МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

ВЕДОМСТВЕННЫЕ НОРМЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

 

ВАГОНЫ ПАССАЖИРСКИЕ.

 

ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.

 

ВНПБ-03

 

 

УТВЕРЖДАЮ:

Заместитель Министра путей сообщения

____________ АКУЛОВ М.П.

« 05 » марта 2003 года

 

Разработаны коллективом:

А.А Юхневский, А.З Важаев, А.А Балашов, В.Н, Болихов (ЗАО НО «ТИВ»); И.С Ермишкин, Г.В Страхов (ОАО «ТВЗ»); В.П Аксютин, Ю.П Никифоренок, А.П Ванин (ЦУО МПС РФ); Ю.В Корнев (ФГУП «Дирекция пассажирских сообщений МПС России»); В.С Фетисов (ЦЛ МПС РФ); В.И Панферов, В.И Жолобов (ВНИИЖТ)

 

СОГЛАСОВАНО:

 


1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

 

1.1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

 

1.1.1. Настоящие Нормы определяют требуемый на данном этапе развития вагоностроения уровень противопожарной защиты пассажирских вагонов на перевозки пассажиров на железнодорожном транспорте и направлены на сохранение жизни и здоровья людей от воздействия опасных факторов пожара (ОФП) и снижение материальных потерь в результате пожаров в вагонах.

1.1.2. Настоящие Нормы должны выполняться при строительстве, реконструкции (модернизации), ремонтах в объёме КАР, КР-1, КР-2, ДР и эксплуатации на железных дорогах РФ колеи 1520 мм пассажирских вагонов локомотивной тяги всех типов и являются обязательными для всех юридических и физических лиц и других министерств и ведомств, изготавливающих продукцию для вагоностроения и пользующихся услугами железнодорожного транспорта. Для вагонов-электростанций, вагонов-ресторанов, вагонов с буфетом, почтовых и багажных, вагонов-лабораторий и спецвагонов Нормы должны быть дополнены отдельными специальными требованиями с учётом специфики их назначения и согласованы с МПС.

1.1.3. Пассажирские вагоны, построенные до введения настоящих Норм, на прошедшие модернизации, должны соответствовать техническим условиям и конструкторской документации, по которым они строились.

1.1.4. Пожарная безопасность пассажирских вагонов обеспечивается системами предотвращения пожара и противопожарной защиты путём выполнения требований к материалам, конструкциям, оборудованию, системам вагона, а также организационно-техническими мероприятиями, в основе которых использованы положения:

- Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 г. №69-ФЗ;

- Закона «О Федеральном железнодорожном транспорте» от 20 июля 1995 г;

- Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ-01-93);

- Правил пожарной безопасности на железнодорожном транспорте (ЦУО/112);

- ГОСТ 12.1.004-91 «Пожарная безопасность. Общие требования»;

- ГОСТ, ОСТ, ТУ и др. НТД, утверждённых в установленном порядке.

1.1.5. Вероятность воздействия опасных факторов пожара (ОФП) на пассажиров для эксплуатируемых пассажирских вагонов, рассчитанная по методике, приведённой в Приложении 1, не должна превышать нормативной величины 10-6 в расчёте на отдельного пассажира.

1.1.6. Настоящие Нормы пожарной безопасности должны пересматриваться не реже одного раза в 5 лет.

 

1.2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

 

ГОСТ 12.1.004 Пожарная безопасность. Общие требования.

ГОСТ 12.1.007 Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности.

ГОСТ 12.1.019 ССБТ. Электробезопасность. Общие требования и номенклатура видов защиты.

ГОСТ 12.1.033 ССБТ. Пожарная безопасность. Термины и определения.

ГОСТ 12.1.044 Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения.

ГОСТ 12.2.047 ССБТ. Пожарная техника. Термины и определения.

ГОСТ 183 Машины электрические вращающиеся. Общие технические условия.

ГОСТ 2582 Машины электрические вращающиеся. Общие технические условия.

ГОСТ 9219 Аппараты электрические тяговые. Общие технические требования.

ГОСТ 12176-89 Кабели, провода и шнуры. Методы проверки на нераспространение горения.

ГОСТ 14254 Степени защиты, обеспечиваемые оболочками.

ГОСТ 26996-86Е Полипропилен и сополимеры полипропилена. Технические условия.

ГОСТ 30247.0 Конструкции строительные. Методы испытаний на огнестойкость. Общие требования.

ГОСТ Р 50810 Пожарная безопасность текстильных материалов. Ткани декоративные. Метод испытания на воспламеняемость и классификация.

Стандарт СЭВ 383-87 Пожарная безопасность в строительстве. Термины и определения.

 

 

1.3. ОПРЕДЕЛЕНИЯ

 

1.3.1. Пожарная безопасность объекта – состояние, при котором с регламентированной вероятностью исключается возможность возникновения и развития пожара и воздействия на людей опасных факторов пожара, а также обеспечивается защита материальных ценностей (ГОСТ 12.1.033-81).

1.3.2. Пожарная опасность объекта – состояние объекта, заключающееся в возможности возникновения пожара и его последствий (ГОСТ 12.1.004-91).

1.3.3. Опасные факторы пожара – факторы пожара, воздействие которых приводит к травмам, отравлению или гибели человека, а также к материальному ущербу (ГОСТ 12.1.033).

1.3.4. Горючесть – способность веществ к горению под воздействием источника зажигания (СТ СЭВ 383-87).

1.3.5. Дым – видимая в воздухе взвесь твёрдых или жидких частиц или газа, образующихся при горении (СТ СЭВ 383-87).

1.3.6. Показатель пожарной опасности – величина, количественно характеризующая какое-либо свойство пожарной опасности (ГОСТ 12.1.033).

1.3.7. Огнестойкость – свойство конструкции сохранять огнепреграждающую способность в период нагрева (пожара).

1.3.8. Предел огнестойкости – продолжительность сопротивления конструкции огневому воздействию по режиму стандартного пожара до потери огнепреграждающей способности.

1.3.9. Огнезащищённый материал – материал, пониженная пожарная опасность которого является результатом его огнезащиты (ГОСТ 12.1.044).

1.3.10. Группа горючести – классификационная характеристика способности материалов к горению (ГОСТ 12.1.044).

1.3.11. Индекс распространения пламени – условный безразмерный показатель, характеризующий способность материалов воспламеняться, распространять пламя по поверхности и выделять тепло (ГОСТ 12.1.044).

1.3.12. Коэффициент дымообразования – показатель, характеризующий оптическую плотность дыма, образующегося при пламенном горении или термоокислительной деструкции (тлении) определённого количества твёрдого вещества (материала) в условиях специальных испытаний (ГОСТ 12.1.044).

1.3.13. Показатель токсичности продуктов горения – отношение количества материала к единице объёма замкнутого пространства, в котором образующиеся при горении материалов газообразные продукты вызывают гибель 50% подопытных животных (ГОСТ 12.1.044).

1.3.14. Установка пожарной сигнализации – совокупность технических средств, установленных на защищаемом объекте, для обнаружения пожара, обработки и предоставления в заданном виде извещения о пожаре на этом объекте (ГОСТ 12.2.047).

1.3.15. Установка пожаротушения – совокупность стационарных технических средств для тушения пожара за счёт выпуска огнегасящего вещества (ГОСТ 12.2.047).

1.3.16. Мебель вагонная – шкафы (для одежды, постельных принадлежностей, посуды и хозинвентаря), столики, полки и подставки (для посуды, мелких хозяйственных и бытовых вещей, радио- и видеоаппаратуры), рундуки.

1.3.17. Облицовка – декоративное покрытие (лакокрасочное, полимерное и т.д.), наносимое на основу из конструкционного материала (фанеру, металл и т.п.) или отделочный материал с декоративной поверхностью (БСП, плёнки, ткани и т.п.), используемый в сочетании с конструкционным материалом.

 

2. ТРЕБОВАНИЯ К МАТЕРИАЛАМ И КОНСТРУКЦИЯМ ВНУТРЕННЕГО ОБОРУДОВАНИЯ

 

2.1. Неметаллические материалы, применяемые во внутреннем оборудовании пассажирских вагонов, в зависимости от их названия должны иметь документально подтверждённые испытаниями показатели пожарной опасности: группу горючести, индекс распространения пламени, коэффициент дымообразования и показатель токсичности продуктов горения в соответствии с ГОСТ 12.1.044-89 «Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения», «Методикой испытаний тканей и плёнок на распространение пламени», приведённой в приложении 2, и «Методикой испытаний на распространение пламени по поверхности материалов для покрытий полов в железнодорожных вагонах», приведённой в приложении 3.

Определение показателей пожарной опасности этих материалов должно производиться организациями, аттестованными на данный вид деятельности Главным Управлением Государственной противопожарной службы.

Все вновь принимаемые в конструкциях вагонов неметаллические материалы и средства обеспечения пожарной безопасности должны согласовываться Главным инспектором по пожарному надзору и Главным Государственным санитарным врачом по железнодорожному транспорту Российской Федерации и иметь сертификат пожарной безопасности, а также гигиенический сертификат или санитарно-эпидемиологическое заключение.

Применяемые в серийном производстве материалы и средства обеспечения пожарной безопасности в соответствии с «Перечнем продукции, подлежащей обязательной сертификации в области пожарной безопасности» должны иметь сертификат пожарной безопасности.

 

2.2. Из материалов одной группы горючести и (или) распространения пламени должны выбираться материалы, имеющие лучшие показатели по дымообразующей способности и токсичности.

 

2.3. Материалы, применяемые во внутреннем оборудовании при строительстве пассажирских вагонов и ремонтах, в зависимости от их назначения должны быть:

2.3.1. При строительстве вагонов и их ремонте в объёме КВР:

- негорючие – для подшивки изоляции крыши, воздуховода вентиляционной установки, потолков, каркасов спальных полок (диванов) и кресел. Допускается по согласованию с Департаментом пассажирских сообщений и Управлением ведомственной охраны МПС России в исключительных случаях использовать для изготовления и замены потолков вагонов специального назначения* трудногорючие материалы;

- негорючие или трудногорючие – для термоизоляции кузова, футляров аккумуляторов, перегородок, багажных полок, мебели, обшивки стен и дверей, закладных деталей, обрешётки потолков и крыши, труб водоснабжения;

- трудногорючие или трудновоспламеняемые – для гидроизоляции, диффузоров, компенсирующих вставок и звукоизолирующих элементов вентустановки, звукоизоляции потолков, теплоизоляции труб и баков водоснабжения и труб отопления.

При использовании негорючей теплоизоляции допускается применение в качестве гидроизоляционного материала полиэтиленовой плёнки;

- медленно распространяющие пламя – для облицовки потолков, занавесей, штор, обивки спальных полок (диванов) и кресел, покрытия полов, облицовки поверхностей стен, перегородок, багажных полок, мебели.

Текстильные материалы, плавящиеся при тепловом воздействии должны быть трудновоспламеняемыми по ГОСТ Р 50810 «Пожарная безопасность текстильных материалов. Ткани декоративные. Метод испытания на воспламеняемость и классификация».

_________________

* Вагоны специального назначения – вагоны для перевозки высших должностных лиц государства Российской Федерации и руководителей Министерства путей сообщения Российской Федерации.

 

2.3.2. При ремонте вагонов в объёме КР-2:

- негорючие – для подшивки изоляции крыши, изготовления воздуховода вентиляционной установки, потолков, каркасов спальных полок (диванов) и кресел. Допускается по согласованию с Департаментом пассажирских сообщений и Управлением ведомственной охраны МПС России в исключительных случаях использовать для изготовления и замены потолков вагонов специального назначения трудногорючие материалы;

- негорючие или трудногорючие – при замене перегородок, багажных полок, мебели, обшивки продольных и тамбурных стен, дверей, закладных деталей и обрешётки стен, обрешётки потолков и крыши, термоизоляции кузова;

- трудногорючие или трудновоспламеняемые – при замене гидроизоляции, диффузоров, компенсирующих вставок и звукоизолирующих элементов вентиляционной установки, теплоизоляции труб водоснабжения, звукоизоляции потолков.

При использовании негорючей теплоизоляции допускается применение в качестве гидроизоляционного материала полиэтиленовой плёнки;

- медленно распространяющие пламя – для облицовки поверхностей стен, перегородок, мебели, потолков, обивки спальных полок (диванов) и кресел, штор, покрытия полов при их замене.

Текстильные материалы, плавящиеся при тепловом воздействии должны быть трудновоспламеняемыми по ГОСТ Р 50810 «Пожарная безопасность текстильных материалов. Ткани декоративные. Метод испытания на воспламеняемость и классификация».

2.3.3. При ремонте в объёме КР-1:

- негорючие – при подшивке изоляции крыши, изготовлении воздуховода вентиляционной установки, потолков, каркасов спальных полок (диванов) и кресел. Допускается по согласованию с Департаментом пассажирских сообщений и Управлением ведомственной охраны МПС России в исключительных случаях использовать для изготовления и замены потолков вагонов специального назначения трудногорючие материалы;

- негорючие или трудногорючие – при замене багажных полок, мебели, обшивки продольных и тамбурных стен, дверей, закладных деталей и обрешётки стен и крыши, перегородок;

- трудногорючие или трудновоспламеняемые – при замене гидроизоляции, диффузоров, компенсирующих вставок и звукоизолирующих элементов вентиляционной установки, звукоизоляции потолков, теплоизоляции труб и баков водоснабжения и труб отопления. При использовании негорючей теплоизоляции допускается применение в качестве гидроизоляционного материала полиэтиленовой плёнки;

- медленно распространяющие пламя – при замене потолков, штор, занавесей, обивки спальных полок (диванов) и кресел, покрытия полов, облицовки поверхностей стен, перегородок, багажных полок, мебели.

Текстильные материалы, плавящиеся при тепловом воздействии должны быть трудновоспламеняемыми по ГОСТ Р 50810 «Пожарная безопасность текстильных материалов. Ткани декоративные. Метод испытания на воспламеняемость и классификация».

 

2.4. Конструкции спальных полок (диванов) и кресел не должны распространять горение при испытании по методике, приведённой в Приложении 4.

 

2.5. Данные требования не распространяются на мелкие детали (крючки, втулки, плафоны, таблички, декоративные решётки) массой не более 100 г, а также уплотнительные и герметизирующие материалы, рассеиватели светильников, щитки фотосхем, элементы конструкции пола (изоляцию, обрешётку, настил), кроме напольного покрытия.

 

2.6 Пожаробезопасность вагона новой постройки оценивается по результатам натурных огневых испытаний базовой модели, а в дальнейшем при внесении принципиальных изменений в систему его противопожарной защиты по мере необходимости и требованию Заказчика.

Допускается проведение натурных огневых испытаний на макете отсека вагона.

 

3. ТРЕБОВАНИЯ К ОТОПЛЕНИЮ И ВОДОСНАБЖЕНИЮ

 

3.1. При использовании в конструкциях ограждения котельного отделения и нише кипятильника горючих материалов, они должны защищаться от возгорания металлическим листом по негорючему или трудногорючему изоляционному материалу (картон базальтовый или асбестовый) толщиной не менее 5 мм.

При строительстве и ремонте вагонов в объёме КВР котельное отделение должно выделяться в замкнутый блок, отдельный от других помещений перегородками из негорючих или трудногорючих материалов, исключающими возможность попадания искр в межпоталочное пространство и другие помещения вагона. В зависимости от типа и конструкции вагона по согласованию с Заказчиком в объёме котельного отделения допускается включать пространство над потолком от фрамуги концевой стены до фрамуги служебного отделения.

Для вагонов с установкой кондиционирования воздуха крышевого моноблочного исполнения допускается в объём котельного помещения включать всё пространство над потолком тамбура,  коридора, туалета и служебного отделения.

 

3.2. Полы и стены котельного отделения должны иметь уплотнения из негорючего материала во всех местах прохода через них трубопроводов.

 

3.3. Вывод дымовытяжных труб котлов, бойлеров, кипятильников и плит наружу вагона должен производиться через специальные противопожарные разделки, которые должны удовлетворять следующим требованиям:

3.3.1. Для вагонов подвергающихся ремонтам в объёме КВР, КР-2, КР-1, разделки дымовытяжных труб, проходящих через горючие конструкции вагона, должны соответствовать проекту М-590 ПКБ ЦВ, а для вагонов постройки Германии после 1978 г. – альбомным чертежам завода-изготовителя.

3.3.2. Разделки дымовытяжных труб, проходящих через ограждающие конструкции вагона, должны иметь металлический экран (кожух) замкнутого контура с изоляцией из негорючего материала толщиной не менее 8 мм. Зазор между дымовытяжной трубой и металлическим экраном (кожухом) должен быть:

- для труб диаметром до 90 мм – не менее 8 мм;

- для труб диаметром до 120 мм – не менее 12 мм;

- для труб диаметром до 260 мм – не менее 25 мм.

3.3.3. Противопожарные разделки дымовых труб, установленные в крыше, должны исключать возможность проникновения через них искр внутрь вагона.

 

3.4. Дымовытыжные трубы на всём протяжении внутри вагона должны быть изолированы негорючими или трудногорючими изоляционными материалами или закрыты  экранами (кожухами) с воздушными прослойками, с размерами, соответствующими п. 3.5.

Дымовытяжную трубу кипятильника в верхней её части, проходящей через люк крыши и ниже люка крыши на расстоянии до 120 мм изолировать негорючими материалами толщиной 2,5 мм.

 

3.5. Дымовытяжная труба котла водяного отопления с отдельным расширителем на всём протяжении выше водяной рубашки должна быть заключена в металлический экран с отверстиями для циркуляции воздуха. Расстояние между дымовой трубой и экраном должно быть не менее 25 мм.

Для вагонов, проходящих ремонты в объёме КВР, КР-2, КР-1, конструкции крыши вокруг разделки, выполнены из горючих материалов, должны быть защищены негорючими материалами толщиной 10 мм и, иметь воздушную прослойку 20-25 мм.

 

3.6. Конструкции противопожарных разделок дымовых труб котла, кипятильника и плиты с использованием твёрдого топлива, предназначенной для приготовления пищи проводником, должны допускать в условиях эксплуатации осуществление контроля за их техническим состоянием и правильностью установки на вагоне.

 

3.7. Для расчётов размеров противопожарных разделок дымовых труб котла, кипятильника, плиты должны быть приняты следующие данные:

- температура поверхности дымовой трубы, омываемой дымовыми газами, +800 °С;

- температура поверхности, омываемой водой, +100 °С.

 

3.8. Температура на поверхности конструкций из горючих материалов, обращённых к теплоизлучающим поверхностям с температурой +80 °С и выше, не должна превышать +60 °С, а на поверхностях из огнезащищенных материалов (например: ОДБСП, ОФП, ОДВП, древесина, подвергнутая глубокой пропитке) +120 °С.

 

3.9. При оборудовании вагона установкой нагрева теплоносителя на жидком топливе необходимо руководствоваться НТД и КД на модернизацию, согласованными МПС.

 

4. ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМЕ ВЕНТИЛЯЦИИ

 

4.1. Монтаж электропроводов внутри воздуховодов не допускается, за исключением подводки к аппаратам и приборам, установленным непосредственно внутри воздуховода, с соблюдением мероприятий пожарной безопасности (в соответствии с пунктами раздела 5).

 

4.2. Электрокалориферы должны быть защищены от перегрева. Схема управления работой электрокалорифера должна содержать устройство, обеспечивающее отключение калорифера в случае превышения температуры на выходе воздуховода 120 °С.

 

4.3. Конструкция дефлекторов естественной вентиляции и заборных жалюзи не должна допускать попадания искр внутрь вагона на стоянках и при движении.

 

4.4. Для ограничения распространения опасных факторов пожара по вагону через воздуховод в нём должна устанавливаться противопожарная заслонка, автоматически и (или) вручную перекрывающая воздуховод.

 

5. ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМЕ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ

 

5.1. Общие требования

5.1.1. Электрооборудование вагона должно отвечать требованиям:

- по аппаратам электрическим – ГОСТ 9219;

- по электрическим машинам – ГОСТ 2582 и ГОСТ 183;

- по безопасности – ГОСТ 12.1.004, ГОСТ 12.1.007.

Допускается применение электрооборудования по другим ГОСТ, ОСТ, ТУ или стандартам других стран по согласованию с Заказчиком в установленном порядке. При этом показатели, влияющие на их пожарную опасность, должны быть не ниже аналогичных показателей отечественного электрооборудования, что подтверждается сертификатом соответствия в Системе Сертификации на Федеральном железнодорожном транспорте. Электрооборудование должно соответствовать технической документации и схеме электрической принципиальной. Изменения в электрооборудовании и в схеме допускаются только после изменения технической документации в установленном порядке и согласования с МПС. Пассажирские вагоны не модернизированные эксплуатируются по существующей на них документации.

5.1.2. Конструкции аппаратов, узлов и электропроводок должны исключать во время эксплуатации вагона снижение сопротивления изоляции элементов электрооборудования напряжением до 1000 В ниже значений «Норм сопротивления изоляции элементов электрооборудования до 1000 В пассажирских вагонов», данных в Приложении 5.

5.1.3. Сопротивление изоляции электрооборудования номинальным напряжением 3000 В постоянного и однофазного переменного тока, собранного в одном каркасе, блоке или ящике, в холодном состоянии должно быть не менее 5 МОм при нормальных климатических условиях.

5.1.4. Всё электрооборудование напряжением выше 110 В постоянного тока и выше 42 В переменного тока должно иметь надёжное заземление на корпус (кузов) вагона. На каждую тележку устанавливаются две перемычки между рамой тележки и буксами. Сечение перемычек определяется расчётом, но по условиям механической прочности должно быть для каждой перемычки не менее 12,5 мм2 (суммарно 25 мм2). Сопротивление каждого контакта защитного заземления должно быть не более 0,01 Ом.

5.1.5. Ящик с высоковольтной коммутационной аппаратурой должен быть расположен под вагоном на раме. Ящик должен быть снабжён замком под специальный ключ, используемый для междувагонных электрических высоковольтных соединений и иметь уплотнение от проникновения внутрь ящика влаги, пыли и грязи (степень защиты IP55 по ГОСТ 14254-96), а также устройство в днище для стока конденсата.

5.1.6. Все аппараты и узлы высоковольтного электрооборудования (нагревательные элементы печей и калориферы, реле, блокировки, провода и др.) должны обеспечивать нормальную работу при колебаниях напряжения от 2200 до 4000 В постоянного и 2200 до 3600 В переменного тока.

5.1.7. Электрооборудование вагона не должно повреждаться под действием коммутационных, индуктивных перенапряжений и при резких колебаниях напряжений в пределах, установленных техническими условиями.

5.1.8. Крепления электрических контактных соединений должны иметь устройства против самоотвинчивания.

5.1.9. Корпуса аккумуляторов должны изготавливаться из трудногорючих или трудновоспламеняемых материалов. При использовании аккумуляторов с металлическим корпусом допускается использование изоляционных  резиновых чехлов. Допускается применение аккумуляторов с корпусами из сополимера полипропилена марки 22015-29 ГОСТ 26996-86Е.

5.1.10. Электрооборудование должно иметь селективную защиту цепей потребителей от коротких замыканий и перегрузок. Защита электрических цепей напряжением до 1000 В должна быть выполнена автоматическими выключателями или предохранителями с плавкими вставками. В низковольтных цепях постоянного тока при двухпроводной изолированной системе защита должна осуществляться как в плюсовой, так и минусовой шинах (проводах). Номинальный ток предохранителя не должен быть больше допустимого тока защищаемых проводов и кабелей.

5.1.11. Низковольтные (до 1000 В) оборудование постоянного тока в нормальном режиме должно быть выполнено по двухпроводной системе, изолировано от «корпуса» вагона и иметь сигнализацию о снижении сопротивления изоляции.

5.1.12. Ниши всех распределительных щитов и пускорегулирующей аппаратуры должны быть изолированы от горючих материалов конструкции негорючими или трудногорючими изоляционными материалами толщиной не менее 5 мм. Конструкция ниши распределительных щитов и пускорегулирующей аппаратуры должна предотвращать распространение пламени по вагону в случае его возникновения в нише, щите и должна позволять легко производить осмотр, ремонт и проверку состояния электрооборудования.

5.1.13. Конструкции  из горючих материалов, на которых располагаются электронагревательные приборы (например, электропечи для отопления), должны быть изолированы металлическим листом толщиной не менее 0,5 мм по негорючему или трудногорючему изоляционному материалу толщиной 5 мм. При этом от верхнего края электронагревателя до края изоляции должно быть не менее 50 мм. Для светильников с лампами накаливания толщина изоляции должна быть не менее 2,8 мм и её постановка допускается без закрытия металлическим листом.

5.1.14. Температура на поверхности наружных кожухов электронагревателей (электропечей для отопления) не должна превышать +60 °С. температура на поверхности всех элементов электрооборудования и защитных поверхностей должна иметь значения, исключающие возможность возгорания близлежащих элементов и конструкций.

 

5.2. Требования к электропроводкам

5.2.1. Электропроводки должны выполняться кабельными изделиями и соответствовать «Указаниям по применению марок кабельных изделий для выполнения электропроводок в пассажирских  вагонах локомотивной тяги и вагонах-электростанциях» (Приложение 6)

Электропроводка должна выполняться согласно таблице 1.

 

Таблица 1.

 

Способы прокладки электропроводки

Прокладка по конструкциям

Из горючих материалов

Из трудно-

воспламеняемых материалов

Из негорючих материалов

а) Монтаж проводов и кабелей с ограниченной подвижностью

Металлические короба, трубы

С прокладкой негорючих материалов 1

Непосредственно

Непосредственно

Металлорукава

С прокладкой негорючих материалов 1,2

Непосредственно

Непосредственно

Жгуты

-

-

Непосредственно в пульте управления, подвагонных ящиках и нишах распределительных щитов

б) Открытые электропроводки к подвижным токоприёмникам и спуски к токоприёмникам (подвижным и неподвижным)

Не защищённые электропровода и кабели

В металлорукавах или защищённых оболочках из материалов, медленно распространяющих пламя

 

С прокладкой под металлорукава или защитные оболочки негорючих материалов 1

Непосредственно

Непосредственно

Провода и кабели типа ППСРВМ, КПСРВМ с изоляцией, не распространяющей горение, в прокладке к светильникам тамбуров

С прокладкой негорючих материалов

Непосредственно

Непосредственно

 

Примечание к таблице 1 п.5.2.

1. Прокладка из негорючих или трудногорючих теплоизоляционных материалов толщиной не менее 2,8 мм должна выступать с каждой стороны трубы, металлорукава или короба не менее чем на 15 мм. В условиях возможности воздействия дизельного топлива или смазочных масел прокладка должна быть армирована металлическим листом толщиной не менее 0,5 мм.

2. Прокладка из негорючих или трудногорючих теплоизоляционных материалов (например, асбестовых тканей, асбокартона, базальтового картона и т.д.) толщиной не менее 2,8 мм должна защищать горючие сплошным слоем вокруг металлорукава в случае его прокладки внутри конструкций, выполненных из горючих материалов. В остальных случаях допускается прокладка металлорукавов согласно Примечанию п.1.

допускается прокладка электропроводки непосредственно по конструкциям из трудногорючих фанерных плит, облицованных огнезащищённым бумажно-слоистым пластиком.

3. Для защиты от механических повреждений незащищённых электропроводов и кабелей, прокладываемых под вагоном, допускается применение материалов типа брезент с водоотталкивающей пропиткой, кожа и т.д.

 

5.2.2. Прочие требования к электропроводкам:

- места прохода труб, металлорукавов и трубок через перегородки, места установки штепсельных розеток, выключателей, светильников с лампами накаливания и другой аппаратуры в зависимости от конструкции, изолируются от контакта с конструкциями вагона из горючих материалов  негорючими или трудногорючими теплоизоляционными материалами толщиной 2,8-3 мм. Штепсельные розетки и выключатели открытой проводки, светильники с лампами накаливания допускается устанавливать непосредственно на конструкциях из трудногорючих материалов, облицованных огнезащитными материалами. При этом должно обеспечиваться плотное прилегание розеток и выключателей к основаниям конструкций;

- на концы проводов (или кабелей), присоединяемых к люминесцентным светильникам, выключателям, указателям занятости туалета с лампой накаливания до 15 Вт и др. аппаратам, не имеющим повышенного нагрева в эксплуатации, должны одеваться полихлорвиниловые трубки;

- на концы проводов и кабелей (кроме термостойких), присоединяемых к электропечам, светильникам с лампами накаливания и другим аппаратам, имеющим температуру нагрева в месте присоединения проводов в рабочем состоянии выше 65 °С, а также к штепсельным розеткам, должны одеваться термоизоляционные трубки. На концы проводов и кабелей, присоединяемых к штепсельным розеткам и светильникам для чтения, могут одеваться поливинилхлоридные трубки, закреплённых ПВХ лентой. В качестве маркировочных трубок допускается использовать поливинилхлоридные трубки;

- чехлы для защиты электропроводов от механических повреждений внутри вагона должны изготавливаться из материалов с индексом распространения пламени I<20.

 

5.3. Требования к конструкциям для выполнения монтажа электропроводок с ограниченной подвижностью:

а) трубы, детали их соединения, ответвительные (соединительные) коробки, короба и кабельные каналы должны быть очищены от пыли, грязи, масла, посторонних предметов, продуты и защищены от коррозии; острые кромки и грат не допускаются;

б) трубы, металлорукава, короба, ответвительные коробки должны быть надёжно закреплены на конструкциях вагона;

в) кабельные каналы, выполняемые в полу вагона, должны быть уплотнены от попадания жидкостей во внутренние полости.

Допускается применение лабиринтных дренажных канавок;

г) на концах металлических труб и металлорукавов должны быть установлены защитные элементы, исключающие касания проводов и кабелей об их кромки;

д) радиус изгиба труб должен быть не менее 2,5 наружных диаметров этих труб; в местах изгиба допускается овальность в пределах до 15% от наружного диаметра трубы;

е) соединения стальных или алюминиевых труб между собой должны выполняться на резьбовых муфтах с контргайками; под вагонами и в местах возможного воздействия жидкостей – места соединений дополнительно должны уплотняться льняной прядью, пропитанной цинковыми белилами (для алюминиевых труб), железным или свинцовым суриком (для стальных труб);

ж) трубы должны соединяться с соединительными коробами, ящиками, шкафами и др. аппаратами (жёстко закреплёнными на конструкциях вагонов) в зависимости от конструкции ввода этих аппаратов резьбовыми или другими соединениями, обеспечивающими необходимую в данном месте плотность. Ввод проводов и кабелей в шкафы, коробки и др. аппараты внутривагонного электрооборудования должен осуществляться в зависимости от конструкции ввода этих аппаратов;

з) трубопровод (трубопроводы) для высоковольтной магистрали, прокладываемый под вагоном, должен быть испытан на плотность;

и) внутренние полости коробов и места их соединений должны иметь исполнения, исключающие повреждения изоляции проводов и кабелей;

к) монтаж проводов и кабелей должен исключать перетирание их изоляции.

5.3.1. Совместная прокладка проводов электрических цепей напряжением до 1000В и выше 1000В в одних и тех же трубах и коробах не допускается.

5.3.2. Наращивание проводов пайкой запрещается. Соединение проводов разрешается делать на зажимах соединительных планок, на зажимах аппаратов и с применением пайки при присоединении к приборам, имеющим паяное соединение. В отдельных случаях, по согласованию с МПС, допускается соединение проводов с помощью болтов и пайки в местах, предусмотренных чертежами. На один зажим должно подсоединяться не более трёх проводов.

5.3.3. Провода внутри аппаратов пультов, ящиков и ответвительных коробок должны быть уложены без натяжения, надёжно закреплены, и не мешать работе аппаратов.

5.3.4. Провода в аппаратах, коммутирующих ток, должны быть уложены так, чтобы образующаяся при разрыве дуга не могла повредить их изоляцию. Расположение наконечников проводов не должно уменьшать расстояния по воздуху от точек присоединения до заземлённых частей.

5.3.5. Контактные соединения в соответствии с конструкторской документацией должны быть покрыты термоиндикаторной краской.

5.3.6. Температура нагрева проводов и кабелей в жгутах, проложенных внутри электрораспределительных щитов и за их пределами, не должна превышать допустимой температуры на жиле отдельных проводов и кабелей.

5.3.7. Электрические цепи, короткое замыкание которых не может привести к пожароопасному разогреву проводов, т.е. току короткого замыкания, равному по величине рабочему току нагрузки (например: вторичные (слаботочные) цепи к термоконтакторам, термосопротивлениям, шлейфы пожарной сигнализации, цепи радио и телефона, кабели или провода от антенн, цепи информационной, видео- и аудиосистем и т.п.), прокладываются проводами и кабелями непосредственно по конструкциям из огнезащищённых материалов. При этом допускается прокладывать провода в поливинилхлоридных трубах.

 

6. ТРЕБОВАНИЯ К ОСНАЩЕНИЮ СРЕДСТВАМИ ПОЖАРОТУШЕНИЯ

 

6.1. Пассажирские вагоны должны оснащаться первичными средствами пожаротушения. Обеспечение пассажирских вагонов первичными средствами пожаротушения и их размещение должно производиться в соответствии с нормами оснащения объектов и подвижного состава железнодорожного транспорта первичными средствами пожаротушения, утверждёнными МПС.

 

6.2. Пульт управления комплексом электрооборудования вагона должен быть оснащён установкой автоматического пожаротушения или автоматическим самосрабатывающим огнетушителем.

 

6.3. Пассажирские вагоны при строительстве и ремонте их в объёме КВР должны оборудоваться устройствами для тушения очагов загорания с использованием запаса воды из системы водоснабжения.

 

7. ТРЕБОВАНИЯ К СРЕДСТВАМ ОПОВЕЩЕНИЯ О ПОЖАРЕ

 

7.1. Пассажирские вагоны должны оборудоваться устройствами электронной связи «проводник-штабной вагон-локомотив». Оснащение устройствами экстренной связи производится эксплуатирующей организацией в пунктах приписки вагонов при постановке их в поезд.

 

7.2. Пассажирские вагоны должны оборудоваться автоматическими установками пожарной сигнализации (УПС), способными обнаружить и оповещать о признаках пожара в контролируемых помещениях.

 

7.3. УПС должна состоять из пожарных извещателей, пожарного приёмно-контрольного прибора (ППКП) и линий связи извещателей с ППКП.

 

7.4. ППКП должен выдавать акустическую и оптическую информацию с указанием места возникновения загорания, автоматически определять неисправности (короткое замыкание, обрыв) в линиях связи, а также должен иметь возможность периодической проверки исправности всей УПС.

 

7.5. Пожарные извещатели должны реагировать на дымовые и (или) тепловые признаки пожара.

 

7.6. Тепловые пожарные извещатели должны срабатывать при достижении внутри объёма контролируемого помещения значений максимальной температуры и скорости нарастания температуры, установленных техническими условиями на УПС.

 

7.7. Дымовые пожарные извещатели должны срабатывать при достижении в контролируемых помещениях определённых значений задымлённости, установленных техническими условиями на УПС.

 

7.8. Контролируемые помещения, количество, типы и пороги срабатывания пожарных извещателей, а также места и способы размещения извещателей, должны выбираться на стадии проектирования вагона и подтверждаться результатами испытаний не вагоне каждой модели.

 

7.9. Конструкция и исполнение монтажа пожарных извещателей на вагоне должны обеспечивать легкосъёмность их с применением специального инструмента.

 

8. ТРЕБОВАНИЯ К ОГНЕЗАДЕРЖИВАЮЩИМ КОНСТРУКЦИЯМ

 

8.1. При строительстве пассажирских вагонов и их ремонте в объёме КВР и КР-2 должна устанавливаться огнезадерживающая перегородка между купе проводников и пассажирским салоном, а в купейных вагонах и между купе, разделяющих пассажирских салон не менее чем на три блока.

Недостаточное пространство в вагонах не купейного типа и над большим коридором вагона купейного типа должно быть не менее чем на три зоны путём установки огнезадерживающих фрамуг.

 

8.2. Огнезадерживающая перегородка между купе проводников и пассажирским салоном должна быть доведена до металлической обшивы кузова по контуру: крыши – боковые стены. Входящие в состав перегородки стойки обрешётки боковых стен должны быть выполнены из негорючего или трудногорючего материала. Технологические зазоры между щитом перегородки и металлом обшивы крыши и в пазах стоек обрешётки внутренней обшивы боковых стен должны быть уплотнены набивкой из негорючего или трудногорючего материала и обладать такой же огнестойкостью, как и сама перегородка.

Щит огнезадерживающий межкупейной перегородки должен быть доведён до металла подшивки изоляции крыши и облицовки обшивки боковой стены и пола. Технологические зазоры по контуру примыкания щита перегородки к подшивке изоляции крыши и облицовке боковой стены должны быть перекрыты негорючим или трудногорючим материалом и обеспечивать такую же огнестойкость, как и щит.

 

8.3. Огнезадерживающие конструкции (перегородки, фрамуги) характеризуются пределом огнестойкости, который устанавливается по времени (в минутах) наступления следующих признаков предельных состояний:

- потери целостности (Е);

- потери теплоизолирующей способности (I).

Данный показатель определяется по ГОСТ 30247 по результатам испытаний образцов, соответствующих натурным размерам конструкций, но не более 2010 х 2540 мм.

Предел огнестойкости перегородки между пассажирским салоном и купе проводников должен соответствовать Е 30 / I 15, а межкупейных перегородок и огнезадерживающих фрамуг Е 20 / I 15.

Предварительную оценку огнестойкости отдельных элементов огнезадерживающих конструкций допускается проводить на малогабаритных образцах размерами 1100 х 1100 мм.

 

8.4. Стыковое соединение элементов огнезадерживающих перегородок, конструктивное исполнение двери и дверной коробки в перегородке между купе проводников и пассажирским салоном должны обеспечивать такую же огнестойкость, как и сама перегородка.

Дверь огнезадерживающей перегородки должна оборудоваться огнестойким стеклоблоком. При этом предел огнестойкости остекления двери устанавливается только по времени наступления потери целостности (Е30).

 

8.5. Петли дверей должны быть изготовлены из материалов, имеющих температуру плавления не ниже +850 °С.

 

8.6. Заделки отверстий в местах прохода через огнезадерживающие перегородки труб, вентиляционного канала, кабельных коробов должны удовлетворять требованиям п.8.3.

 

8.7. Огнезадерживающие перегородки могут быть выполнены как из негорючих материалов, так и комбинированными, но отвечающими требованиям п.8.3.

 

9. ТРЕБОВАНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНЫХ УСЛОВИЙ ЭВАКУАЦИИ ПАССАЖИРОВ

 

9.1. При строительстве и ремонтах в объёме КВР и КР-2 пассажирские вагоны должны оборудоваться аварийными выходами. Количество (не менее двух) и расположение аварийных выходов должно обеспечивать завершение эвакуации людей до наступления предельно- допустимых значений ОФП. Для вагонов специального назначения, не предназначенных для массовых перевозок пассажиров, наличие, количество и место расположения аварийных выходов определяется Заказчиком по согласованию с Главным инспектором по пожарному надзору на железнодорожном транспорте.

 

9.2. Необходимое и расчётное время эвакуации пассажиров должны определяться для каждой модели пассажирского вагона в соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.004-91 Приложения 2. При этом, расчётная вероятность воздействия ОФП на отдельного человека в год не должна превышать допустимую.

 

9.3. В каждом вагоне должна быть вывешена памятка о пожарной безопасности.

 

 

Приложение 1

МЕТОДИКА

ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЕРОЯТНОСТИ ВОЗДЕЙСТВИЯ ОПАСНЫХ ФАКТОРОВ ПОЖАРА НА ПАССАЖИРОВ ДЛЯ ЭКСПЛУАТИРУЕМЫХ ПАССАЖИРСКИХ ВАГОНОВ

 

Для эксплуатируемых пассажирских вагонов расчётная вероятность воздействия опасных факторов пожара на пассажиров QВ определяется с использованием статистических данных по формуле:

где, n – коэффициент, учитывающий среднестатистические данные о пострадавших пассажирах за рассматриваемый период (n=15);

Т – рассматриваемый период эксплуатации, год;

МЖ – число жертв пожара за рассматриваемый период;

NО – число пассажиров, перевезённых за рассматриваемый период в вагонах.


Приложение 2

 

МЕТОДИКА ИСПЫТАНИЙ ТКАНЕЙ И ПЛЁНОК НА РАСПРОСТРАНЕНИЕ ПЛАМЕНИ

 

Методика предназначена для определения способности тканей и плёнок распространять пламя по поверхности.

Степень сопротивляемости материалов распространению пламени оценивается величиной индекса, рассчитываемого по результатам проведённых испытаний.

 

1. Образцы для испытаний

Для испытаний готовят пять образцов исследуемого материала длиной 320±2мм, шириной 140±2мм, фактической толщиной.

Образцы кондиционируют в лабораторных условиях не менее 48ч.

Испытываемая поверхность образца делится рисками на десять равных участков (0,1,2…9). Риски на поверхности должны совпадать с рисками на рамке держателя образца.

 

2. Приборы для испытаний

Для испытаний материалов на распространение пламени используется установка, основа конструкции которой соответствует ГОСТ 12.1.044-89.

Схема установки приведена на рисунке 1.

 

 

Рис.1. Схема установки для испытаний материалов на распространение пламени.

 

Установка включает в себя следующие элементы:

1 – стойка

2 – электрическая радиационная панель, состоящая из керамической плиты, в пазы которой уложены спирали из проволоки марки Х20Н80-Н.

3 – держатель образца, состоящий из подставки со штативом и рамки (рис.2) из стали толщиной 4 мм с шипами для крепления образца. По верхней и нижней кромкам рамки нанесены деления через каждые 30 мм. Рамку закрепляют на подставке так, чтобы длинная сторона находилась горизонтально под углом 40° к радиационной панели на расстоянии 80 мм от ближней кромки образца до панели, при этом верхняя кромка должна быть на 10 мм ниже верхнего края панели;

4 – вытяжной зонт с размерами 360х360х700 мм, установленный над держателем образца на расстоянии 45 мм от верхней кромки радиационной панели, служит для сбора и удаления продуктов горения. Зонт изготовлен из тонколистовой стали.

5 – термоэлектрический преобразователь диаметром электродов 0,5 мм для замера температуры продуктов горения;

6 – запальная горелка выполняется из трубки диаметром 2 мм с открытым концом, нижняя часть запального пламени этой горелки должна воздействовать в середине нулевого участка на расстоянии 20 мм от нижней кромки образца.

 

 

Рис.2. Рамка для закрепления материалов.

 

3. Проведение испытаний

Перед испытанием образцов и проведением тарировки установки радиационную панель нагревают до температуры, обеспечивающей плотность теплового потока от 27 до 5,7 кВт/м2. Считают, что радиационная панель вышла на стационарный режим, если показания датчика теплового потока достигают заданной величины и остаются неизменными в течение 15 мин.

При наладке установки проводят её тарировку. Тарировка заключается в определении теплового коэффициента установки (β) характеризующего количество тепла, подводимого к поверхности образца в единицу времени и необходимого для повышения температуры дымовых газов на 1 °С. Для этого в рамке держателя образца закрепляется образец негорючей стеклоткани.

Замеряется начальная температура дымовых газов (t0) в верхней части вытяжного зонта. Затем зажигают щелевую калибровочную горелку, регулируя подачу газа с расходом 0,03±0,001 л/с. Через 10 мин горения регистрируют установившуюся температуру дымовых газов (ti) в вытяжном зонте. Ширина насадки горелки 40 мм, размер щели 0,5 мм. Пламя горелки воздействует в точке, расположенной на половине высоты образца. Коэффициент рассчитывается по формуле:

,

где q – удельная теплота сгорания газа (96,8 кДж/л),

Q – расход газа щелевой калибровочной горелки, л/с.

 

В качестве теплового коэффициента установки принимают среднее арифметическое результатов пяти тарировочных испытаний.

Перед испытанием каждого материала определяют начальную температуру t0, точно так, как при тарировке установки.

В процессе испытания определяют:

τ0 – время от начала испытания до момента прохождения фронтом пламени нулевой отметки, с;

τi – время, в течение которого фронт пламени проходит i-ый участок поверхности образца (i=1,2,…9), с;

L – расстояние, на которое распространился фронт пламени, мм;

tmax – максимальную температуру дымовых газов, оС;

τmax – время от начала испытания до достижения максимальной температуры, с.

Испытание длится до момента прекращения распространения пламени по поверхности образца или достижения максимальной температуры дымовых газов, но не более 10 мин.

 

4. Обработка результатов

Для каждого образца рассчитывают индекс распространения пламени (I) по формуле:

где 0,0115 - размерный коэффициент, Вт –1;

0,2 – размерный коэффициент, с/мм.

 

Среднее арифметическое значение индекса пяти испытаний образцов принимают за индекс распространения пламени исследуемого материала.

Значение индекса распространения пламени следует принимать для классификации материалов:

- не распространяющие пламя – среднее арифметическое значение индекса распространения пламени равно 0 (1=0);

- медленно распространяющие пламя 0 < 1 £ 20;

- быстро распространяющие пламя 1>20.

 

 

Приложение 3

 

МЕТОДИКА

ИСПЫТАНИЙ НА РАСПРОСТРАНЕНИЕ ПЛАМЕНИ ПО ПОВЕРХНОСТИ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ПОКРЫТИЙ ПОЛОВ В ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ВАГОНАХ

 

Методика предназначена для определения способности к распространению пламени по поверхности материалов покрытия полов в железнодорожных вагонах.

Способность материалов при воспламенении распространять пламя по поверхности конструкции пола и выделять тепло оценивается величиной индекса распространения пламени, рассчитываемого по результатам проведения испытаний. Они должны характеризовать средние свойства исследуемого материала.

 

1. Образцы для испытаний

Исследуемый материал длиной 320±2 мм, шириной 140±2 мм, фактической толщины, монтируют на асбоцементной подложке толщиной не менее 10 мм, по технологии, предусмотренной техническими условиями.

Образцы кондиционируют в лабораторных условиях не менее 48 ч.

Для испытаний готовят пять образцов.

 

2. Аппаратура

Для экспериментального определения индекса распространения пламени используется установка, основа конструкции которой соответствует ГОСТ 12.1.044-89 (рис. 1).

 

Установка включает в себя следующие элементы:

- стойку (1);

- электрическую радиационную панель размером 250х470 мм (2), закреплённую на стойке и состоящую из керамической плиты, в пазы которой уложены спирали из проволоки  марки Х20Н80Н с суммарной потребляемой мощностью около 8 кВт. Для увеличения мощности инфрокрасного излучения и уменьшения влияния потоков воздуха и продуктов горения перед керамической плитой установлена сетка из жаропрочной стали. Панель устанавливается под углом 60о к поверхности горизонтально расположенного образца;

- держатель образца (3), состоящий из подставки, закреплённой на стойке, и рамки с креплением для образца, устанавливаемых горизонтально так, чтобы нижняя кромка электрической радиационной панели находилась от верхней плоскости рамку с образцом на расстоянии 30 мм по вертикали и 60 мм по горизонтали, как показано на рис. 2. боковая поверхность рамки имеет контрольные деления (насечки через каждые 30±1 мм), пронумерованные цифрами от нуля до девяти;

- вытяжной зонт (4) размером 360х360х700, устанавливаемый над рамкой с образцом и панелью для сбора и удаления продуктов горения. Он располагается относительно верхней кромки радиационной панели на расстоянии 45±1 мм по вертикали и 60±1 мм по горизонтали до плоскости стенки ближней к стойке (рис.1);

 

 

Рис. 1. Схема установки для испытаний покрытий полов на распространение пламени.

 

 

Рис. 2. Схема установки образца

 

- запальную горелку (5), установленную горизонтально между радиационной панелью и рамкой с образцом на расстоянии 8±1 мм от поверхности образца напротив середины нулевого участка. Горелка представляет собой трубку из жаростойкой стали внутренним диаметром 2,0±0,1 мм, имеющую пять отверстий диаметром 0,6 мм на расстоянии 20±1 мм друг от друга, оси которых ориентированы по нормали к поверхности образца;

- термоэлектрический преобразователь типа ТХА диаметром 0,5 мм, укреплённый в центре сечения суженной части зонта на расстоянии 90±2 мм от поверхности его верхнего края;

- секундомер с погрешностью не более 1 с.

 

3. Подготовка к испытаниям

3.1. Устанавливается в рабочее положение рамка образца с закреплённой в ней технологической асбоцементной плитой толщиной не менее 10 мм с контрольными отверстиями по длине для датчиков теплового потока. Центры отверстий (контрольные точки) расположены соответственно на расстоянии 15, 150 и 280 мм от нулевого сечения.

3.2. Регулируется расход газа через запальную газовую горелку таким образом, чтобы язычки пламени касались поверхности асбоцементной плиты. После чего запальную газовую горелку выключают и переводят в положение «контроль» (выводят за край рамки).

3.3. В первом отверстии закрепляются датчик теплового потока с фиксацией. Нагревают радиационную панель, обеспечивая плотность падающего теплового потока в стандартном режиме для первой контрольной точки 13,5±1,5 кВт/м2. (Радиационная панель считается вышедшей на стационарный режим, если показания датчика теплового потока достигают заданной величины и остаются неизменными в течение 15 мин).

3.4 Перестановкой датчика в следующее положение контрольные отверстия асбоцементной плиты регистрируют плотность падающего теплового потока вдоль поверхности образца (рис.3.)

Во второй и третьей точках она должна быть равна соответственно 9±1,0 и 4,6±1,0 кВт2.

 

 

Рис. 3. Плотность падающего теплового потока по длине образца асбоцементной подложки.

 

3.5. По окончании замеров уровней тепловых потоков датчик снимается и приступают к определению теплового коэффициента установки (β), характеризующего количество тепла, подводимого к поверхности образца в единицу времени и необходимого для повышения температуры дымовых газов на 1оС.

Для этого перед асбоцементной плитой устанавливают щелевую калибровочную газовую горелку. Переводят в рабочее положение и включают запальную газовую горелку, регистрируя через 15 мин горения температуру (t0) в вытяжном зонте. Затем зажигают щелевую калибровочную горелку, регулируя подачу газа с расходом 0,03±0,001 л/с. Через 10 мин горения регистрируют температуру (t1) в вытяжном зонте. Тепловой коэффициент установки (β) вычисляют по формуле:

,

где q – удельная теплота сгорания газа (96,8 кДж/л);

Q – расход газа калибровочной горелки, л/с.

В качестве теплового коэффициента установки применяется среднее арифметическое результатов пяти контрольных испытаний.

 

4. Проведение испытаний

4.1. Перед проведением каждого вида испытания контролируют плотность падающего теплового потока в первой контрольной точке.

4.2. Подготовительный к испытаниям образец материала покрытия с закреплённой асбоцементной подложкой устанавливают в рамку и на поверхность образца наносят риски с шагом 30±1 мм.

4.3. Зажигают запальную газовую горелку и переводят её в рабочее положение. Заменяют держатель образца, используемого для контроля тепловых потоков, на держатель с исследуемым образцом за время не более 30 с.

4.4. В процессе испытания определяют:

τо – время от начала испытания до момента прохождения фронтом пламени нулевого участка, с;

τi – время прохождения фронтом пламени i-го участка поверхности образца, с;

L – расстояние, на которое распространился фронт пламени, мм;

tmax – максимальная температура дымовых газов, оС;

τmax – время от начала испытаний до достижения максимальной температуры, с.

Испытания длятся до момента прекращения распространения пламени по поверхности образца или достижения максимальной температуры дымовых газов, но не более 10 мин.

4.5. После испытания каждого материала проводят чистку рабочего конца термоэлектрического преобразователя от сажи.

 

5. Оценка результатов

 

Для каждого образца вычисляют индекс распространения пламени (I) по формуле:

где 0,0115 – размерный коэффициент, Вт-1;

0,2 – размерный коэффициент, с/мм.

 

Среднее арифметическое значение индекса пяти испытаний образцов принимают за индекс распространения пламени исследуемого материала.

По значению индекса распространения пламени материалы для покрытия полов классифицируются следующим образом:

- не распространяющие пламя (I £ 1);

- медленно распространяющие пламя (1 < I £ 20);

- быстро распространяющие пламя (I > 20).

 

6. Требования безопасности

 

Во время испытаний материалов и тарировки установки следует включать принудительную вентиляцию помещения, при этом скорость воздушного потока не должна быть более 0,35 м/с.

Рабочее место оператора должно удовлетворять требованиям электробезопасности по ГОСТ 12.1.019 и санитарно-гигиеническим требованиям по ГОСТ 1.1.005.

 

 

Приложение 4

 

МЕТОДИКА

ОЦЕНКИ ПОЖАРНОЙ ОПАСНОСТИ СПАЛЬНЫХ ПОЛОК (ДИВАНОВ) И КРЕСЕЛ ПАССАЖИРСКИХ ВАГОНОВ

 

1. Образцы для испытаний

 

Испытаниям подвергаются спальные полки, диваны и кресла, или их макеты с размерами сиденья и спинки не менее 400х400 мм, соответствующие по исполнению реальным конструкциям.

 

2. Источник зажигания

 

2.1. В качестве источника зажигания используется 100 г газетной бумаги, предварительно высушенной в течение 3 часов при температуре 70оС.

2.2. Газетная бумага формируется в виде «подушки» следующим образом: один лист (размерами около 600х420 мм) складывается по середине параллельно меньшей стороне, остальные листы мнутся по отдельности и укладываются между половинками сложенного листа. сложенный лист с открытой стороны скрепляется при помощи металлических скрепок или клея. Таким образом, получается «подушка» размером 390х270 мм.

2.3. До начала опыта такую же «подушку» необходимо проверить на продолжительность горения, для чего её следует положить на пластину из негорючего минерального материала толщиной 5 мм, длиной 600 мм и шириной 500 мм. На этой пластине после зажигания с 4-х углов «подушка» должна гореть в течение приблизительно 3 минут.

 

3. Проведение испытаний

 

3.1. Испытания проводятся в помещении объёмом около 60 м2 с принудительной вентиляцией, при этом скорость движения воздушного потока в зоне расположения объектов не должна превышать 0,3 м/с.

3.2. «Подушка» из газетной бумаги размещается на сиденье так, чтобы одна из её продольных сторон соприкасались со спинкой и обеспечивалось её плоское лежание на поверхности сиденья.

3.3. «Подушка» поджигается с четырёх сторон и наблюдается процесс горения с его фиксацией через каждые 30 с.

3.4. При отсутствии защитной плиты под сиденьем необходимо провести дополнительный опыт с использованием газетной «подушки», помещённой на негорючую пластину, которая кладётся под сиденье на пол на расстоянии от нижней поверхности сиденья около 350 мм.

 

4. Оценка результатов испытаний.

 

4.1. Оценка пожарной опасности конструкции проводится по результатам испытаний одного образца.

4.2. Образец конструкции считается выдержавшим испытание, если соблюдаются следующие условия:

- самостоятельное горение прекращается не позднее 10 минут после начала опыта;

- в процессе опыта не наблюдается падение капель горящего расплава.

 

 

Приложение 5

 

НОРМЫ СОПРОТИВЛЕНИЯ ИЗОЛЯЦИИ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ ДО 1000 В ПАССАЖИРСКИХ ВАГОНОВ

 

1. Настоящие нормы распространяются на электрооборудование напряжением до 1000 В пассажирских вагонов.

 

2. Сопротивление изоляции каждой отдельной цепи* (за исключением аккумуляторной батареи) с подключенными токоприёмниками, измеренное относительно корпуса вагона, должно быть не менее указанного в таблице 1.

Учитывая, что сопротивление изоляции (в основном за счёт токоприёмников) зависит от влажности окружающего воздуха, вводится дифференцированная норма сопротивления изоляции.

________________

* Под отдельной цепью следует понимать отдельный токоприёмник или их комплекс, питаемый от одного коммутирующего аппарата или предохранителя.

 

Таблица 1.

 

Минимальная величина сопротивления изоляции электрооборудования до 1000 В

 

№ п/п

Наименование цепей

Нормальные климатические условия

Климатические условия с повышенной влажностью

1

Цепи электрооборудования до 110 В

Не менее 0,5 МОм

Не менее 0,3 МОм

2

Цепи электрооборудования от 110 В до 1 кВ

Не менее 1 МОм

Не менее 1 МОм

3

Цепи аккумуляторной батареи

Не менее 50 кОм

Не менее 30 кОм

 

3. Если комплектующее оборудование, входящее в измерительную цепь, согласно нормам на него (ТУ, ГОСТы, МРТУ, нормали и т.д.), имеет сопротивление изоляции ниже указанного в табл. 1., то контроль изоляции осуществляется поэлементно, в соответствии с нормой изоляции для данного элемента.

Если узел (агрегат) включает в себя несколько подобных элементов, норма на сопротивление изоляции этого узла снижается в соответствии с количеством включенных элементов

где Rиз – общее сопротивление изоляции узла;

Rиз1 – нормируемое сопротивление одного элемента;

N – количество элементов, включенных параллельно или последовательно.

 

4. Сопротивление изоляции цепей сигнализации налива воды измеряется до заливки воды (в сухом состоянии).

 

5. Нормальными климатическими условиями для замеров сопротивления изоляции следует считать зону, ограниченную параметрами, указанными в таблице 2.

Для  климатических условий, выходящих за пределы указанной зоны (в сторону повышения влажности), норма сопротивления изоляции снижается в соответствии с табл. 1. При влажности выше 98% сопротивление изоляции не нормируется.

 

Таблица 2.

 

Характеристика зоны нормальных климатических условий

 

Температура, °С

До 10 °С

От 10 до 19 °С

От 20 до 24 °С

От 25 до 29 °С

От 30 до 34 °С

От 35 до 40 °С

Относительная влажность, %

85±5%

80±5%

70±10%

50±5%

40±5%

30±5%

 

6. Сопротивление изоляции измеряется относительно корпуса вагона мегометром на напряжение 500 В.

 

7. Измерение сопротивления изоляции производится для каждой отдельной цепи с её токоприёмниками, отключенной от остальной электрической схемы. Отключение производится с помощью коммутирующих аппаратов (предохранителей) данной цепи или путём отсоединения одной из клемм.

При замере должны охватываться все участки данной цепи: для цепей, имеющих разрывы (например: розетки, цепь двигателя, включаемого контактором и т.д.) замер должен производиться для каждой из клемм.

 

8. В случае невыполнения нормы изоляции выявляется и заменяется элемент с пониженным уровнем изоляции.

 

9. Допускается не производить измерение изоляции отдельных цепей, если сопротивление изоляции для системы в целом соответствует нормам, указанным в таблице 1.

 

 

Приложение 6

 

УКАЗАНИЯ

ПО ПРИМЕНЕНИЮ МАРОК КАБЕЛЬНЫХ ИЗДЕЛИЙ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЭЛЕКТРОПРОВОДОК В ЕДИНИЦАХ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА И В ВАГОНАХ-ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯХ

 

Для выполнения электропроводок должны применяться кабельные изделия с изоляцией, не распространяющей горение по ГОСТ 12176-89, кроме проводов РК-75-4-110, РК 75-4-12, RG-1 для монтажа в цепях антенн и трансляционных систем, а также проводов ПВКВ и РКГМ повышенной температурой нагрева в пределах 85-180 °С (при отсутствии воздействия агрессивных сред и масел).

 

1. Провод марки ППСВ ТУ 16.705.465, ППСТВМ ТУ 16К.71-291-99

- применять для фиксированного монтажа внутри вагона (при воздействии масел и дизельного топлива, а также при отсутствии этих воздействий) в цепях (если не требуется экранирование):

1.1. – освещения;

1.2. – сигнализации;

1.3. – радиосети;

1.4. – телефона;

1.5.- силовых;

- применять для монтажа с ограниченной подвижностью внутри вагона, под вагоном и на рамах тележек (при воздействии смазочных масел и дизельного топлива и при отсутствии этих воздействий) в цепях (если не требуется экранирование):

1.6. – освещения;

1.7. – управления;

1.8. – сигнализации;

1.9. – радиосети;

1.10. – телефона;

1.11. – силовых.

 

2. Шнур ШВП ГОСТ 7399-97

- применять для фиксированного монтажа и монтажа с ограниченной подвижностью внутри вагонов (при отсутствии воздействия масел и дизельного топлива) в цепях (если не требуется экранирование):

2.1. – сигнализации;

2.2. – радиосети;

2.3. – телефона.

 

3. Провод марки ППСРМО ТУ 16.705.465-87

- применять для монтажа с ограниченной подвижностью под вагоном и на рамах тележек с вводом в вагон длиной не более 3 м для подключения к пультам, аппаратам и т.п. (при отсутствии воздействия смазочных масел и дизельного топлива) в цепях:

3.1. – силовых;

3.2. – управления*;

3.3. – сигнализации*.

Примечание: * если не требуется экранирование.

 

4. Провод марки ПВ3, ПВ4 ГОСТ 6323-79*

- применять для монтажа с ограниченной подвижностью и фиксированного монтажа внутри вагона, для монтажа с ограниченной подвижностью под вагоном и на рамах тележек (при воздействии смазочных масел и дизельного топлива, а также при отсутствии этих воздействий) в цепях:

4.1. – освещения;

4.2. – силовых;

4.3. – управления, вспомогательных и других, где не требуется экранирование;

4.4. – перемычек заземления.

Примечание: *если не требуется экранирование.

 

5. Провод ППСРВМ ТУ 16.705.465-87, ПВСТВМ-1 ТУ 16К.71-291-99

- применять для присоединения к подвижным токоприёмникам, монтажа с ограниченной подвижностью и фиксированного монтажа** внутри вагона, под вагоном, на рамах тележек и выполнения междувагонных соединений (при воздействии смазочных масел и дизельного топлива, а также при отсутствии этих воздействий) в цепях:

5.1. – силовых;

5.2. – управления и вспомогательных, где не требуется экранирование.

Примечание: ** фиксированный монтаж допускается:

 

а) непосредственно по конструкциям из негорючих и трудновоспламеняемых материалов (при воздействии масел и дизельного топлива, а также при отсутствии этих воздействий);

б) по конструкциям из горючих материалов с подкладкой негорючих теплоизоляционных материалов толщиной не менее 2,8 мм, выступающими с каждой стороны провода не менее чем на 15 мм (при отсутствии воздействия смазочных масел и дизельного топлива);

в) по конструкциям из горючих материалов с подкладкой негорючих теплоизоляционных материалов толщиной не менее 2,8 мм, армированных металлическим листом толщиной не менее 0,5 мм, выступающими с каждой стороны провода не менее, чем на 15 мм и защищённых металлическим кожухом (коробом) (при воздействии смазочных масел и дизельного топлива);

г) в металлических коробах, прокладываемых по конструкциям из негорючих и трудновоспламеняемых материалов, а также с подкладкой из негорючих теплоизоляционных материалов толщиной не менее 2,8 мм оп конструкциям из горючих материалов;

д) в лотках, прокладываемых по конструкциям из горючих материалов с прокладкой между ними негорючих теплоизоляционных материалов толщиной не менее 2,8 мм;

е) в лотках, прокладываемых по конструкциям из горючих материалов, на расстоянии не менее 2,8 мм;

 

6. Кабель КПСРВМ ТУ 16.705.465-87, КПСТВМ ТУ 16К.77-291-99

- применять внутри вагона и под вагоном для присоединения к подвижным токоприёмникам и междувагонных соединений, соединений кузов – тележка, для фиксированного монтажа* (например, в электропроводках к электропечам систем отопления вагонов с централизованной системой электроснабжения и т.п.) и монтажа с ограниченной подвижностью при воздействии смазочных масел и дизельного топлива, а также при отсутствии этих воздействий, в цепях:

6.1. – силовых;

6.2. – управления и вспомогательных, где не требуется экранирование и возможно применение кабеля с большим наружным диаметром.

Примечание: *См. примечание** к п.5.

 

7. Провод РПШЭ ТУ 16К 18.001-89

- применять для монтажа с ограниченной подвижностью и фиксированного монтажа внутри вагона и под вагоном** (при отсутствии воздействия смазочных масел и дизельного топлива), преимущественно для прокладки магистралей** в цепях, где требуется экранирование:

7.1. – радиосети;

7.2. – телефона;

7.3. – сигнализации.

Примечание: ** преимущественно в случаях прокладки магистралей в коробах и кабельных каналах, совместно с проводами и кабелями других цепей.

 

8. Провод РКГМ ТУ 16 К 80.09-90

- применять для монтажа с ограниченной подвижностью и фиксированного монтажа внутри вагона и под вагоном, при подключении к аппаратам и приборам в зонах с повышенной температурой нагрева в пределах 85-180 °С (при отсутствии воздействий агрессивных сред и масел).

 

9. Провод ПВФС ТУ 16 К 80.09-90

- применять для монтажа с ограниченной подвижностью и фиксированного монтажа внутри вагона и под вагоном, при подключении к аппаратам и приборам, установленным в зонах с температурой нагрева (в условиях агрессивных сред, масел и дизельного топлива): провод ПВВТ до 105 °С, а провода ПВКФ и ПВФС – до 180 °С.

 

10. Провод марки НВЭ ГОСТ 17515-72

- применять для фиксированного монтажа и монтажа с ограниченной подвижностью в цепях (где требуется экранирование):

10.1. – радиофикация;

10.2. – сигнализация;

10.3. – связи и управления, а также при прокладке совместно с другими цепями электрооборудования вагонов для исключения наводок.

 

11. Провода ПГР и ПГРО ТУ 16-705.330-84

- провод ПГР применять для открытой прокладки при отсутствии механических воздействий;

- провод ПГРО применять для открытой прокладки и прокладки в трубах.

 

12. Провода марки ППСТ и ППСТ-М ТУ 16-505.526-73

- применять для фиксированного монтажа и монтажа с ограниченной подвижностью внутри вагона; для монтажа с ограниченной подвижностью под вагоном в силовых цепях при повышенных температурах окружающей среды или подключения к аппаратам, имеющим нагрев свыше 65 °С во всём диапазоне температур по ТУ 16-505.526-73, но не выше 180 °С.

 

13. Провода марок МГШВ ТУ 16-505.437-82

- применять для монтажа цепей управления статических полупроводниковых преобразователей сечением 1,0 мм2 и 1,5 мм2.

 

14. Провода марок ПЩ ТУ 16.705.467-87

- применять для выполнения гибких заземляющих и шунтирующих перемычек в системах заземления и электроснабжения вагонов с однофазным переменным или постоянным током.

 

15. Кабель КУПЭВ-э ТУ 16-705.096-79

- применять для монтажа с ограниченной подвижностью и фиксированного монтажа в цепях автоматики.

 

16. Кабель КВСФ-75 ТУ 16-705.198-81

- применять для монтажа с ограниченной подвижностью и фиксированного монтажа в цепях информационных и трансляционных систем.

 

17. Кабель РК 75-4-12 ГОСТ 11326.9-79, РК 75-4-110 ТУ 16-505.858-81, RG-6, RG-11

- применять для монтажа с ограниченной подвижностью и фиксированного монтажа в цепях антенн и трансляционных систем.

 

18. В технически обоснованных случаях, по согласованию с Заказчиком, допускается применение других марок кабельной продукции, не предусмотренных данными «Указаниями…».

 

Примечание: Термины «фиксированный монтаж», «монтаж с ограниченной подвижностью», «подвижный токоприёмник» взяты из Приложения 3 ТУ 16.705.465-87 «Провода и кабели для подвижного состава рельсового транспорта и троллейбусов».


Приложение 7

 

ВЕДОМСТВЕННЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ МАТЕРИАЛОВ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В ПАССАЖИРСКИХ ВАГОНАХ, ПОДЛЕЖАЩИХ ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ ПОДТВЕРЖДЕНИЮ НА СООТВЕТСТВИЕ ТРЕБОВАНИЮ ПОЖАРНОЙ ОПАСНОСТИ

 

№ п/п

Наименование материала

Код ОКП

Номенклатура показателей пожарной опасности и методы испытаний

Группа горючести ГОСТ 12.1.044

Индекс распространения пламени ГОСТ 12.1.044

Группа воспла-

меняемости ГОСТ Р 50810-95

Коэффициент дымо-

образования ГОСТ 12.1.044

Показатель токсичности ГОСТ 12.1.044

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

1

Пластик бумажно-слоистый декоративный для судостроения «Манминит»

ТУ 400-1-18-84, ТУ ОП 400-1-411-68-92

225623

-

+

-

+

+

2

Винилискожа-Т уменьшенной пожарной опасности ТУ 17-21-561-86

871314

-

+

-

+

+

3

Винилискожа-Т вентиляционная

ТУ 8729-093-00300191-97

872916

+

+

-

+

+

4

Изделия теплоизоляционные из стеклянного штапельного волокна «URSA» марки П-30

ТУ 5763-002-00287697-97

576312

+

-

-

-

-

5

Полотно нетканое «Огнетекс» для пассажирских вагонов

ТУ 8397-016-47159340-2001

839700

+

-

-

+

+

6

Плиты фанерные трудногорючие

ТУ 5518-002-00273235-96

ТУ 5518-001-2087625-94

551811

+

+

-

+

+

7

Линолиум поливинилхлоридный трудногорючий

ТУ 5770-008-18009705-96

ТУ 5771-019-00282323-98

577113

-

+

-

+

+

8

Изделия из полиэфирного стеклопластика на основе смол пониженной горючести

ТУ 2296-002-10795549-2001

ТУ 3187-001-64191842-2002

ТУ 2296-001-00330513-2002

229682

+

+

-

+

+

9

Стеклоткань теплостойкая марки ТАФ-3 для пассажирских вагонов

595247

+

-

-

+

+

10

Материал прессованный базальтовый

ТУ 21-5328983-08-93

576299

+

-

-

-

-

11

Плёнка поливинилхлоридная трудногорючая гидроизоляционная марки ПТГ

ТУ 17 РСФСР 0300193-61-91

ТУ 8721-181-05790484-2002

8721

+

-

-

+

+

12

Ткань асбестовая ГОСТ 6102-78

257420

+

-

-

-

-

13

Ткань синтетическая занавесочная трудногорючая «Простор»

ТУ 17 РФ 83-12-92

828460

-

+

+

+

+

14

Парусина высокой водоупорности СКПВ ГОСТ 15580-93

823830

+

+

-

-

-

15

Ткань х/б полушерстяная обивочная орт. 18712 «Комфорт»

ТУ 8315-010-00320957-02

8315

+

+

-

+

+

16

Ткань мебельная жаккардовая

ТО РФ 05137420-002-01

к ГОСТ 2422080

831614

+

+

-

+

+

17

Материал базальтовый огнезащитный рулонный (МБОР)

ТУ 5769-003-48582528-00

576912

+

-

-

-

-

18

Плиты теплоизоляционные из минеральной ваты на синтетическом связующем марки П-50

ТУ 5762-004-0400145-96

5762

+

-

-

-

-