-поставщика и поступившая с сопроводительной документацией, оформленной в установленном порядке.
3.2. При проведении входного контроля необходимо:
1) проверить сопроводительные документы, удостоверяющие качество продукции, и зарегистрировать продукцию в журналах учета результатов входного контроля (приложение 1);
2) проконтролировать отбор складскими работниками выборок или проб, проверить комплектность, упаковку, маркировку, внешний вид и заполнить акт отбора выборок или проб;
3) провести контроль качества продукции по технологическому процессу входного контроля или передать в соответствующее подразделение выборки или пробы для испытаний (анализов).
3.3. Подразделение, получившее на испытания (анализ) выборки или пробы, проводит испытания в установленные сроки и выдает подразделению входного контроля заключение о соответствии испытанных выборок или проб установленным требованиям.
3.4. Результаты испытаний или анализов (физико-механических свойств, химического состава, структуры и т. п.) должны быть переданы в производство вместе с проверенной продукцией.
3.5. В производство должна передаваться принятая по результатам входного контроля продукция с соответствующей отметкой в учетных или сопроводительных документах.
Допускается маркировка (клеймение) принятой продукции.
3.6. Продукция, поступившая от предприятия-поставщика до проведения входного контроля, должна храниться отдельно от принятой и забракованной входным контролем.
3.7. Забракованная при входном контроле продукция должна маркироваться «Брак» и направляться в изолятор брака.
4. ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ВХОДНОГО КОНТРОЛЯ
4.1. По результатам входного контроля составляют заключение о соответствии продукции установленным требованиям и заполняют журнал учета результатов входного контроля.
4.2. В сопроводительных документах на продукцию делают отметку о проведении входного контроля и его результатах, маркируют (клеймят) продукцию, если это предусмотрено перечнем продукции, подлежащей входному контролю.
4.3. При соответствии продукции установленным требованиям подразделение входного контроля принимает решение о передаче ее в производство.
При выявлении в процессе входного контроля несоответствия установленным требованиям продукцию бракуют и возвращают поставщику с предъявлением рекламации.
При неоднократном получении недоброкачественной продукции или получении ее в крупных размерах потребитель сообщает об этом в территориальный орган Прокуратуры по месту нахождения поставщика.
4.4. По результатам входного контроля потребитель в необходимых случаях информирует о несоответствии продукции установленным требованиям министерство поставщика, представительство заказчика и (или) орган Госприемки на предприятии-поставщике, а при отсутствии последнего - территориальный орган Госстандарта по месту нахождения поставщика для принятия мер в соответствии с возложенными на них функциями (приложение. 2).
4.5. По электрорадиоизделиям, принятым представительством заказчика, информацию направляют в головной институт заказчика по этим изделиям (приложение 3).
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Рекомендуемое
Форма журнала учета результатов входного контроля за ___________ квартал 20 ___ г.
Дата поступле-ния |
Наименование продукции, марка, тип продукции, обозначение документа на ее поставку |
Предприятие-поставщик |
Номер партии, дата изготовления и номер сопроводительного документа |
Количество продукции в партии |
Количество проверенной продукции |
Количество забракован-ной продукции |
Количество некомплект-ной продукции |
Вид испытания и дата сдачи образцов на испытания |
Номер и дата протокола испытаний |
Испытание, при котором выявлен брак |
Номер и дата составления рекламации |
Причина рекламации (пункт стандарта, ТУ) |
Меры по удовлетворению рекламации и принятию штрафных санкций |
Мероприятия предприятия-поставщика по закрытию рекламации |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Рекомендуемое
Форма представления информации
1. Наименование органа Госприемки, представительства заказчика и территориального органа Госстандарта и его почтовый адрес
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
2. Наименование предприятия-потребителя __________________________________________
условное наименование
3. Наименование министерства ____________________________________________________
_______________________________________________________________________________
согласно ведомственной подчиненности предприятия
СВЕДЕНИЯ
о поставках сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий с нарушением требований НТД (стандартов и ТУ) за период с _________________ по __________________
Наименование продукции (марка, тип), обозначение и наименование НТД, по которой ее поставляют. Дата изготовления продукции |
Наименование предприятия-поставщика, его место нахождения и ведомственная подчиненность |
Объем продукции, поставляемой с нарушением НТД (в % к поставляемому), номер и дата составления рекламации |
Характер нарушений и номера пунктов НТД, требования которых нарушены |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|
|
|
Примечание. Если материалы и комплектующие изделия приняты Государственной приемкой или представительством заказчика, об этом указывают в примечании.
Главный инженер предприятия " ___" ___________________ 20 ___ г. |
СОГЛАСОВАНО Представитель Госприемки (Представитель заказчика) " ___" ___________________ 20 ___ г. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Обязательное
Форма представления информации
Сведения о поставках продукции с нарушением требований НТД (стандартов и ТУ) за период с _____ по _______1 |
Отчетный период _____________________
Условное наименование министерства-потребителя _________________________
Условное наименование предприятия-потребителя _________________________
Количество листов ____________________ Лист ________________________________ |
______________
1 Сведения представляют за каждое полугодие
Код по ОКП (ЕСКД) |
Наименование продукции (марка, тип) |
Вид приемки представи-тельством заказчика2 |
Год выпуска |
Условное наименование поставщика |
Поставлено продукции, шт. |
Проверено продукции, шт. |
Рекламировано продукции, шт. |
Принято рекламаций поставщиком, шт. |
Характер дефектов |
|
Министерство |
Предприятие |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
____________
2 Сведения по каждому виду приемки представителем заказчика приводят раздельно.
Главный инженер предприятия (Начальник ОТК предприятия) " ___" ___________________ 20 ___ г. |
Согласовано Представитель заказчика " ___" ___________________ 20 ___ г. |