ГОСТ 12.1.020-79

(СТ СЭВ 5710-86)

 

Группа Т58

 

 

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА


Шум.
Метод контроля на морских и речных судах

Occupational safety standards system.
Noise. Method of control for sea and river vessels

 

Дата введения 1980-07-01

 

 

 

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ


     1 РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством Морского флота СССР

 

     РАЗРАБОТЧИКИ:

     

     В.И. Зинченко, канд. техн. наук; А.Г. Ельник, канд. техн. наук; В.М. Спиридонов, канд. техн. наук; Г.Д. Изак, канд. техн. наук; Д.И. Лазаренко, д-р мед. наук; М.А. Леонов; Е.И. Сергеев, канд. физ.-мат. наук (руководитель темы); О.В. Гладкова; О.К. Кубяк, канд. мед. наук; И.И. Вареников


    2 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 21.08.79 N 3163


    3 Срок проверки - 1989 г. Периодичность проверки - 5 лет


    4 Стандарт содержит все требования СТ СЭВ 5710-86.


    5 В стандарт введен международный стандарт ИСО 2923-75.


    6 ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

 

+------------------------------------------------------------------+

¦ Обозначение НТД, на который дана   ¦         Номер пункта        ¦

¦             ссылка                 ¦                             ¦

+------------------------------------------------------------------+

 

  ГОСТ 12.1.003-83                        1.2

 

  ГОСТ 12.1.050-86                        1.3; 2.2.3

 

  ГОСТ 17168-82                           2.1.1

 

  ГОСТ 17187-81                           2.1.1

 

  ГОСТ 23941-79                           1.1

 

     7 Постановлением Госстандарта СССР от 13.12.89 N 3705 снято ограничение срока действия


    8 ПЕРЕИЗДАНИЕ (январь 1996 г.) с ИЗМЕНЕНИЯМИ N 1, 2, утвержденными в июле 1985 г., октябре 1987 г. (ИУС N 10-85, 1-88).



    Настоящий стандарт устанавливает метод контроля уровней шума на рабочих местах, в зонах пребывания экипажа и пассажиров (далее местах нахождения людей) морских и речных судов всех типов и назначений.


    Степень соответствия настоящего стандарта СТ СЭВ 5710-86 приведена в приложении 2.


    (Измененная редакция, Изм. N 2).



    1 Общие положения



    1.1 Контроль уровней шума должен производиться в процессе приемосдаточных испытаний на единичных головных, серийных судах и судах, прошедших ремонт или переоборудование, которые могли привести к изменению уровней шума в местах нахождения людей.


    Серийные суда при отсутствии существенных отличий, влияющих на шумовые характеристики, подвергаются контролю по требованию органов надзора.


    Точность метода контроля согласно ГОСТ 23941-79 должна быть оценена средним квадратическим отклонением результата измерения.


    1.2 Контроль выполняют с целью проверки соответствия уровней шума в местах нахождения людей требованиям ГОСТ 12.1.003-83 и действующим санитарным нормам.


    Если по результатам испытаний на судне обнаружено превышение действующих норм, проводят специальные измерения в соответствии с требованиями стандарта ИСО 2923.


    1.3 В качестве контролируемых шумовых характеристик устанавливают уровень звука L(А), дБ.А, и уровни звуковых давлений L, дБ, в октавных полосах со средними геометрическими частотами от 63 до 8000 Гц. Эквивалентный уровень звука L(Aэкв), дБ.А определяют при необходимости по ГОСТ 12.1.050-86.


    На серийных судах допускается в качестве основной изменяемой величины принимать уровень звука L(А), дБ.А.


    Допускается измерять уровни звукового давления в третьоктавных полосах со средними геометрическими частотами от 50 до 10000 Гц.


    Для сравнения с допустимыми нормами уровни звукового давления в октавных полосах следует рассчитывать по измеренным уровням в третьоктавных полосах частот.


    1.1-1.3 (Измененная редакция, Изм. N 2).



    2 Методика измерений



    2.1 Аппаратура


    2.1.1 Для проведения акустических измерений следует применять шумомеры по ГОСТ 17187-81 и октавные фильтры по ГОСТ 17168-82.


    Допускается применение другой измерительной и регистрирующей аппаратуры при соответствии электроакустической характеристики требованиям ГОСТ 17187-81.


    Измерительная аппаратура должна соответствовать 1 или 2-му классу точности.


    (Измененная редакция, Изм. N 1, 2).


    2.1.2 Перед началом и после окончания измерений производят калибровку приборов эталонными калибраторами для внесения поправки в результаты измерений.


    (Измененная редакция, Изм. N 2).


    2.2 Условия проведения измерений


    2.2.1 В зависимости от назначения судна контроль шума должен производиться на основном спецификационном режиме:


    режиме полного хода (ходовом режиме при спецификационной частоте вращения главных двигателей; для судов внутреннего плавания - не менее 95% от спецификационной частоты вращения);


    производственном режиме.


    2.2.2 Измерения на ходовом режиме следует производить при движении судна прямым курсом (максимальное отклонение руля +/-3 град.), при волнении не выше 3 баллов для судов водоизмещением до 5000 т и 4 баллов - для судов водоизмещением свыше 5000 т, при полной загрузке судна или в балласте.


    2.2.3 На судах технического и промыслового флота измерения следует выполнять на ходовом в производственном режиме при спецификационных условиях. В производственных помещениях и на рабочих местах на открытых палубах измерения выполняют в соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.050-86.


    2.2.4 Измерения проводят в полностью оборудованных помещениях (разрешается отсутствие мягкой экипировки, что не должно учитываться при обработке результатов измерений), при закрытых дверях и иллюминаторах, включенных на полную расчетную производительность, системах вентиляции и кондиционирования воздуха. Количество людей в помещении, не считая выполняющих измерения операторов, должно быть не более штатного.


    Во время проведения измерений следует исключить помехи непроизводственного характера (разговоры, музыка, стук и т.п.); уровень производственных помех учитывается в соответствии с требованиями стандарта ИСО 2923-75.


    Поправки для учета уровня помех приведены в приложении 1.


    2.2.5 В рулевых, штурманских и радиорубках при измерениях должно быть включено электрорадионавигационное оборудование.


    Допускается проводить измерения с открытыми с подветренной стороны дверями и иллюминаторами, если это обычно принято.


    На крыльях ходового мостика измерения проводят с подветренного борта.


    2.2.1-2.2.5 (Измененная редакция, Изм. N 2).


    2.2.6 На рабочих местах в трюмах и на открытой палубе при измерениях должна быть включена система вентиляции трюмов.


    (Введен дополнительно, Изм. N 2).


    2.3 Проведение измерений


    2.3.1 В машинных отделениях шум измеряют на основных, рабочих местах, в зонах обслуживания двигателей, механизмов и устройств энергетической установки судна, а также в районах основных источников шума.


    (Измененная редакция, Изм. N 2).


    2.3.2 В зонах обслуживания главных и вспомогательных двигателей точки измерений должны быть расположены с двух сторон двигателей в средней их части на расстоянии 1 м от излучающей поверхности двигателей на каждом ярусе, а также у воздухозаборного устройства двигателей. При наличии двух или более двигателей и расстоянии между ними меньше 2 м измерения производятся между двигателями.


    2.3.3 В машинных отделениях площадью до 15 кв. м измерения выполняются не менее, чем в двух точках, расположенных в средней части между двигателем и бортами.


    2.3.4 В изолированных постах управления, производственных и служебных помещениях измерения выполняют на рабочих местах и в центре этих помещений.


    2.3.5 В жилых, общественных и медицинских помещениях площадью до 30 кв. м измерения выполняют в центре помещения, а при площади свыше 30 кв. м - в точках с интервалами не более 7 м.


    Если предварительными измерениями в помещении обнаружены зоны, в которых уровень звука превосходит измеренный в указанных точках более чем на 10 дБ.А, особенно вблизи головы сидящего или лежащего человека, выполняют контроль в этих зонах и зоне с максимальным значением шумовых характеристик.


    2.3.6 В зонах отдыха (на спортивных площадках и открытых палубах жилой надстройки) измерения проводят в средней части зоны и в наиболее шумной точке, которую находят предварительными измерениями уровня звука.


    2.3.7 При проведении измерений микрофон следует располагать на высоте 1,5 м от настила и на расстоянии 1 м от ограждающих поверхностей (борты, переборки, цистерны и т.п.), предметов насыщения (механизмы, агрегаты и др. устройства) и на расстоянии 0,5 м от человека, проводящего измерения.


    Если расстояние между ограничивающими поверхностями менее 2 м, точку измерения выбирают на половине этого расстояния.


    При измерениях на открытых палубах в случае необходимости микрофон должен иметь противоветровую защиту, при этом в результаты измерений должны быть внесены коррективы в соответствии с частотной характеристикой примененного противоветрового устройства.


    2.3.8 При измерении уровней шума у выхлопных и воздухозаборных устройств двигателей, систем вентиляции и кондиционирования воздуха микрофон устанавливают вне потока газа или воздуха на расстоянии 1,0 м от кромки отверстия под углом 30 град. к оси потока.


    2.3.9 При измерениях шумомер должен быть включен в положение "медленно", при этом данные считывают до ближайшего целого числа; при колебаниях стрелки прибора отсчет следует производить по среднему ее положению.


    2.3.3-2.3.9 (Измененная редакция, Изм. N 2).



    3 Обработка и оформление результатов измерений



    3.1 Результаты измерений шума сопоставляют с допустимыми его уровнями.


    (Измененная редакция, Изм. N 2).


    3.1.1 (Исключен, Изм. N 2).


    3.2 Результаты измерений должны быть оформлены протоколом испытаний, содержащим:


    наименование и тип судна;


    номер проекта и порядковый номер в серии;


    наименование организации-проектанта и завода-строителя;


    год постройки судна, порт приписки;


    дату проведения испытаний;


    наименование организации и фамилии операторов, производивших измерения;


    данные о районе проведения испытаний, глубине, силе ветра, состоянии моря (реки, озера);


    информацию о загрузке судна;


    сведения о режиме работы судна, энергетической установки (нагрузка и частота вращения главных двигателей, частота вращения винта, работающие дизель-генераторы), технологического и рефрижераторного оборудования;


    перечень измерительной аппаратуры (наименование, тип, дату госповерки);


    оценку соответствия уровней шума действующим нормативам;


    дополнительные данные (отступления от программы, наличие тональных или импульсных шумов и т.п.).


    К протоколу прилагают таблицу с указанием мест, точек и результатов измерений.


    (Измененная редакция, Изм. N 2).


    3.3 Протокол испытаний является составной частью приемного акта судна.


    3.4 (Исключен, Изм. N 2).



Приложение 1
(справочное)


Поправки для учета уровня помех
(п.6.3 стандарта ИСО 2923-75)


+------------------------------------------------------------------+

¦ Разность между уровнем шума    ¦     Поправки к результатам      ¦

¦     и уровнем помех, дБ        ¦          измерений, дБ          ¦

+------------------------------------------------------------------+

 

     10 и выше                             0

 

       6-9                                 - 1

 

       4-5                                 - 2

 

        3                                  - 3

 

 

 

 

Приложение 2
(справочное)


Соответствие требований ГОСТ 12.1.020-79
требованиям СТ СЭВ 5710-86


+------------------------------------------------------------------+

¦            ГОСТ 12.1.020-79              ¦  СТ СЭВ 5710-86       ¦

+------------------------------------------+-----------------------¦

¦ Пункт ¦      Содержание требований       ¦ Пункт ¦  Содержание   ¦

¦       ¦                                  ¦       ¦  требований   ¦

+------------------------------------------------------------------+

 

  1.1    Точность метода контроля согласно     -           -

         ГОСТ 23941-79 должна быть оценена

         средним квадратическим отклонением

         результата измерения

 

     (Введено дополнительно, Изм. N 2).